СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости – твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память.

 

Задачи:

Предметные:

- дать понятие «согласный звук»;

- упражнять учащихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании согласных звуков по мягкости – твёрдости;

- содействовать развитию фонематического слуха детей.

Личностные УУД:

-создать условия для формирования положительного отношения к учению;

- Метапредметные УУД:

-(регулятивные) содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-(познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;

-(коммуникативные) содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи, принимать участие в работе парами.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости – твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память.


Задачи:

Предметные:

- дать понятие «согласный звук»;

- упражнять учащихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании согласных звуков по мягкости – твёрдости;

- содействовать развитию фонематического слуха детей.

Личностные УУД:

-создать условия для формирования положительного отношения к учению;

- Метапредметные УУД:

-(регулятивные) содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-(познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;

-(коммуникативные) содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи, принимать участие в работе парами.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране звуков. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Представьте, что вы совершаете полет на воздушном шаре. У вас хорошее настроение. Солнышко улыбается вам. Впереди вас ждет много новых открытий.

II. Повторение изученного материала.

1. Как мама укачивает малыша? (А-а-а.)

2. Как воет волк на луну? (У-у-у.)

3. Как мы удивляемся? (О-о-о.)

- Что вы произнесли? Какие это звуки? (Гласные.)

5. Сколько гласных звуков? (6.) Назовите их. Что вы о них знаете?

III. Сообщение темы урока.

-Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

-Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

-Как рычит собака? (Р-р-р.)

-Как пищит комар? (З-з-з)

- Можно ли эти звуки назвать гласными? Почему?

- Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык.

-Так кто же эти жители Страны звуков? (Согласные звуки)

- Кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- А сейчас я хочу познакомить вас с двумя добрыми волшебниками Страны слов – Тимом и Томом. Слайд 2

Вслушайтесь в их имена: Тим – Том.

Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах?

Дети: Разные.

Учитель: Назовите первый звук в имени Тим.

Дети: [Т’]

Учитель: Назовите первый звук в имени Том.

Дети: [ Т ]

Учитель: Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга

Давайте вместе скажем: [ Т’ ], [ Т ].

(Учитель вместе с детьми отчётливопроизносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания)

Как вам кажется, какой звук мягче: [ Т’ ] или [ Т ] ?

Дети: [ Т’ ]

Учитель: [ Т’ ] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] – тефтели, но никогда не пьёт [Т ] – томатный сок, не любит [ М ] – молоко, с удовольствием ест [М’ ] – мёд, рисует только [К’] – кисточкой и никогда не берёт в руки [ К] – карандаш.

Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных : любит [ Т ] – томатный сок и не ест [ Т’] – тефтели, носит [П] – пальто и никогда не надевает [П’ ] – пиджак, не берёт в руки [М’ ] – мяч, но любит пускать [М ] – мыльные пузыри.

Как называются согласные звуки, которые любит Том?

Дети: Твёрдые согласные.

Учитель: Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

- Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, приглашают нас в гости, чтобы мы могли с ними поближе познакомиться.

- А поможет нам с вами в этом девочка, имя которой вы должны составить из первых звуков слов. (На доске картинки: незабудки ,ирис, нарцисс, астра) Слайд 3. Какое слово получилось?

IV. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «Нина». Слайд 4

- Посчитайте, сколько клеток в схеме.

- Какой фишкой надо обозначать гласные звуки?

- Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.

-Обозначьте его фишкой жёлтого цвета.

- Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз.

- Докажите, что он гласный.

- Какой фишкой его обозначим? (Красной.)

Аналогичная работа проводится с остальными звуками.

-Сравните первый и третий звуки.

- Объясните, чем они похожи.

-Звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.

-Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.)

-Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук?Твёрдый?

(Мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета.)

- Сколько гласных? Сколько согласных?

- Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?

2. Физминутка для глаз Слайд 5

3. Отгадайте загадку:

Ела-ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. Слайд 6

Звуковой анализ слова «пила». с.28

- Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку.

4. Звуковой анализ слова «санки». (Один ученик у доски, остальные на своих местах)

5. Работа в парах. Составление слова из заданных звуков. (самопроверка)

- Отгадайте загадки и постройте схему слова-отгадки. Слайд 8

Под крышей 4 ножки,

А на крыше – суп да ложка.

(Стол.)

6. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков.

- Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.) Слайд 9

- Выделите указанные звуки.

- Соедините их и прочитайте слово. (Лист.)

V. Закрепление нового материала.

– Пофантазируйте: какой вы себе представляете Страну звуков.

– Расскажите всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились, какую работу выполнили.

VI. Итог урока.

-Заканчивается наше путешествие. Слайд 10

-Посмотрите, какой цветок нарисовала Нина.

-Как вы думаете, что обозначает цвет лепестков?

- Какого цвета по - вашему не хватает?

- Почему для обозначения согласных необходимо два цвета?

- Какие согласные обозначаются синим цветом? А - зелёным?

Рефлексия. Слайд 11

Продолжите предложения…

-Мне было интересно…

-Я сегодня узнал…

-Мне было трудно…


Просмотр содержимого презентации
«презентация »

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»  УМК « Начальная школа 21 века»

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» УМК « Начальная школа 21 века»

Л И С Т

Л

И

С

Т

-Мне было интересно… -Я сегодня узнал… -Мне было трудно…  

-Мне было интересно…

-Я сегодня узнал…

-Мне было трудно…

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!