СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по теме "Сны Чанга" И.А. Бунина. Цели урока:

1) Дать представление о философском характере прозы Бунина, ориентированной на исследование внутреннего мира человека.

2) Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение наблюдать и отмечать особенности языка писателя.

3) Способствовать развитию интереса к творчеству И.А. Бунина, русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 10 классе»

Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 10 классе

Тема урока: И. А. Бунин «Сны Чанга».

Цели урока:

  1. Дать учащимся представление о философском характере прозы Бунина, ориентированной на исследование внутреннего мира человека.

  2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение наблюдать и отмечать особенности языка писателя.

  3. Способствовать развитию интереса к творчеству И.А. Бунина, русской литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты рассказа.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Кажется, жанр рассказа был наиболее почитаем И.А. Буниным. Наверное, это не случайно. Исследователи его творчества полагают, что малые формы прозы обусловлены его стремлением сосредоточиться на внутреннем облике героев в какой-то конкретной ситуации. Постижение внутреннего мира, душевных переживаний героя, пожалуй, главное для писателя. Вспомните, для кого ещё это бы характерно?

Из большого разнообразия рассказов Бунина трудно выбрать какой-то один. Они все интересны, значимы, важны для понимания сути его творчества. Они все дают представление о человеке и человеческом бытии, написаны выразительно, мастерски.

И всё-таки обратимся к одному, может быть, самому непростому, «зашифрованному, для восприятия, понимания, загадочному (как иногда говорят) рассказу «Сны Чанга», написанному в 1916 году. Каким представляется это время?

- Уходит XIX век, исчезают многие идеалы, связанные с ним.

- Это время разлома мира, рубежа эпохи.

- Идёт I мировая война, Россия накануне двух революций.

- Почему-то вспоминается «Чёрный квадрат» Малевича. Кажется, он точно передаёт ощущение этого времени, тревожное, трагическое.

- Всё кажется таким зыбким, непрочным. Предчувствие какой-то беды, большого несчастья…

II. Беседа по содержанию рассказа (анализ).

Учитель: О чём это произведение?

- О жизни.

- О смысле жизни человека.

- О жизни и смерти.

- О счастье и несчастье.

- Об утраченной любви

- О страдании…

- Об утраченном смысле жизни, радости бытия…

Учитель: Что есть жизнь и смерть? В чём смысл жизни? Что такое любовь? – какие это вопросы?

- Это вечные вопросы. Философские…

Учитель: Значит, перед нами писатель-философ, размышляющий над вечными вопросами человеческого бытия. Как можно объяснить такое начало рассказа: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на Земле»?

- Может, Бунин хотел сказать о типичности человеческой судьбы, размышляя о человеческой жизни вообще.

- Второе предложение в этой фразе, наверное, наиболее значимо. Мне кажется, писатель-гуманист утверждает этим ценность любой человеческой жизни, уникальность каждого.

- Может, такой зачин – чисто «писательский» приём, чтобы заинтересовать читателя, подготовить его к восприятию повествования, «погрузить» в философию рассказа…

Учитель: В чём необычность рассказа?

- Всё показано «глазами» собаки, через её «восприятие».

Учитель: Известны ли вам произведения русской литературы XIX. XX веков, где это один из важных (иногда главных) персонажей? Почему, как вы думаете?

- «Каштанка», «Муму», «Белый пудель», «Униженные и оскорблённые», «Мастер и Маргарита», «Верный Руслан»…

- Наверное, это позволяет авторам произведений глубже представить внутренний мир человека. Собака – верный, преданный друг человека. Она всё понимает, а сказать не может. А писатель даёт ей такую возможность.

- Иногда для писателя важно подчеркнуть одиночество героя. Собака – своеобразный символ верности. Преданности.

- В некоторых произведениях противопоставляются пороки персонажа и нравственное поведение собаки.

Учитель: Как соотносятся название рассказа, содержание и композиция? Какую роль в повествовании играют сны Чанга?

Через «восприятие» собаки показана жизнь и смерть героя. Это условность. Не случаен повторяющийся вопрос: «Сон или действительность?, «Действительность или сон»?

- Сны Чанга «держат» весь рассказ, объединяют, «сцепляют» отдельные эпизоды, дают читателю относительно целостное представление о жизни капитана.

- Это скорее не сны. А реальность, своеобразные воспоминания, в которых фрагменты, кусочки прежней жизни капитана.

Учитель: А какая это прежняя жизнь?

Пересказ, комментированное чтение учащимися эпизодов.

Учитель: Какого его отношение к жизни?

- «Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима лишь для сумасшедших».

Учитель: Что было главным в жизни капитана, как вам кажется?

- Дело и любовь. («Я. Чанг, всё-таки счастливый человек…)

- Пожалуй, больше любовь. («Я. братец, так люблю её, что даже боюсь своей любви: для меня весь мир только в ней…»)

Учитель: Почему же боится?

- Человеческое счастье порой так хрупко, что страшно за него…

- Боится потерять это, ведь многое может разрушить счастье, любовь: болезнь, смерть, измена, чьё-то коварство…

- Человек боится своего счастья, потому что «ничто не вечно под луной». Боится всепоглощающей силы любви (как жить, если это исчезнет?).

Учитель: Гармония мира действительно нарушена, когда рядом не оказалось двух любимых женщин – жены и дочери. Каким видит героя читатель теперь?

- Одиноким, только собака – символ преданности - с ним.

- Опустившимся, пьющим.

- Глубоко страдающим.

Учитель: Почему?

- Жизнь утратила смысл.

- Он уже не живёт. Он мёртв ещё до своей физической смерти (комната…холодная», «спит капитан очень спокойно, лежит, - на спине, с закрытыми глазами и серым лицом, - неподвижно, как мёртвый»).

Учитель: Что случилось? Кто виноват?

- Автор не даёт прямого ответа на этот вопрос. Мы можем только домыслить: что-то не сложилось в личных отношениях – произошёл какой-то разрыв, наверное («Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь»).

- Наверное, у неё не было такой всепоглощающей любви, как у него. (Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и от этого от самого себя никогда и никого не любят»).

- Здесь какая-то загадка (может, потому рассказ считают загадочным?). Беда человека в неспособности, в невозможности постичь чужую душу (так и вспоминается: «Человек есть тайна»).

Учитель: Почему упоминается восточное божество Тао?

- Капитан плавал в тех краях, знаком был, очевидно, с восточной мифологией.

- Может быть, это какое-то увлечение самого Бунина? (Для познания души человека писателю важны любые средства).

Учитель: Какова тональность рассказа?

- Очень грустный рассказ.

- Тревожащий, бередящий душу читателя.

- Но нет, мне кажется, здесь безысходности. Жизнь, красота, любовь, счастье, душа – вечны, бессмертны! («…и глаза их, полные слёз, встречаются в такой любви друг к другу, что всё существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет есть на Земле ещё какая-то , мне неведомая, третья правда!) Хотя в этих словах тоже загадка…

Учитель: На какие художественные особенности обратили внимание, читая это произведение?

- Унылый пейзаж: «Погода злая, мрачная…» Он соответствует состоянию души, нынешней жизни капитана. Как и описание его жилища…

- Но есть и другой пейзаж: «Ночь же настала страшная и великолепная…» Небо, море, звёзды – огромный, таинственный, непостижимый мир – Космос. Вот так и душа человека таинственна и непостижима.

- Часто повторяющееся прилагательное «серый» (лицо, дым, небо…) И жизнь сейчас такая же унылая, серая, лишённая красок, лишённая радости.

- Есть и тревожный цвет в рассказе: «винно-красное…солнце» (очень необычное сложное прилагательное. Наверное, только у этого автора можно встретить), «красные звёзды», «тёмно- огненная митра».

- Очень выразительные, соответствующие содержанию рассказа сравнения («как песок в корабельных часах», «как мёртвый», «солнце…похожее на тёмно-огненную митру»).

Учитель: Всё прочитанное, сказанное сегодня, наверное, позволяет сделать вывод о Бунине не только как о большом философе, исследователе жизни, души человека, но и великолепном мастере слова. Вы убедитесь в этом, читая и другие его произведения.

Учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ

О.Н. Ищенко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!