СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки музыки и применение методов проблемного и развивающего обучения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Просмотр содержимого документа
«Уроки музыки и применение методов проблемного и развивающего обучения.»

Уроки музыки и применение методов проблемного и развивающего обучения.

Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Для более эффективного постижения музыкального искусства учащимся я выделала несколько проблемно-развивающих методов, которые использую на уроках музыки. 

Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Он  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.  Использование данного метода помогает нам пройти путь рождения музыки, воссоздать её как бы «изнутри».

Метод сочинения и импровизации». Это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить их на инструменте, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

Метод содержательного анализа инструментального произведения раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

Метод отождествления, это слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами.

Благодаря поиску новых методических возможностей, связанных с взаимопроникновением, взаимовлиянием искусств интересным стало знакомство и внедрение в образовательный процесс новых методов обучения на уроках музыки, а именно применение арт-терапии в работе с младшими школьниками.

Разнообразие форм арт - терапии позволяет использовать ее методы на разных этапах урока: начало урока, изучение нового материала, закрепление пройденного, физкультминутки, домашнее задание, рефлексия. Методы арт-терапии наиболее подходят для работы с младшими школьниками. В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Существуют такие методы арт - терапии: музыкотерапия – воздействие через слушание и восприятие музыки; сказкотерапия – воздействие посредством сказки; изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства – рисованием.  сказку. Применяя методы арт - терапии есть возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно - ориентированного, коммуникативно - ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.

Данные методы тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое музыка?

Литература.

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Проблемно – ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011

  2. Командышко Е.Ф. Гуманитарное образование и педагогика искусства: аспект взаимодействия //Инициативы XXI века. Научный и общественно-просветительский журнал. – 2011. - №3. С.49–52.

  3. Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-е изд. – М.: ПРЕСТ, 2008. – 32с

  4. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003. 

  5. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: 1996.

  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: 2000.

  7. Емельянов В.В «Фонопедические упражнения для выработки и развития показателей певческого голосообразования у лиц с непрофессиональными вокальными данными» Методическая разработка. Новосибирск, 1986





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!