фрагмент исторического документа
для первой группы
Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем
Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, — такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж...
Вопросы по тексту
- Что вам кажется справедливым в этом документе?
- Какие положения «Домостроя» вы отвергаете? Ответ аргументируйте.
Фрагмент исторического документа
для второй группы
Как детям почитать и беречь отца и мать
и повиноваться им и утешать их во всем
Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней если прогневят отца или досадят матери.
Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», — этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служите им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.
Вопросы по тексту
Как дети должны относиться к своим родителям?
Как вы относитесь к данным наставлениям?
Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.
Фрагмент исторического документа
для третьей группы
Из Похвалы мужьям
Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного.
Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую — только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.
Как мужу воспитывать свою жену...
Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего...
Вопросы по текстам
Какой образ «идеальной жены» рисует автор?
Согласны ли вы с такой трактовкой?
Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам представляются справедливыми?
С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.
Фрагмент исторического документа
для четвертой группы
О праведной жизни
Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от праведных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.
Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.
Вопросы по тексту
Урок. Внешнеполитические связи России
с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.
Цели и задачи: познакомить с внешней политикой России на рубеже XVI-XV1I вв.; выделять главные задачи внешней политики Российского государства в конце XVI - начале XVII в. и анализировать направления внешнеполитической деятельности.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия шляхта; применять основные хронологические понятия и термины; использовать сведения из исторической карты как источника информации; описывать особенности внешнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI - начале XVII в.; анализировать связи между политическими и экономическими явлениями; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: работать по плану, 3) познавательные: описывать исторические факты, работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России;
Оборудование: учебник, карты: «Европа в конце XVI — начале XVII в.», «Османская империя в XVI—XVII вв.» и др., пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Для понимания внешней политики России необходимо учитывать особенности ее геополитического положения.
Запись в тетради
Геополитическое положение страны — это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.
Тема урока: «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.».
План урока
1.Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны.
2.Россия и Речь Посполитая.
3.Россия и Крымское ханство.
4.Россия и Османская империя.
5.Россия и Персия.
(Ученики высказывают свои предположения.)
Проблемный вопрос
Введение в новый материал
На сегодняшнем уроке вы выступите в роли молодых дипломатов. Любая дипломатическая служба выполняет так называемую информационную работу - собирает, обрабатывает и докладывает информацию о той стране, в которой она находится.
Первая группа - страны Европы накануне Тридцатилетней войны (общий обзор).
Вторая группа - Речь Посполитая.
Третья группа — Крымское ханство.
Четвертая группа - Османская империя.
Пятая группа — Персия.
(Группы, используя текст параграфа, карты, документы, должны составить вопросы-подсказки и план по теме.)
Рекомендации по составлению плана
План — это краткая запись содержания какого-либо источника информации, перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике.
Простой план состоит из 3—5 пунктов. Сложный план предполагает наличие подпунктов, которые раскрывают содержание основных вопросов.
Чтобы составить план, необходимо:
1)прочитать текст;
2)разделить текст на законченные по смыслу части;
3)выделить в каждой из частей главные мысли (главная мысль может существовать самостоятельно, а второстепенная мысль раскрывает содержание главной мысли, но не существует отдельно от нее);
4)озаглавить каждую часть текста, т. е. составить основные пункты плана, точно раскрывающие содержание главной мысли;
5)при составлении развернутого плана ввести подпункты, раскрывающие основные пункты плана, т. е. разделить на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавить.
5.Работа по теме урока
Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны
(Презентация работы первой группы.)
Вопросы-подсказки для первой группы
Во второй половине XVI в. крупнейшим и наиболее могущественным государством Европы была Испания.
- Какие территории оно контролировало?
Испанский король и император Священной Римской империи Карл V Габсбург смог объединить под своей властью обширные владения в Америке, а также территории в Австрии, Италии, Нидерландах. Его наследник испанский король Филипп II сумел присоединить к своим землям Португалию с её колониями в Азии, Африке и Америке.
Испания имела самую сильную и хорошо вооружённую армию в Европе.
Своей главной задачей Испания считала борьбу с Реформацией и защиту католической веры. Поэтому её главными противниками на рубеже XVI— XVII вв. выступали Франция (в которой после заключения Нантского эдикта в 1598 г. установилась веротерпимость), а также протестантские государства Англия и Голландия. Но так как эти страны были наиболее развитыми в экономическом плане, победить их Испания не могла. Однако и они не имели достаточно сил, для того чтобы успешно противостоять Испании в будущем.
Какова была расстановка сил в Восточной и Северной Европе?
В Восточной и Северной Европе положение дел определялось взаимоотношениями между протестантской Швецией, католической Речью Посполитой и православной Россией.
При каком правителе дипломатическая активность России усилилась? Приведите примеры.
Дипломатическая активность России заметно усилилась при Борисе Годунове. Он пытался использовать в интересах России противоречия между различными европейскими странами. Так, надеясь решить внешнеполитические задачи по выходу в Балтийское море, Борис Годунов попытался заключить союз со Священной Римской империей. Условием договора должно было стать признание императором зависимости от России Риги и Нарвы
в обмен на поддержку российским государем Священной Римской империи в борьбе со Швецией. Однако это неминуемо обострило бы отношения Священной Римской империи с католической Речью Посполитой. Понимая это, император отказался от союза с Россией.
Что вызывало недовольство боярства во внешнеполитическом курсе России в эпоху правления Бориса Годунова?
Попытки Бориса Годунова найти союзников в Европе с помощью обещаний в будущем возвести на российский престол иноверца вызвали недовольство боярства и обострили и без того сложную внутриполитическую ситуацию в России. В Европе же подобные переговоры в условиях, когда у царя Бориса имелся сын-наследник, вызывали вопросы по поводу стабильности царской власти в России. Всё это ослабляло позиции Бориса Годунова как в своей стране, так и за её пределами.
Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику стран Европы?
2.Россия и Речь Посполитая
(Презентация работы второй группы.)
Вопросы-подсказки для второй группы
Когда образовалась Речь Посполитая?
Какие государства вошли в ее состав?
Какие отношения сложились между Россией и Речью Посполитой в конце XVI в.?
Польша и Литва и в прежние времена выступали соперниками России в спорах за территории.
В чем поляки видели решение своих проблем?
В самой Речи Посполитой в конце XVI в. начался экономический спад. Выход из положения поляки видели в присоединении новых территорий, прежде всего на востоке.
Какой договор предложил в 1600 г. заключить России польский посол Л. Сапега?
В 1600 г. в Москву прибыл польский посол Л. Сапега, который предложил заключить между Россией и Речью Посполитой договор о военном союзе, предполагавший проведение единой внешней политики обоих государств. Другим условием договора было то, что в случае смерти российского государя польский король мог быть возведён на российский престол, а в случае смерти польского короля российский царь мог быть избран королём Речи Посполитой. Польской стороной было также предложено уравнять в правах польскую и литовскую шляхту с российским дворянством. Это давало бы возможность получения поляками и литовцами, за службу земель в России.
Насколько его условия были выгодны для России?
Какому государству — России или Речи Посполитой — было более выгодно заключение этого договора? Обоснуйте свой ответ.
Почему это договор не был подписан?
Однако самым неприемлемым положением предполагаемого договора для Бориса Годунова был пункт, разрешавший свободное проповедование католицизма в России. Проект русско-польского договора был отвергнут.
Какие задачи поставила перед собой Речь Посполитая в связи с изменившейся обстановкой?
Какой повод для реализации данных планов показался полякам самым предпочтительным?
Однако осталось стремление Речи Посполитой использовать сложности внутренней ситуации в России для ослабления власти царя Бориса Годунова. Для этого нужен был лишь подходящий претендент на российский престол. Им стал беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, появившийся в Речи Посполитой сразу после провала посольства Л. Сапеги в Москву. Отрепьев объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV. Если бы это оказалось правдой, царский престол по праву принадлежал бы ему. Власти Речи Посполитой решили использовать Григория Отрепьева с борьбе с Россией.
Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Речи Посполитой?
Россия и Крымское ханство
(Презентация работы третьей группы.)
Вопросы-подсказки для третьей группы
Почему граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России?
Граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России. Постоянные угрозы с юга требовали укрепления обороны, на что тратились огромные средства из казны.
Наследник Девлет-Гирея крымский хан Казы-Гирей поначалу жил в мире с Россией. Он переписывался с царём Фёдором Ивановичем, называя его «любезным братом». Однако в 1591 г. во главе огромного войска Казы- Гирей вторгся в Москву. Решающая битва произошла на берегу Москвы-реки (напротив Кремля). Войско Казы-Гирея было наголову разбито, а сам он бежал, бросив значительную часть захваченной в походе добычи. После заключённого в 1594 г. мира Казы-Гирей не нападал на Россию. Это позволило Борису Годунову сократить численность русских войск на южных рубежах.
Со времён Ивана IV Россия стала активно использовать в борьбе с крымскими набегами донское казачество. Казаки не только отражали нападения крымцев, но и сами атаковали их, а также турок и ногайцев. В Москву из Бахчисарая шли письма с просьбой вывести казаков с Дона и обезопасить северные рубежи Крымского ханства. Из Москвы обычно следовал ответ: «На Дону живут люди вольные, беглецы, на которых лежит опала государева. И потому поделать с ними ничего невозможно».
4.Россия и Османская империя
(Презентация работы четвертой группы.)
Вопросы-подсказки для четвертой группы
Османская империя, с середины XV в. державшая в напряжении всю Восточную и Центральную Европу, имела огромную армию и несметные богатства. Это делало её опасным противником.
После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств Россия старалась сохранять мирные отношения с Османской империей.
Какие государства хотели использовать Россию в качестве потенциального союзника в борьбе с Османской империей?
С какой целью германский император в 1595 г. направил в Москву посла?
Что ответила Москва?
Согласны ли вы с позицией Бориса Годунова по отношению к предложению Священной Римской империи?
Почему Россия отказалась от первоначально плана?
В то же время Священная Римская империя и Речь Посполитая видели в России потенциального союзника в борьбе с Османской империей и Крымским ханством. В 1595 г. германский император направил в Москву посла для заключения союза против турецкого султана. Царь Фёдор Иванович по совету Бориса Годунова пошёл на этот шаг, рассчитывая, что взамен Священная Римская империя поддержит Россию в решении вопроса о выходе к Балтийскому морю. Когда стало ясно, что эти ожидания напрасны, российское правительство пошло на улучшение отношений с Османской империей.
5.Россия и Персия
(Презентация работы пятой группы.)
Вопросы-подсказки для пятой группы
Присоединение к России Астраханского ханства и постоянное противостояние с Крымом и Османской империей требовали укрепления русско-персидских экономических и политических отношений.
Главным товаром, который шёл в Россию по этому пути, был шёлк.
Борис Годунов рассматривал отношения с Персией не только с точки зрения торговой выгоды. Персия была давним соперником Османской империи, и поэтому союз с шахом был выгоден России.
6.Подведение итогов урока
(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)
На рубеже XVI—XVII вв. внешняя политика России была успешной во всех направлениях. Россия активно взаимодействовала с европейскими государствами. Она активно включалась в европейские коалиции, стремясь решить стоявшие перед ней внешнеполитические задачи. Главной среди них в это время являлось обеспечение выхода страны к Балтийскому морю для установления регулярных экономических и политических отношений со странами Европы.
Домашнее задание
1. Прочитать § 13.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 9 учебника (на выбор).
Назовите основные направления внешней политики России на рубеже XVI — XVII вв.
Сравните политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой (основания для сравнения выберите самостоятельно). Определите, в отношении какого из этих государств политика России оказалась более эффективной.