СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 22–24 БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки 22–24 БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Просмотр содержимого документа
«Уроки 22–24 БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

Уроки 22–24
БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов
из Библии; способствовать развитию у учащихся ассоциативного и образного мышления, эмоциональной
сферы, умения чувствовать; актуализировать стремление учащихся к самовыражению; способствовать расширению знаний учащихся о языке изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозном и символическом смысле

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся делать зарисовки икон со слайдов.

Получат возможность научиться: различать икону и картину; создавать композиции на основе библейского сюжета; активно участвовать в обсуждении нового материала.

Познакомятся: с библейскими сюжетами, их значением
в истории культуры; именами выдающихся иконописцев
и их работами; с произведениями изобразительного искусства

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; определяют сюжеты христианской истории в произведениях искусства; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Проявляют интерес к изучению нового материала;
осознают свои эмоции; понимают мировоззренческое
и нравственное значение иконы; проявляют интерес к древнерусской иконописи; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию – для своих творческих
замыслов

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага формата А3; графический материал по выбору

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Образ», «Иконописный канон», «Картина и икона».

Репродукции «Рождество Христово» Андрея Рублёва, «Успение» Феофана Грека и «Крещение Господне»
Дионисия

Основные понятия и термины

Иконография, канон, образ


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

Введение в тему урока (см. Ресурсный материал
к уроку, пункт 1).

– Вы любите разгадывать загадки? Несколько наших уроков будут посвящены разгадыванию языка христианского искусства!

Слушают
учителя.

Осознают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные:
принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Личностные:
проявляют интерес


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






к изучению нового материала


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Было время, когда в России существовала только церковная живопись. Весь свой талант художники отдавали церкви. Они расписывали стены храмов и создавали иконы. Греческое слово eikon в дословном переводе обозначает образ. В христианской
догматике икона является не точным изображением образа, а таинственным образом божества.

Перед вами образ «Спас Нерукотворный».

Презентация «Образ». Слайды 2–3.

– В XII в. «Спас Нерукотворный» был изображен
в Новгороде (сейчас находится в Третьяковской
галерее). Это древнейшее дошедшее до нас изображение «Спаса Нерукотворного» на Руси.

– «Спас-вседержитель» («Пантократор»), вершитель судеб; в нем Отец, Творец, Создатель, Владыка мира. Эту икону можно увидеть в каждом православном храме.

Презентация «Образ». Слайд 4.

– «Спас на престоле» – это напоминание о грядущем Страшном суде и ответе человека перед Богом.

Презентация «Образ». Слайд 5.

– «Спас в силах» – вокруг Иисуса крылатые «небесные силы», давшие название сюжету.

Презентация «Образ». Слайды 6–7.

«Спас Эммануил» – образ Христа в возрасте двенадцати лет. Лик Спасителя соотносится с евангельс-

Слушают
учителя.






Знакомятся
с церковной
живописью.

Изучают язык изображения
в христианском искусстве.

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: определяют понятия; делают выводы о мировоззренческом
и нравственном значении церковной живописи в культуре; приобретают творческий опыт.

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; включаются
в определенный вид деятельности; самостоятельно создают наброски.

Личностные:
осознают свои эмоции; проявляют умение чувствовать, интерес к произведениям церковной живописи

Зарисовки икон

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



ким текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник».

Презентация «Образ». Слайд 8.

– Спас «Благое Молчание» – еще более редкая икона Христа. Это Христос до прихода к людям.

Презентация «Образ». Слайд 9.

– Ребята, вы познакомились с удивительными образами церковной живописи. Назовите их.

Презентация «Образ». Слайд 10.

– А сейчас мы узнаем некоторые каноны, придерживаясь которых, живописцы писали иконы. Предлагаю создать блокнот с быстрыми зарисовками икон, которые вы увидите на слайдах.

Канон (греч. kanon – правило, мерило). Христианский иконописный канон установлен Церковью как условие постижения и выражения Божественных истин средствами изобразительного искусства.

Презентация «Иконописный канон». Слайд 2.

– На основе канона вырабатывалась иконография важнейших образов и сюжетов, составлялись так называемые иконописные подлинники – руководства по иконописанию и собрания образцов, определявших все детали канонических изображений священных персонажей и событий, технические приемы письма и используемые материалы для творчества.

Презентация «Иконописный канон». Слайд 3.

Техника иконописи (см. Ресурсный материал, пункт 2).





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Презентация «Иконописный канон». Слайд 4.

Пропорции фигур (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 3).

Презентация «Иконописный канон». Слайд 5.

Тип лица и выражение (см. Ресурсный материал
к уроку, пункт 4)
.

Презентация «Иконописный канон». Слайд 6.

Внешность и поза (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 5).
Презентация «Иконописный канон». Слайд 7.

«Уплощение» – игнорирование линейной перспективы.
– Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными.

Презентация «Иконописный канон». Слайд 8.

Палитра цветов, игнорирование светотени (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 6).

Презентация «Иконописный канон». Слайд 9.

– Кроме того, был определен круг сюжетов Священного Писания и круг композиций, допустимых в иконописи.

– Перед вами иконы: «Сошествие Святого Духа», «Евангелист Лука представлен пишущим икону 
Богоматери», «Сретения Господня».

Презентация «Иконописный канон». Слайд 10.

– Но если отвлечься от религиозной терминологии
























Учатся понимать каноны иконографии, делают зарисовки икон со слайдов




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



и посмотреть на вещи проще, без мистики, «перво-явленные» иконы – это великие произведения
неизвестных средневековых гениев, действительно, достойные подражания.

Сделанные вами зарисовки помогут в создании
будущей композиции





III. Творческая практическая деятельность

Практи-ческий. Творческий поиск

Знакомит с творчеством русских иконописцев
(см. Ресурсный материал к уроку, пункт 7).

– Перед вами произведения «Рождество Христово» Андрея Рублёва, «Успение» Феофана Грека и «Крещение Господне» Дионисия. Рассмотрите эти произведения живописи, вспомните каноны написания церковной живописи и назовите их:

 пропорции фигуры;

 тип лица и выражение;

 внешность и поза;

 палитра цветов.

– А зачем необходимо придерживаться канонических способов изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: тут и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы?
А может быть, у древних иконописцев просто
не было элементарных навыков в рисовании?
И не лучше ли иметь в церквях добротно написанные картины?

Слушают
учителя.

Знакомятся
с русскими иконописцами, анализируют их произведения, определяют каноны, по которым они были написаны (по плану).

Фронтальная работа.

Познавательные: знакомятся с именами выдающихся иконописцев; принимают активное участие в обсуждении нового материала; изучают библейские сюжеты; узнают различия между иконой и картиной; создают композиции на основе библейского сюжета.

Регулятивные:
планируют деятельность в учебной
ситуации.

Личностные:
осознают многообразие и богатство церковной живописи

Композиция на библейскую
тему

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Чтобы ответить на эти вопросы, сравним икону
и живописное произведение!

– Картина на религиозные темы представляет собой художественный образ, созданный фантазией
художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.

Презентация «Картина и икона». Слайды 2–3.

Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, данное и всей Церкви, и отдельному человеку.

Презентация «Картина и икона». Слайд 4.

– Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера,
специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна
Леонардо да Винчи и Н. Пуссена.

Презентация «Картина и икона». Слайд 5.

– Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание –
не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконо-графических символов происходят на духовном уровне.

Презентация «Картина и икона». Слайд 6.







Смотрят презентацию.




Сравнивают
картины на библейские темы
и иконы. Находят отличия.





















Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит
миру душевному.

Презентация «Картина и икона». Слайды 7–8.

– Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Презентация «Картина и икона». Слайды 9–10.

– Или можно проследить, как изображают одежды
на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослежи-вается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.

Презентация «Картина и икона». Слайд 11.

– В иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их,
как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью.

Презентация «Картина и икона». Слайд 12.

– Следует обратить внимание на то, как изобража-ются нимбы на православных иконах и на картинах средневековых живописцев Западной Европы.





Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



Презентация «Картина и икона». Слайд 13.

– Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.

Презентация «Картина и икона». Слайд 14.

– Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.

Презентация «Картина и икона». Слайд 15.

– Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого.
Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.

Презентация «Картина и икона». Слайд 16.

– Пришло время создания композиции на библейскую тему (по выбору)
















Практическая
работа
















Индивидуальная работа



IV. Итоги урока.

Рефлексия

Игра
«На выставке!»

– Ребята, разложите свои работы и встаньте около них. Сегодня у нас в гостях корреспонденты различных газет: «Россия и религия», « Живопись», «Душа и слово». Они хотели бы взять у вас интервью

Несколько «корреспондентов»,
заранее подготовивших вопросы, задают
их учащимся
в форме игры

Груп-
повая работа

Регулятивные:
планируют деятельность и работают
по плану.

Коммуникативные: понимают позицию другого; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями

Оценивание работ учащихся

Ресурсный материал к урокам

1) До сих пор является загадкой появление человека на Земле. Есть много версий, но ни одна не доказана полностью. Одни ученые утверждают, что предком человека является обезьяна, другие, что первые люди прилетели на Землю с других планет и т. д.

Но есть и еще одна, на мой взгляд, самая загадочная версия происхождения человека – его создал Бог! Как он это сделал и как люди должны жить на земле, описано в удивительной книге – Библии. Христианская Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового заветов. Книги Ветхого завета писались на протяжении более тысячи лет до нашей эры, а книги Нового завета были написаны на греческом языке в I в. н. э. Всего в Библию входят 66 книг, которые и составляют христианский библейский канон (закон). В состав Библии включены произведения самых разных литературных жанров: мифологические произведения, легенды, проповеди, законы, исторические сочинения, назидательные и романтические повести, видения.

Библейские сюжеты, образы и мотивы стали источником вдохновения для многих художников. Картины на библейские темы имеют большое значение в развитии западноевропейского и русского искусства.

2) Техника иконописи.

Техника станковой живописи была такова.

На доску (в Византии – кипарисовую, на Руси – сосновую или липовую) или холст («поволоку») наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела («левкас»), в XIII–XIV вв. часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и  красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный (закрепитель) – олифу, лак. Обрамление иконы – оклад – выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

3) Пропорции фигур.

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

4) Тип лица и выражение.

Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими (нос – с горбинкой), глаза – большими, миндалевидными. Взгляд – строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

5) Внешность и поза.

Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия – темноволосым с длинной заостренной бородой.

6) Палитра цветов, игнорирование светотени.

Фон иконы («свет») символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI в. «О небесной иерархии» (например, золотой – Божественный свет, белый – чистота Христа и сияние его Божественной славы, зеленый – юность и бодрость, красный – знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери – мафорий – писали вишневым (иногда – синим или лиловым), платье богоматери – синим. У Христа, наоборот, плащ – гиматий – синий, а хитон – рубаха – вишневая.

7) Андрей Рублёв – имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Он расписывал в Кремле Благовещенский собор вместе со знаменитым греческим художником Феофаном Греком и русским мастером Прохором из Городца. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех их немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Продолжателем традиций Андрея Рублёва был московский иконописец Дионисий. Самая ранняя из известных работ – росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467–1477). Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено либо приписывается ему или его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462–1472), «Богоматерь Одигитрия» (1482), «Крещение Господне» (1500), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!