СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с внешней политикой России на рубеже XVI-XV1I вв.; выделять главные задачи внешней по­литики Российского государства в конце XVI - начале XVII в. и анализировать направления внешнеполитической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.»

фрагмент исторического документа
для первой группы

Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по де­тям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобрав­шись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и на­учены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, — такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж...

Вопросы по тексту

  • Какие методы воспитания предлагает автор «Домостроя»?

  • Какова взаимосвязь между родителями и детьми?

- Что вам кажется справедливым в этом документе?

- Какие положения «Домостроя» вы отвергаете? Ответ аргу­ментируйте.

Фрагмент исторического документа
для второй группы

Как детям почитать и беречь отца и мать
и повиноваться им и утешать их во всем

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследу­ют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послуш­ные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней если прогневят отца или досадят матери.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не уко­ряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», — этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служите им, тогда и сами от Бога на­граду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

Вопросы по тексту

  • Как дети должны относиться к своим родителям?

  • Как вы относитесь к данным наставлениям?

  • Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для третьей группы

Из Похвалы мужьям

Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня мно­гоценного.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую — только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.

Как мужу воспитывать свою жену...

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным на­ставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего...

Вопросы по текстам

  • Какой образ «идеальной жены» рисует автор?

  • Согласны ли вы с такой трактовкой?

  • Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам пред­ставляются справедливыми?

  • С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для четвертой группы

О праведной жизни

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сер­дечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от правед­ных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.

Вопросы по тексту

  • Что подразумевает автор под праведной жизнью?

  • Какие доводы приводит?

  • Согласны ли вы с его выводами? Ответ аргументируйте.














































Урок. Внешнеполитические связи России
с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.

Цели и задачи: познакомить с внешней политикой России на рубеже XVI-XV1I вв.; выделять главные задачи внешней по­литики Российского государства в конце XVI - начале XVII в. и анализировать направления внешнеполитической деятельности.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия шляхта; применять основные хронологические понятия и термины; использовать сведения из исторической карты как источника информации; описывать особенности вне­шнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI - начале XVII в.; анализировать связи между политическими и экономиче­скими явлениями; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: формулировать, аргументи­ровать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: работать по плану, 3) познавательные: описывать исторические факты, работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, личностные УУД: форми­ровать и развивать познавательный интерес к изучению истории России;

Оборудование: учебник, карты: «Европа в конце XVI — начале XVII в.», «Османская империя в XVI—XVII вв.» и др., пакет с ра­бочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Для понимания внешней политики России необходимо учи­тывать особенности ее геополитического положения.

Запись в тетради

Геополитическое положение страны — это ее место на полити­ческой карте мира и отношение к различным государствам.

Тема урока: «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.».

План урока

1.Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны.

2.Россия и Речь Посполитая.

3.Россия и Крымское ханство.

4.Россия и Османская империя.

5.Россия и Персия.

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

  • Почему внешнеполитический курс России носил противо­речивый характер?

  1. Введение в новый материал

На сегодняшнем уроке вы выступите в роли молодых дипло­матов. Любая дипломатическая служба выполняет так называе­мую информационную работу - собирает, обрабатывает и докла­дывает информацию о той стране, в которой она находится.

  • Разделитесь на пять групп. Работая с § 14 учебника подготовьте краткие «донесения» о странах, выделите «проблемные места» во взаимоотноше­ниях этих стран с Россией.

Первая группа - страны Европы накануне Тридцатилетней войны (общий обзор).

Вторая группа - Речь Посполитая.

Третья группа — Крымское ханство.

Четвертая группа - Османская империя.

Пятая группа — Персия.

(Группы, используя текст параграфа, карты, документы, дол­жны составить вопросы-подсказки и план по теме.)

Рекомендации по составлению плана

План — это краткая запись содержания какого-либо источни­ка информации, перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике.

Простой план состоит из 3—5 пунктов. Сложный план пред­полагает наличие подпунктов, которые раскрывают содержание основных вопросов.

Чтобы составить план, необходимо:

1)прочитать текст;

2)разделить текст на законченные по смыслу части;

3)выделить в каждой из частей главные мысли (главная мысль может существовать самостоятельно, а второстепенная мысль раскрывает содержание главной мысли, но не существует отдельно от нее);

4)озаглавить каждую часть текста, т. е. составить основные пункты плана, точно раскрывающие содержание главной мысли;

5)при составлении развернутого плана ввести подпункты, раскрывающие основные пункты плана, т. е. разделить на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавить.

5.Работа по теме урока

  1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны

(Презентация работы первой группы.)

Вопросы-подсказки для первой группы

  • Какое европейское государство к концу XVI в. можно на­звать самым крупным и наиболее могущественным?

Во второй половине XVI в. крупнейшим и наиболее могущественным го­сударством Европы была Испания.

- Какие территории оно контролировало?

Испанский король и император Священной Римской империи Карл V Габсбург смог объединить под своей властью об­ширные владения в Америке, а также территории в Австрии, Италии, Ни­дерландах. Его наследник испанский король Филипп II сумел присоединить к своим землям Португалию с её колониями в Азии, Африке и Америке.

  • Что, по вашему мнению, позволило этому государству до­биться такого положения?

Испания имела самую сильную и хорошо вооружённую армию в Европе.

  • Кто и по каким причинам противостоял Испании в борьбе с Реформацией?

Своей главной задачей Испания считала борьбу с Реформацией и защиту католической веры. Поэтому её главными противниками на рубеже XVI— XVII вв. выступали Франция (в которой после заключения Нантского эдикта в 1598 г. установилась веротерпимость), а также протестантские государства Англия и Гол­ландия. Но так как эти страны были наиболее развитыми в экономическом плане, победить их Испания не могла. Однако и они не имели достаточно сил, для того чтобы успешно противостоять Испании в будущем.


  • Какова была расстановка сил в Восточной и Северной Европе?

  • В Восточной и Северной Европе положение дел определялось взаимоотношениями между проте­стантской Швецией, католической Речью Посполитой и православной Россией.

  • При каком правителе дипломатическая активность России усилилась? Приведите примеры.

Дипломатическая активность России заметно усилилась при Борисе Годунове. Он пытался ис­пользовать в интересах России противоречия между различными европейскими странами. Так, надеясь решить внешнеполитические задачи по выходу в Балтийское море, Борис Годунов попытался за­ключить союз со Священной Римской империей. Условием договора должно было стать признание императором зависимости от России Риги и Нарвы

в обмен на поддержку российским государем Священной Римской империи в борьбе со Швецией. Однако это неминуемо обострило бы отношения Священной Римской империи с католической Речью Посполитой. Понимая это, импера­тор отказался от союза с Россией.

  • Что вызывало недовольство боярства во внешнеполитиче­ском курсе России в эпоху правления Бориса Годунова?

  • Попытки Бориса Годунова найти союзников в Европе с помощью обещаний в будущем возвести на российский престол иноверца вызвали недовольство боярства и обострили и без того сложную внутриполитическую ситуацию в России. В Европе же подобные переговоры в условиях, когда у царя Бори­са имелся сын-наследник, вызывали вопросы по поводу стабильности царской власти в России. Всё это ослабляло позиции Бориса Годунова как в своей стране, так и за её пределами.

  • Какие риски для России можно увидеть, анализируя вне­шнюю политику стран Европы?


2.Россия и Речь Посполитая

(Презентация работы второй группы.)

Вопросы-подсказки для второй группы

  • Когда образовалась Речь Посполитая?

  • Какие государства вошли в ее состав?

  • Какие отношения сложились между Россией и Речью Посполитой в конце XVI в.?

  • Польша и Литва и в прежние времена выступали соперниками России в спорах за территории.

  • В чем поляки видели решение своих проблем?

  • В самой Речи Посполитой в конце XVI в. начался экономический спад. Выход из по­ложения поляки видели в присоединении новых территорий, прежде всего на востоке.

  • Какой договор предложил в 1600 г. заключить России поль­ский посол Л. Сапега?

В 1600 г. в Москву прибыл польский по­сол Л. Сапега, который предложил заклю­чить между Россией и Речью Посполитой до­говор о военном союзе, предполагавший проведение единой внешней политики обоих государств. Другим условием договора было то, что в случае смерти российского государя польский король мог быть возведён на рос­сийский престол, а в случае смерти польско­го короля российский царь мог быть избран королём Речи Посполитой. Польской сторо­ной было также предложено уравнять в пра­вах польскую и литовскую шляхту с рос­сийским дворянством. Это давало бы возможность получения поляками и литовцами, за службу земель в России.

  • Насколько его условия были выгодны для России?

  • Какому государству — России или Речи Посполитой — было более выгодно заключение этого договора? Обоснуйте свой ответ.

  • Почему это договор не был подписан?

Однако самым неприемлемым положе­нием предполагаемого договора для Бориса Годунова был пункт, разрешав­ший свободное проповедование католицизма в России. Проект русско-польского договора был отвергнут.


  • Какие задачи поставила перед собой Речь Посполитая в связи с изменившейся обстановкой?

  • Какой повод для реализации данных планов показался по­лякам самым предпочтительным?

  • Однако осталось стремление Речи Посполитой ис­пользовать сложности внутренней ситуации в России для ослабления власти царя Бориса Годунова. Для этого нужен был лишь подхо­дящий претендент на российский престол. Им стал беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, появившийся в Речи Посполитой сразу после провала посольства Л. Сапеги в Москву. Отрепьев объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV. Если бы это оказалось прав­дой, царский престол по праву принадлежал бы ему. Власти Речи Посполитой решили использовать Григория Отрепьева с борьбе с Россией.

  • Какие риски для России можно увидеть, анализируя вне­шнюю политику Речи Посполитой?

  1. Россия и Крымское ханство

(Презентация работы третьей группы.)

Вопросы-подсказки для третьей группы

  • Почему граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России?

  • Граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России. Постоянные угрозы с юга требовали укрепле­ния обороны, на что тратились огромные средства из казны.


  • Чем можно объяснить противоречивую политику крымских ханов по отношению к России?

Наследник Девлет-Гирея крымский хан Казы-Гирей поначалу жил в мире с Россией. Он переписывался с царём Фёдором Иванови­чем, называя его «любезным братом». Одна­ко в 1591 г. во главе огромного войска Казы- Гирей вторгся в Москву. Решающая битва произошла на берегу Москвы-реки (напротив Крем­ля). Войско Казы-Гирея было наголову разбито, а сам он бежал, бросив зна­чительную часть захваченной в походе добычи. После заключённого в 1594 г. мира Казы-Гирей не нападал на Россию. Это позволило Борису Годунову сократить численность русских войск на южных рубежах.

  • Какие силы со времен Ивана IV активно использовались в борьбе с крымскими набегами?

  • Как действовали казаки?

  • Как реагировало российское правительство на письма с просьбой вывести казаков с Дона?

Со времён Ивана IV Россия стала активно использовать в борьбе с крым­скими набегами донское казачество. Казаки не только отражали нападения крымцев, но и сами атаковали их, а также турок и ногайцев. В Москву из Бахчисарая шли письма с просьбой вывести казаков с Дона и обезопасить северные рубежи Крымского ханства. Из Москвы обычно следовал ответ: «На Дону живут люди вольные, беглецы, на которых лежит опала государева. И потому поделать с ними ничего невозможно».

  • Какие риски для России можно увидеть, анализируя вне­шнюю политику Крымского ханства?

4.Россия и Османская империя

(Презентация работы четвертой группы.)

Вопросы-подсказки для четвертой группы

  • Какие территории контролировала Османская империя к концу 15 в?

Османская империя, с середины XV в. державшая в напряжении всю Вос­точную и Центральную Европу, имела огромную армию и несметные богат­ства. Это делало её опасным противником.

  • Какую стратегию выбрала Москва по отношению к Осман­ской империи?

После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств Россия старалась сохранять мирные от­ношения с Османской империей.

  • Какие государства хотели использовать Россию в качестве потенциального союзника в борьбе с Османской империей?

  • С какой целью германский император в 1595 г. направил в Москву посла?

  • Что ответила Москва?

  • Согласны ли вы с позицией Бориса Годунова по отноше­нию к предложению Священной Римской империи?

  • Почему Россия отказалась от первоначально плана?

В то же время Священная Римская империя и Речь Посполитая видели в России потенциального союзника в борьбе с Османской империей и Крымским ханством. В 1595 г. германский император направил в Москву посла для заключения союза против турецкого султана. Царь Фёдор Иванович по совету Бориса Годунова пошёл на этот шаг, рассчитывая, что взамен Священная Римская империя поддержит Россию в решении вопроса о выходе к Балтий­скому морю. Когда стало ясно, что эти ожидания напрасны, российское пра­вительство пошло на улучшение отношений с Османской империей.

  • Какие риски для России можно увидеть, анализируя вне­шнюю политику Османской империи?

5.Россия и Персия

(Презентация работы пятой группы.)

Вопросы-подсказки для пятой группы

  • Почему к концу XVI в. назрела потребность укрепления русско-персидских экономических и политических отно­шений?

Присоединение к России Астраханского ханства и постоянное противостояние с Крымом и Осман­ской империей требовали укрепления русско-персид­ских экономических и политических отношений.


  • Какие товары шли из Персии в Россию?

Главным товаром, который шёл в Россию по этому пути, был шёлк.

  • Чем можно объяснить позицию Бориса Годунова по отно­шению к Персии?

Борис Годунов рассматривал отношения с Персией не только с точки зре­ния торговой выгоды. Персия была давним соперником Османской империи, и поэтому союз с шахом был выгоден России.

  • Какие выгоды для России можно увидеть, анализируя вне­шнюю политику Персии?


6.Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

На рубеже XVI—XVII вв. внешняя политика России была успешной во всех направлениях. Россия активно взаимодействовала с европейскими госу­дарствами. Она активно включалась в европейские коалиции, стремясь решить стоявшие перед ней внешнеполитические задачи. Главной среди них в это время являлось обеспечение выхода страны к Балтийскому морю для установления регулярных экономических и политических отно­шений со странами Европы.


  • Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке зна­ния вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 13.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 9 учебника (на выбор).

  1. Назовите основные направления внешней политики России на рубеже XVI — XVII вв.

  2. Сравните политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой (основания для сравнения выберите самостоятельно). Определите, в отно­шении какого из этих государств политика России оказалась более эффективной.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!