СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Значение дыхания. Органы дыхания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках предметной недели. Основная цель - сформировать представление о значении, механизме дыхания, органах дыхательной системы, их строении и выполняемых функциях.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Значение дыхания. Органы дыхания"»

Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания.

Цели:

образовательные: сформировать представление о значении, механизме дыхания, органах дыхательной системы, их строении и выполняемых ими функциях.

развивающие: продолжать развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать материал, находить причинно- следственные связи между строением органов и выполняемыми ими функциями, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативные навыки.

воспитательные: прививать навыки бережного отношения к своему здоровью, навыки коммуникации при работе в группах. Формировать научно- материалистическую картину мира.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: мультимедийный аппарат, ИКТ – презентация, раздаточный материал

Ход урока

Беседа с учащимися.

На собрании зверей

Встал вопрос: «А что важней?»

Прыгать, бегать и летать

Видеть, слышать, иль дышать?

Все задумались и вдруг

Встал медведь и всем вокруг

Огласил сию загадку,

- В организме у зверей,

Та система всех важней

Силу органам вселяет,

Кислородом их питает…

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите

спокойно. (Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.)

Беседа по вопросам:

Сколько времени мы можем не дышать?

Человек может прожить без пищи? до 30 дней

Без воды? до 8 дней

А без воздуха? (до 5 минут) даже натренированные люди могут обходиться без воздуха не более 6 минут

Значит, значение дыхания велико? А в чем заключается значение дыхания

Вопрос

А как в организм попадает воздух?

(Через органы дыхания.)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Записываем тему урока.


Цели: Для чего мы дышим? Каково строение и функции органов дыхания.


А что вы понимаете под термином дыхание?

Откройте учебник на странице 101, найдите в тексте более полный ответ на этот вопрос.

Итак, для чего кислород нужен каждой клетке нашего тела?

Запись на доске в виде схемы

+ О2 окисление веществ выделение энергии

Дыхание - СО2

Таким образом, мы дышим для получения энергии.

–Давайте дадим определение понятию «дыхание», опираясь на эту схему.


Дыхание – это процесс поступления кислорода, который требуется для окисления органических веществ и получения энергии, а также выделения углекислого газа.

Давайте выделим этапы дыхания.

Этапы дыхания

1.внешнее дыхание

2.транспорт газов кровью

3.внутреннее дыхание (тканевое)



Какие органы дыхания есть у человека? (слайд)



Дыхательная система: легкие и воздухоносные пути – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.


Для изучения строения и выполняемых функций органов дыхания, поработаем в группах

По итогам работы групп, заполним таблицу


Строение и функции органов дыхания

Название отдела

Строение

Функции

Полость носа



Гортань



Трахея и бронхи



Легкие





Первая группа выяснит, какое строение имеет носовая полость и какие функции выполняет?

2 группа изучит строение и функции гортани

3 группа - строение и функции трахеи и бронхов

4 группа - строение и функции легких





Физминутка

Очень биологию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!

Ответы групп

1 группа

А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы вы критически к нему не относились, – украшение лица. Представить себе человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! « Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми и вышвырни за окошко»…» – так писал о носе Н.В. Гоголь
– А если серьезно, для чего появился нос у человека?

Карточка 1

1.Какое строение имеет носовая полость?

2.Какие функции выполняет?

а )очищает воздух от пыли

б ) увлажняет воздух

в ) убивает микробы

г ) согревает воздух

3. Чем отличается дыхание через рот от носового дыхания?

Дополнительный материал.

Носовая полость образована лицевыми костями, хрящами и разделена на две симметричные половины с извилистыми носовыми ходами.

Слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием, содержащим реснички.

Сказанное подтверждается опытом. Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в легкие. Другой кролик, который дышал нормально, остался здоровым благодаря действию защитных сил носовой полости.

Знаете ли вы, что:

– к моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, имеет узкие носовые отверстия; объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза;
– ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти;
– в течение жизни носовая полость задерживает до 5 кг пыли.



Группа 2

Карточка 2.-гортань
Используя рис. 52-53 учебника и текст на стр.101-102, выясните:
1. Чем образована гортань?

(образована хрящами)

2. Какие функции она выполняет?

а ) обеспечивает прохождение воздуха

б ) участвует в формировании голоса и речи

в ) участвует в акте глотания,

3.как доказать экспериментально, что гортань принимает участие в акте глотания?

4. Какие органы принимают участие в формировании голоса?

Для ответа на вопросы, выполните небольшой эксперимент.

Участие гортани в акте глотания

-Потрогайте на себе, чувствуете такой перекрёсток в горле? Это гортань

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта. 
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

3 группа. –трахеи и бронхи

В учебнике на стр. 102 найдите ответы на вопросы.

  1. Каково строение трахеи и бронхов?

  2. Почему трахея не спадается при вдохе?

  3. Какая часть трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу? (Слайд 23)


Дополнительный материал.

Эта воздушная труба получила название трахея, что в переводе с греческого буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Она покрыта маленькими ресничками, которые быстро – быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи 15 см.

4 группа - Строение легких

В учебнике на стр. 103-104 найдите и зачитайте, из чего состоят легкие, внимательно рассмотрите рисунок 54, выясните:

1.Как устроены легкие с альвеолами?

2. Что означают следующие термины:

Легочная плевра

Пристеночная плевра

Плевральная полость

Плевральная жидкость

3. Что является единицей строения легких?

4.Какова функция легких? (газообмен)





Закрепление

-Что такое дыхание?

- Какие органы составляют дыхательную систему человека?
- Какие функции выполняет дыхательная система?
- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?



3. Объясните слова Маяковского:

Нельзя человека закупорить в ящик.

Жилище проветривай лучше и чаще…

4Решите задачу: Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?





– А у всех ли живых организмов органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним.

Ученик. Рыбы живут в воде, их орган дыхания – жабры. Земноводные занимают две среды обитания, поэтому в воде они дышат кожей, на суше – легкими, имеющими простое строение. Пресмыкающиеся – наземные животные, кожное дыхание у них отсутствует, имеют легкие более сложного строения, чем у земноводных. У птиц – сложно устроенные легкие, помимо которых имеются еще и воздушные мешки, обеспечивающие усиление газообмена при полете.  Млекопитающие дышат легкими сложного строения, у них появляется диафрагма.

Учитель: Поработаем с заданием №2 (Приложение 2). Соотнесем, где чей орган дыхания.

Домашнее задание. П.23






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!