Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 10 классе
Тема урока: И. А. Бунин «Сны Чанга».
Цели урока:
Дать учащимся представление о философском характере прозы Бунина, ориентированной на исследование внутреннего мира человека.
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение наблюдать и отмечать особенности языка писателя.
Способствовать развитию интереса к творчеству И.А. Бунина, русской литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты рассказа.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
- Кажется, жанр рассказа был наиболее почитаем И.А. Буниным. Наверное, это не случайно. Исследователи его творчества полагают, что малые формы прозы обусловлены его стремлением сосредоточиться на внутреннем облике героев в какой-то конкретной ситуации. Постижение внутреннего мира, душевных переживаний героя, пожалуй, главное для писателя. Вспомните, для кого ещё это бы характерно?
Из большого разнообразия рассказов Бунина трудно выбрать какой-то один. Они все интересны, значимы, важны для понимания сути его творчества. Они все дают представление о человеке и человеческом бытии, написаны выразительно, мастерски.
И всё-таки обратимся к одному, может быть, самому непростому, «зашифрованному, для восприятия, понимания, загадочному (как иногда говорят) рассказу «Сны Чанга», написанному в 1916 году. Каким представляется это время?
- Уходит XIX век, исчезают многие идеалы, связанные с ним.
- Это время разлома мира, рубежа эпохи.
- Идёт I мировая война, Россия накануне двух революций.
- Почему-то вспоминается «Чёрный квадрат» Малевича. Кажется, он точно передаёт ощущение этого времени, тревожное, трагическое.
- Всё кажется таким зыбким, непрочным. Предчувствие какой-то беды, большого несчастья…
II. Беседа по содержанию рассказа (анализ).
Учитель: О чём это произведение?
- О жизни.
- О смысле жизни человека.
- О жизни и смерти.
- О счастье и несчастье.
- Об утраченной любви
- О страдании…
- Об утраченном смысле жизни, радости бытия…
Учитель: Что есть жизнь и смерть? В чём смысл жизни? Что такое любовь? – какие это вопросы?
- Это вечные вопросы. Философские…
Учитель: Значит, перед нами писатель-философ, размышляющий над вечными вопросами человеческого бытия. Как можно объяснить такое начало рассказа: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на Земле»?
- Может, Бунин хотел сказать о типичности человеческой судьбы, размышляя о человеческой жизни вообще.
- Второе предложение в этой фразе, наверное, наиболее значимо. Мне кажется, писатель-гуманист утверждает этим ценность любой человеческой жизни, уникальность каждого.
- Может, такой зачин – чисто «писательский» приём, чтобы заинтересовать читателя, подготовить его к восприятию повествования, «погрузить» в философию рассказа…
Учитель: В чём необычность рассказа?
- Всё показано «глазами» собаки, через её «восприятие».
Учитель: Известны ли вам произведения русской литературы XIX. XX веков, где это один из важных (иногда главных) персонажей? Почему, как вы думаете?
- «Каштанка», «Муму», «Белый пудель», «Униженные и оскорблённые», «Мастер и Маргарита», «Верный Руслан»…
- Наверное, это позволяет авторам произведений глубже представить внутренний мир человека. Собака – верный, преданный друг человека. Она всё понимает, а сказать не может. А писатель даёт ей такую возможность.
- Иногда для писателя важно подчеркнуть одиночество героя. Собака – своеобразный символ верности. Преданности.
- В некоторых произведениях противопоставляются пороки персонажа и нравственное поведение собаки.
Учитель: Как соотносятся название рассказа, содержание и композиция? Какую роль в повествовании играют сны Чанга?
Через «восприятие» собаки показана жизнь и смерть героя. Это условность. Не случаен повторяющийся вопрос: «Сон или действительность?, «Действительность или сон»?
- Сны Чанга «держат» весь рассказ, объединяют, «сцепляют» отдельные эпизоды, дают читателю относительно целостное представление о жизни капитана.
- Это скорее не сны. А реальность, своеобразные воспоминания, в которых фрагменты, кусочки прежней жизни капитана.
Учитель: А какая это прежняя жизнь?
Пересказ, комментированное чтение учащимися эпизодов.
Учитель: Какого его отношение к жизни?
- «Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима лишь для сумасшедших».
Учитель: Что было главным в жизни капитана, как вам кажется?
- Дело и любовь. («Я. Чанг, всё-таки счастливый человек…)
- Пожалуй, больше любовь. («Я. братец, так люблю её, что даже боюсь своей любви: для меня весь мир только в ней…»)
Учитель: Почему же боится?
- Человеческое счастье порой так хрупко, что страшно за него…
- Боится потерять это, ведь многое может разрушить счастье, любовь: болезнь, смерть, измена, чьё-то коварство…
- Человек боится своего счастья, потому что «ничто не вечно под луной». Боится всепоглощающей силы любви (как жить, если это исчезнет?).
Учитель: Гармония мира действительно нарушена, когда рядом не оказалось двух любимых женщин – жены и дочери. Каким видит героя читатель теперь?
- Одиноким, только собака – символ преданности - с ним.
- Опустившимся, пьющим.
- Глубоко страдающим.
Учитель: Почему?
- Жизнь утратила смысл.
- Он уже не живёт. Он мёртв ещё до своей физической смерти (комната…холодная», «спит капитан очень спокойно, лежит, - на спине, с закрытыми глазами и серым лицом, - неподвижно, как мёртвый»).
Учитель: Что случилось? Кто виноват?
- Автор не даёт прямого ответа на этот вопрос. Мы можем только домыслить: что-то не сложилось в личных отношениях – произошёл какой-то разрыв, наверное («Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь»).
- Наверное, у неё не было такой всепоглощающей любви, как у него. (Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и от этого от самого себя никогда и никого не любят»).
- Здесь какая-то загадка (может, потому рассказ считают загадочным?). Беда человека в неспособности, в невозможности постичь чужую душу (так и вспоминается: «Человек есть тайна»).
Учитель: Почему упоминается восточное божество Тао?
- Капитан плавал в тех краях, знаком был, очевидно, с восточной мифологией.
- Может быть, это какое-то увлечение самого Бунина? (Для познания души человека писателю важны любые средства).
Учитель: Какова тональность рассказа?
- Очень грустный рассказ.
- Тревожащий, бередящий душу читателя.
- Но нет, мне кажется, здесь безысходности. Жизнь, красота, любовь, счастье, душа – вечны, бессмертны! («…и глаза их, полные слёз, встречаются в такой любви друг к другу, что всё существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет есть на Земле ещё какая-то , мне неведомая, третья правда!) Хотя в этих словах тоже загадка…
Учитель: На какие художественные особенности обратили внимание, читая это произведение?
- Унылый пейзаж: «Погода злая, мрачная…» Он соответствует состоянию души, нынешней жизни капитана. Как и описание его жилища…
- Но есть и другой пейзаж: «Ночь же настала страшная и великолепная…» Небо, море, звёзды – огромный, таинственный, непостижимый мир – Космос. Вот так и душа человека таинственна и непостижима.
- Часто повторяющееся прилагательное «серый» (лицо, дым, небо…) И жизнь сейчас такая же унылая, серая, лишённая красок, лишённая радости.
- Есть и тревожный цвет в рассказе: «винно-красное…солнце» (очень необычное сложное прилагательное. Наверное, только у этого автора можно встретить), «красные звёзды», «тёмно- огненная митра».
- Очень выразительные, соответствующие содержанию рассказа сравнения («как песок в корабельных часах», «как мёртвый», «солнце…похожее на тёмно-огненную митру»).
Учитель: Всё прочитанное, сказанное сегодня, наверное, позволяет сделать вывод о Бунине не только как о большом философе, исследователе жизни, души человека, но и великолепном мастере слова. Вы убедитесь в этом, читая и другие его произведения.
Учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ
О.Н. Ищенко