Конспект урока по стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
УМК «Школа России»
3 класс
Цель: развивать навык выразительного чтения, анализировать произведение, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать взаимосвязь природы и поэзии.
Предметные результаты:
Формирование навыка выразительного чтения;
Умение воспринимать на слух прочитанное;
Умение слушать и понимать речь других;
Умение оформлять свои мысли в устной форме;
Метапредметные результаты:
Умение определять настроение лирического произведения;
Умение выделять средства художественной выразительности текста, такие как: олицетворение, метафора.
Умение сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.
Знание лексического значения слов (перлы, гам, шум нагорный, вторит).
Личностные результаты:
Развитие речи, внимания и памяти;
Формирование умения видеть красоту поэтического слова;
Развитие чувства красоты.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенний гром», толковый словарь Ожегова.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Речевая разминка.
- Для начала мы проведем речевую разминку.
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по Летнему саду. И вдруг! Вы видите, что расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? (- С радостной, веселой, восторженной)
- На экране вы видите об этом стихотворение. Прочитайте его про себя и приготовьтесь прочитать вслух.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
(Е. Серова)
-Каким тоном будем читать это стихотворение?
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
- С каким тоном будем читать первую строку?
- Вторую?
- А третью и четвертую строчки?
- Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
- Что нужно делать для того, чтобы научиться читать стихи? (- Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь)
Актуализация знаний.
- Сегодня мы будем говорить о весне, о явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
- Может кто-то из вас знает стихотворение о весне? (выступают желающие и ученик с подготовленным стихотворением)
- Молодцы! А сегодня мы с вами поговорим об этом человеке (на слайде появляется портрет Ф. И. Тютчева)
- Кто-нибудь помнит, как зовут этого поэта? ( Федор Иванович Тютчев)
- Совершенно верно! Фёдор Иванович Тютчев - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились в прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году? (- «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».)
- Слышали ли вы, как гремит гром?
- Какие чувства вы испытывали, когда слышали, что где-то неподалеку начинается гром?
- А вот Ф. И. Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать над стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
-Давайте прослушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» в исполнении Александра Кутепова, он был советским актером.
-Какие эмоции вы испытали?
-Теперь прочитайте стихотворение про себя и приготовьтесь прочитать вслух.
-О чём это стихотворение?
-Какие непонятные слова вам встретились в тексте? (- Перлы, гам, шум нагорный, вторит)
- Может кто-нибудь знает значение этих слов?
- Давайте откроем словарь Ожегова и проверим, правильно ли поняли эти слова.
Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
Анализ произведения.
Чтение с заданием: найти “чудо”.
- Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
(Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.)
- Какая картина возникает перед вами? (- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно)
- Теперь давайте постараемся найти чудо. Какое чудо происходит в первой строфе? (- Гром)
- Правильно. Гром – это явление природы и по-настоящему играть, и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.)
- Но в стихотворении гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.
- Давайте посмотрим на презентацию и узнаем, что же такое олицетворение.
Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Давайте придумаем свои примеры олицетворения. Кто может назвать?
- Молодцы! Гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.)
- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
Знакомство с приемом звукописи.
- Как поэт помогает нам «услышать» грозу?
- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Итак, какой же звук я выделила? [p]
- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).
- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.
- Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Какие слова об этом говорят? (- Раскаты молодые.)
- А что значит молодые раскаты? (- Несильные, короткие)
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (Дождь, солнце)
- Какие картины вы себе представили? (Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)
Мета́фора («переносное значение») -перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
– Какое чудо во 2-ой строфе? (- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити.)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснуся-
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянутся)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться)
Прочитаем третью строфу.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»? (Ручеек)
- Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
- Как вы догадались?
- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (Потоки)
- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?
- Давайте вспомним, что значит "Гам лесной" (- Крики птиц, шум воды, шум листвы...)
Настроение стихотворения.
- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.
Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу)
- Да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).
- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.
- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно?
Выразительное чтение.
Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового? (- В стихах обязательно происходит… чудо и есть тайна)
- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? (-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».)
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Нарисовать рисунок к стихотворению.
По желанию:
Сочинить свое стихотворение о весне.
Спасибо за работу на уроке.