СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе Тема. Виды сложносочиненных предложений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).

Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Совершенствовать навыки работы с вариантами заданий ГИА

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе Тема. Виды сложносочиненных предложений.»

Урок в 9 классе

Тема. Виды сложносочиненных предложений.

Цель урока: Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Познакомиться с видами ССП».

Задачи:

Образовательные:

  • Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).

  • Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

совершенствовать навыки работы с вариантами заданий ГИА;

Развивающие:

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к языку;

  • способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.

Оборудование:  цифровой образовательный ресурс.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Планируемый результат:

  • знают основные понятия темы;

  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями ССП;

  • знают правильную постановку пунктуационного знака;

  • преобразовывают информацию: предложение – схема;

  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока

  1. Мотивация деятельности учащихся

Задание 7, вариант 1

Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает, а дети его ложкой по лбу.

- Объяснить написание букв и - е в словах

Примеры на орфограммы:

1. множество - человечество ,мужество , отрочество, ученичество, хлебать - похлёбка

2. Актуализация имеющихся знаний. Целеполагание и постановка проблемы


- Какое предложение называется сложным? (Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными)

- Какими средствами связи соединяются простые предложения в составе сложных? (Интонация и союзы или союзные слова)

- Какие предложения соединяются только интонацией? (Бессозные)

- На какие предложения делятся союзные? (На сложносочинённые и сложноподчинённые)

- На какие виды делятся сложносочиненные предложения? (Ответа нет)

- Тема урока? (На какие виды делятся сложносочиненные предложения)

- Виды сложносочиненных предложений.

Цели урока (составляют учащиеся, учитель корректирует)



3. Поиск путей решения проблемы

§9, стр.58 чтение параграфа (первый абзац) . На какие 3 основные группы подразделяются ССП? Коллективная работа

  1. Слайд 1 ССП с соединительными союзами (ни...ни, и, да (=но), тоже, также, как...так и, не только... но и), Гроза разразиласьи дождь освежил томящуюся землю.

  2. Слайд 2 ССП с противительными союзами (а, но, да (=но), однако, же, однако же, зато), например: Корень учения горек, зато плоды его сладки.

  3. Слайд 3 ССП с разделительными союзами: (или, либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли), например: То ли гречка цветётто ли речка течёт.

4.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Упр.94

  1. ССП с соединительные отношения

  2. ССП с противительные отношения

  3. ССП с разделительные отношения

5.Систематизация знаний


Тест «ССП»

1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

2. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу


3. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.


4. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.


5. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.


6. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.


7. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.


8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.


1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


9. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ], но [ ].

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.


Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

6. Объяснение домашнего задания

Упр.96, § 9, стр. 58 - 59

7. Рефлексия учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!