СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок весенняя гроза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок весенняя гроза»



Конспект урока по стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

УМК «Школа России»

3 класс

Цель: развивать навык выразительного чтения, анализировать произведение, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать взаимосвязь природы и поэзии.

Предметные результаты:

  1. Формирование навыка выразительного чтения;

  2. Умение воспринимать на слух прочитанное;

  3. Умение слушать и понимать речь других;

  4. Умение оформлять свои мысли в устной форме;



Метапредметные результаты:

  1. Умение определять настроение лирического произведения;

  2. Умение выделять средства художественной выразительности текста, такие как: олицетворение, метафора.

  3. Умение сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.

  4. Знание лексического значения слов (перлы, гам, шум нагорный, вторит).



Личностные результаты:

  1. Развитие речи, внимания и памяти;

  2. Формирование умения видеть красоту поэтического слова;

  3. Развитие чувства красоты.



Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенний гром», толковый словарь Ожегова.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.



Речевая разминка.

- Для начала мы проведем речевую разминку.

Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по Летнему саду. И вдруг! Вы видите, что расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? (- С радостной, веселой, восторженной)

- На экране вы видите об этом стихотворение. Прочитайте его про себя и приготовьтесь прочитать вслух.



Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

(Е. Серова)



-Каким тоном будем читать это стихотворение?

- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

- С каким тоном будем читать первую строку?

- Вторую?

- А третью и четвертую строчки?

- Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

- Что нужно делать для того, чтобы научиться читать стихи? (- Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь)

Актуализация знаний.

- Сегодня мы будем говорить о весне, о явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

- Может кто-то из вас знает стихотворение о весне? (выступают желающие и ученик с подготовленным стихотворением)

- Молодцы! А сегодня мы с вами поговорим об этом человеке (на слайде появляется портрет Ф. И. Тютчева)

- Кто-нибудь помнит, как зовут этого поэта? ( Федор Иванович Тютчев)

- Совершенно верно! Фёдор Иванович Тютчев - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились в прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году? (- «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».)

- Слышали ли вы, как гремит гром?

- Какие чувства вы испытывали, когда слышали, что где-то неподалеку начинается гром?

- А вот Ф. И. Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать над стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

-Давайте прослушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» в исполнении Александра Кутепова, он был советским актером.

-Какие эмоции вы испытали?

-Теперь прочитайте стихотворение про себя и приготовьтесь прочитать вслух.

-О чём это стихотворение?

-Какие непонятные слова вам встретились в тексте? (- Перлы, гам, шум нагорный, вторит)

- Может кто-нибудь знает значение этих слов?

- Давайте откроем словарь Ожегова и проверим, правильно ли поняли эти слова.

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

- Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.



(Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.)

- Какая картина возникает перед вами? (- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно)

- Теперь давайте постараемся найти чудо. Какое чудо происходит в первой строфе? (- Гром)

- Правильно. Гром – это явление природы и по-настоящему играть, и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.)

- Но в стихотворении гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.

- Давайте посмотрим на презентацию и узнаем, что же такое олицетворение.

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Давайте придумаем свои примеры олицетворения. Кто может назвать?

- Молодцы! Гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.)

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

Знакомство с приемом звукописи.

- Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:



Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.



- Итак, какой же звук я выделила? [p]

- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).

- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

- Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.



Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.



Какие слова об этом говорят? (- Раскаты молодые.)

- А что значит молодые раскаты? (- Несильные, короткие)

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (Дождь, солнце)

- Какие картины вы себе представили? (Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

Мета́фора («переносное значение») -перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

– Какое чудо во 2-ой строфе? (- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити.)

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснуся-

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянутся)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться)

Прочитаем третью строфу.



С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесой и шум нагорным

Всё вторит весело громам.

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»? (Ручеек)

- Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

- Как вы догадались?

- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (Потоки)

- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?

- Давайте вспомним, что значит "Гам лесной" (- Крики птиц, шум воды, шум листвы...)

Настроение стихотворения.

- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу)

- Да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе.



Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.



- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно?

Выразительное чтение.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового? (- В стихах обязательно происходит… чудо и есть тайна)

- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? (-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».)

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Нарисовать рисунок к стихотворению.

По желанию:

Сочинить свое стихотворение о весне.



Спасибо за работу на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!