Уроки музыки и применение методов проблемного и развивающего обучения.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
Для более эффективного постижения музыкального искусства учащимся я выделала несколько проблемно-развивающих методов, которые использую на уроках музыки.
Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Он позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены. Использование данного метода помогает нам пройти путь рождения музыки, воссоздать её как бы «изнутри».
Метод сочинения и импровизации». Это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить их на инструменте, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.
Метод содержательного анализа инструментального произведения раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.
Метод отождествления, это слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами.
Благодаря поиску новых методических возможностей, связанных с взаимопроникновением, взаимовлиянием искусств интересным стало знакомство и внедрение в образовательный процесс новых методов обучения на уроках музыки, а именно применение арт-терапии в работе с младшими школьниками.
Разнообразие форм арт - терапии позволяет использовать ее методы на разных этапах урока: начало урока, изучение нового материала, закрепление пройденного, физкультминутки, домашнее задание, рефлексия. Методы арт-терапии наиболее подходят для работы с младшими школьниками. В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Существуют такие методы арт - терапии: музыкотерапия – воздействие через слушание и восприятие музыки; сказкотерапия – воздействие посредством сказки; изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства – рисованием. сказку. Применяя методы арт - терапии есть возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно - ориентированного, коммуникативно - ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.
Данные методы тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое музыка?
Литература.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Проблемно – ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011
Командышко Е.Ф. Гуманитарное образование и педагогика искусства: аспект взаимодействия //Инициативы XXI века. Научный и общественно-просветительский журнал. – 2011. - №3. С.49–52.
Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-е изд. – М.: ПРЕСТ, 2008. – 32с
Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: 1996.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: 2000.
Емельянов В.В «Фонопедические упражнения для выработки и развития показателей певческого голосообразования у лиц с непрофессиональными вокальными данными» Методическая разработка. Новосибирск, 1986