Урок- викторина по предмету ОДНКНР
«Хранители знаний»
Составитель: Афанасьева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ
Класс: 5 «В»,5 «Г» Дата проведения: 20.03.23г
Цель: обобщение и закрепление изученного материала
Задачи:
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи;
Образовательная: закрепить понятия: культура, религия, традиции, образцы нравственного поведения, связь поколений;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.
Оборудование:
Учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Виноградовой Н. Ф., Власенко В. И., Полякова А. В.;
презентация
тетради обучающихся
кубик, на гранях которого отмечены цифры 1-6.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Вступительное слово:
- Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок. Я приготовила для вас викторину, ответив на вопросы которой мы с вами сможем подвести итог изученного, а заодно и выясним, кто из вас является знатоком и Хранителем знаний класса ( слайд 1)
Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.(слайд 2)
Условия и порядок игры: класс делится на 3 команды (по рядам). У каждой команды своя Копилка. Представители каждого ряда, поочерёдно, бросают кубик. На его гранях обозначены цифры 1-6, которым соответствуют изученные нами разделы. В каждом разделе подготовлено 5 вопросов. Таким образом, у каждого из вас будет возможность принести балл своей команде за правильный ответ и опустить заработанный жетон в Копилку знаний.
3.Основная часть. (слайды 3- 8- раздел викторины)
Вопросы викторины:
*«Величие многонациональной российской культуры»
- В России живут самые разные народы. Сколько их?( больше 150).
- Какай самый многочисленный народ ? ( русские)
- Что делает нашу страну сильнее? (Союз народов скрепляет общая история и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости)
- Что является основой исторического развития России ( взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур)
- Что мы называем духовно-нравственной культурой? (нравственные ценности, идеалы, религиозные верования, то есть то, что составляет внутренний мир человека)
*«Человек- творец и носитель культуры»
- В каких двух качествах выступает человек по отношению к культуре? (с одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры)
- Как называют человека, который преобразует окружающую действительность, делится своим талантом, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей? (творец)
-Какие законы являются неотъемлемой частью культуры? ( законы нравственности)
-Какими качествами должен обладать человек, как творец и носитель культуры? (должен быть честным, высоконравственным человеком)
-Какая наука помогает разобраться в том, что такое нравственность? ( этика)
* «Береги землю родимую, как мать любимую»
- Так мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. О чём речь? (о Родине)
- Пожалуй, человек не сумел бы прочувствовать все глубинные чувства любви, гордости, уважения, если б не познал чего? ( горечь потерь)
- Как называют борьбу народа за освобождение своих земель от захватчиков? (освободительная)
- Во все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Как их называют в народе? (защитники)
- Кто такой патриот? (человек, любящий свою Родину, и готовый встать на её защиту)
* «Семья- хранитель духовных ценностей»
- Назови главную семейную ценность. (любовь и поддержка)
- Мусульмане называют её местом, где успокаивается душа и отдыхает сердце». Что это ? (семья)
- «Слава детей- родители их»- в какой из религий говорят так? (иудаизм)
- О какой священной обязанности родителей говорится в буддизме? (указывать детям правильный путь)
- «Что Бог сочетал, того человек не разлучает»- так говорят… (христиане)
* «Культура и религия»
- Человек, совершающий путешествие, чтобы поклониться святыням (Паломник)
- Древнерусское название монастыря (обитель)
- Религиозные обряды, молитвы, жертвоприношения (культ)
- Чему способствуют традиционные религии России? (укреплению нравственности)
- В России 4 государственных религии: православие, буддизм, иудаизм и ислам. Какая из них самая молодая? (ислам)
* «Хранить память предков»
- Человек, материально помогающий искусству и культуре без цели получения прибыли (меценат)
- Какой храм был символом благодарности Богу за спасение России от наполеоновского нашествия? (храм Христа Спасителя в Москве)
- Что означает надпись «Охраняется государством» на старинных особняках, дворцах, храмах? (перед нами объект культурного наследия. Его нельзя разрушать, перемещать, менять его облик снаружи и внутри)
- С её помощью добрый опыт, образуются традиции, накапливаются и передаются бытовые навыки. Что это? (память)
- Что такое благотворительность? (оказание поддержки и безвозмездной помощи нуждающимся)
4.Заключительная часть.
- Итак, урок подошёл к концу.(слайд 9) Ребята, я хочу, чтобы вы хорошо запомнили: пока мы уважаем и храним традиции наших предков, передаём их новому, молодому поколению, не иссякнет источник добра, справедливости и духовного богатства нашей страны.
Подведение итогов:- А на сегодняшний день у нас определились Хранители знаний класса( подсчет набранных баллов- жетонов в Копилке каждой команды, поощрение победителей) (слайд 10)
Рефлексия: - Чем был полезен сегодняшний разговор? Какие знания я буду применять в жизни?
- Спасибо за урок, ребята! (слайд 11)