Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»
Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости – твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память.
Задачи:
Предметные:
- дать понятие «согласный звук»;
- упражнять учащихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании согласных звуков по мягкости – твёрдости;
- содействовать развитию фонематического слуха детей.
Личностные УУД:
-создать условия для формирования положительного отношения к учению;
- Метапредметные УУД:
-(регулятивные) содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-(познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;
-(коммуникативные) содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи, принимать участие в работе парами.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране звуков. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Представьте, что вы совершаете полет на воздушном шаре. У вас хорошее настроение. Солнышко улыбается вам. Впереди вас ждет много новых открытий.
II. Повторение изученного материала.
1. Как мама укачивает малыша? (А-а-а.)
2. Как воет волк на луну? (У-у-у.)
3. Как мы удивляемся? (О-о-о.)
- Что вы произнесли? Какие это звуки? (Гласные.)
5. Сколько гласных звуков? (6.) Назовите их. Что вы о них знаете?
III. Сообщение темы урока.
-Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
-Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
-Как рычит собака? (Р-р-р.)
-Как пищит комар? (З-з-з)
- Можно ли эти звуки назвать гласными? Почему?
- Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык.
-Так кто же эти жители Страны звуков? (Согласные звуки)
- Кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- А сейчас я хочу познакомить вас с двумя добрыми волшебниками Страны слов – Тимом и Томом. Слайд 2
Вслушайтесь в их имена: Тим – Том.
Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах?
Дети: Разные.
Учитель: Назовите первый звук в имени Тим.
Дети: [Т’]
Учитель: Назовите первый звук в имени Том.
Дети: [ Т ]
Учитель: Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга
Давайте вместе скажем: [ Т’ ], [ Т ].
(Учитель вместе с детьми отчётливопроизносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания)
Как вам кажется, какой звук мягче: [ Т’ ] или [ Т ] ?
Дети: [ Т’ ]
Учитель: [ Т’ ] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] – тефтели, но никогда не пьёт [Т ] – томатный сок, не любит [ М ] – молоко, с удовольствием ест [М’ ] – мёд, рисует только [К’] – кисточкой и никогда не берёт в руки [ К] – карандаш.
Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных : любит [ Т ] – томатный сок и не ест [ Т’] – тефтели, носит [П] – пальто и никогда не надевает [П’ ] – пиджак, не берёт в руки [М’ ] – мяч, но любит пускать [М ] – мыльные пузыри.
Как называются согласные звуки, которые любит Том?
Дети: Твёрдые согласные.
Учитель: Как называются согласные звуки, которые любит Тим?
- Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, приглашают нас в гости, чтобы мы могли с ними поближе познакомиться.
- А поможет нам с вами в этом девочка, имя которой вы должны составить из первых звуков слов. (На доске картинки: незабудки ,ирис, нарцисс, астра) Слайд 3. Какое слово получилось?
IV. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «Нина». Слайд 4
- Посчитайте, сколько клеток в схеме.
- Какой фишкой надо обозначать гласные звуки?
- Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.
-Обозначьте его фишкой жёлтого цвета.
- Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз.
- Докажите, что он гласный.
- Какой фишкой его обозначим? (Красной.)
Аналогичная работа проводится с остальными звуками.
-Сравните первый и третий звуки.
- Объясните, чем они похожи.
-Звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.
-Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.)
-Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук?Твёрдый?
(Мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета.)
- Сколько гласных? Сколько согласных?
- Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?
2. Физминутка для глаз Слайд 5
3. Отгадайте загадку:
Ела-ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб. Слайд 6
Звуковой анализ слова «пила». с.28
- Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку.
4. Звуковой анализ слова «санки». (Один ученик у доски, остальные на своих местах)
5. Работа в парах. Составление слова из заданных звуков. (самопроверка)
- Отгадайте загадки и постройте схему слова-отгадки. Слайд 8
Под крышей 4 ножки,
А на крыше – суп да ложка.
(Стол.)
6. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков.
- Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.) Слайд 9
- Выделите указанные звуки.
- Соедините их и прочитайте слово. (Лист.)
V. Закрепление нового материала.
– Пофантазируйте: какой вы себе представляете Страну звуков.
– Расскажите всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились, какую работу выполнили.
VI. Итог урока.
-Заканчивается наше путешествие. Слайд 10
-Посмотрите, какой цветок нарисовала Нина.
-Как вы думаете, что обозначает цвет лепестков?
- Какого цвета по - вашему не хватает?
- Почему для обозначения согласных необходимо два цвета?
- Какие согласные обозначаются синим цветом? А - зелёным?
Рефлексия. Слайд 11
Продолжите предложения…
-Мне было интересно…
-Я сегодня узнал…
-Мне было трудно…