Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания.
Цели:
образовательные: сформировать представление о значении, механизме дыхания, органах дыхательной системы, их строении и выполняемых ими функциях.
развивающие: продолжать развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать материал, находить причинно- следственные связи между строением органов и выполняемыми ими функциями, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативные навыки.
воспитательные: прививать навыки бережного отношения к своему здоровью, навыки коммуникации при работе в группах. Формировать научно- материалистическую картину мира.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: мультимедийный аппарат, ИКТ – презентация, раздаточный материал
Ход урока
Беседа с учащимися.
На собрании зверей
Встал вопрос: «А что важней?»
Прыгать, бегать и летать
Видеть, слышать, иль дышать?
Все задумались и вдруг
Встал медведь и всем вокруг
Огласил сию загадку,
- В организме у зверей,
Та система всех важней
Силу органам вселяет,
Кислородом их питает…
Создание проблемной ситуации:
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите
спокойно. (Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.)
Беседа по вопросам:
Сколько времени мы можем не дышать?
Человек может прожить без пищи? до 30 дней
Без воды? до 8 дней
А без воздуха? (до 5 минут) даже натренированные люди могут обходиться без воздуха не более 6 минут
Значит, значение дыхания велико? А в чем заключается значение дыхания
Вопрос
А как в организм попадает воздух?
(Через органы дыхания.)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Записываем тему урока.
Цели: Для чего мы дышим? Каково строение и функции органов дыхания.
– А что вы понимаете под термином дыхание?
Откройте учебник на странице 101, найдите в тексте более полный ответ на этот вопрос.
Итак, для чего кислород нужен каждой клетке нашего тела?
Запись на доске в виде схемы
+ О2 окисление веществ выделение энергии
Дыхание - СО2
Таким образом, мы дышим для получения энергии.
–Давайте дадим определение понятию «дыхание», опираясь на эту схему.
Дыхание – это процесс поступления кислорода, который требуется для окисления органических веществ и получения энергии, а также выделения углекислого газа.
Давайте выделим этапы дыхания.
Этапы дыхания
1.внешнее дыхание
2.транспорт газов кровью
3.внутреннее дыхание (тканевое)
Какие органы дыхания есть у человека? (слайд)
Дыхательная система: легкие и воздухоносные пути – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
Для изучения строения и выполняемых функций органов дыхания, поработаем в группах
По итогам работы групп, заполним таблицу
Строение и функции органов дыхания
Название отдела | Строение | Функции |
Полость носа | | |
Гортань | | |
Трахея и бронхи | | |
Легкие | | |
Первая группа выяснит, какое строение имеет носовая полость и какие функции выполняет?
2 группа изучит строение и функции гортани
3 группа - строение и функции трахеи и бронхов
4 группа - строение и функции легких
Физминутка
Очень биологию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!
Ответы групп
1 группа
А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы вы критически к нему не относились, – украшение лица. Представить себе человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! « Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми и вышвырни за окошко»…» – так писал о носе Н.В. Гоголь
– А если серьезно, для чего появился нос у человека?
Карточка 1
1.Какое строение имеет носовая полость?
2.Какие функции выполняет?
а )очищает воздух от пыли
б ) увлажняет воздух
в ) убивает микробы
г ) согревает воздух
3. Чем отличается дыхание через рот от носового дыхания?
Дополнительный материал.
Носовая полость образована лицевыми костями, хрящами и разделена на две симметричные половины с извилистыми носовыми ходами.
Слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием, содержащим реснички.
Сказанное подтверждается опытом. Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в легкие. Другой кролик, который дышал нормально, остался здоровым благодаря действию защитных сил носовой полости.
Знаете ли вы, что:
– к моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, имеет узкие носовые отверстия; объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза;
– ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти;
– в течение жизни носовая полость задерживает до 5 кг пыли.
Группа 2
Карточка 2.-гортань
Используя рис. 52-53 учебника и текст на стр.101-102, выясните:
1. Чем образована гортань?
(образована хрящами)
2. Какие функции она выполняет?
а ) обеспечивает прохождение воздуха
б ) участвует в формировании голоса и речи
в ) участвует в акте глотания,
3.как доказать экспериментально, что гортань принимает участие в акте глотания?
4. Какие органы принимают участие в формировании голоса?
Для ответа на вопросы, выполните небольшой эксперимент.
Участие гортани в акте глотания
-Потрогайте на себе, чувствуете такой перекрёсток в горле? Это гортань
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
3 группа. –трахеи и бронхи
В учебнике на стр. 102 найдите ответы на вопросы.
Каково строение трахеи и бронхов?
Почему трахея не спадается при вдохе?
Какая часть трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу? (Слайд 23)
Дополнительный материал.
Эта воздушная труба получила название трахея, что в переводе с греческого буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Она покрыта маленькими ресничками, которые быстро – быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи 15 см.
4 группа - Строение легких
В учебнике на стр. 103-104 найдите и зачитайте, из чего состоят легкие, внимательно рассмотрите рисунок 54, выясните:
1.Как устроены легкие с альвеолами?
2. Что означают следующие термины:
Легочная плевра
Пристеночная плевра
Плевральная полость
Плевральная жидкость
3. Что является единицей строения легких?
4.Какова функция легких? (газообмен)
Закрепление
-Что такое дыхание?
- Какие органы составляют дыхательную систему человека?
- Какие функции выполняет дыхательная система?
- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?
3. Объясните слова Маяковского:
Нельзя человека закупорить в ящик.
Жилище проветривай лучше и чаще…
4. Решите задачу: Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?
– А у всех ли живых организмов органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним.
Ученик. Рыбы живут в воде, их орган дыхания – жабры. Земноводные занимают две среды обитания, поэтому в воде они дышат кожей, на суше – легкими, имеющими простое строение. Пресмыкающиеся – наземные животные, кожное дыхание у них отсутствует, имеют легкие более сложного строения, чем у земноводных. У птиц – сложно устроенные легкие, помимо которых имеются еще и воздушные мешки, обеспечивающие усиление газообмена при полете. Млекопитающие дышат легкими сложного строения, у них появляется диафрагма.
Учитель: Поработаем с заданием №2 (Приложение 2). Соотнесем, где чей орган дыхания.
Домашнее задание. П.23