СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ»

Учитель физики Алекперова Г.Ш. г.Дербент

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Урок 1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА. СИСТЕМА ОТСЧЕТА

Тип урока: постановка учебной задачи, поиск се решения

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «материальная точка», «система отсчета»; формировать умения наблюдать и описывать прямолиней­ное и равномерное движение тела

Планируемые результаты

Предметные:

научатся описывать прямолиней­ное и равномерное движение тел; обосновывать возможность замены тела материальной точкой; опреде­лять координаты материальной точки в заданной системе отсчета

Метапредметные:

познавательные - исследовать критерии замены тела материальной точ­кой; работать с учебником и другими источниками информации;

регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятель­ности; с помощью вопросов добывать недостающую информацию; коммуникативные - описывать содержание совершаемых действий и да­вать им оценку

Личностные: развитие любознательности, инте­реса к познанию мира; готовность к саморазвитию и самообразованию

Образовательные ресурсы: 1) Псрышкин, А. В. Физика. 9 кл. : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - М. : £ ка. 9 кл. : рабочая тетрадь / В. А. Касьянов, В. Ф. Дмитриева. - М. : Дрофа, 2017

^рофа, 2018; 2) Касьянов, В. А. Физи-

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Органи­зационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Со­здание в классе атмосферы психологического комфорта. - Очень рад вас видеть сегодня на уроке.

- Что вам мешает настроиться на учебную деятельность?

Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопрос ы :

- Где я?

- Зачем я здесь?

- Что мне нужно делать?

Формировать навыки само­организации

11. Актуали­зация жиз­ненного опыта уча­щихся

  • Уважаемые друзья, в 9 классе мы с вами продолжим изуче­ние предмета «Физика».

  • Какие у вас ожидания перед началом изучения физики в 9 классе?

  • Что вы ожидаете узнать на наших уроках?

  • Что вам больше всего запомнилось при изучении физики в 7 и 8 классах?

  • Какие знания и умения вы хотите получить?

  • Что вам уже известно о физике?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мне­ние и предположения.

Продумывают форму презентации своих ожиданий (графическую, словесную, художественно-изобрази­тельную и т. д.)

Развивать навыки целе­полагания


1

2

3

4


Организует обсуждение техники безопасности и правил по­ведения в кабинете физики.

Обсуждение вопросов:

- Что нельзя делать в кабинете физики?

- Почему запрещено дергать или толкать демонстрационный стол и столы школьников в кабинете?

- Почему запрещено ставить сумки на столешницы в то вре­мя, когда на них находятся приборы?

Принимают участие в обсуждении. Отвечают на во­просы.

— В кабинете физики нельзя бегать, без разрешения учи­теля включать электроприборы, покидать рабочее место и т. д. В кабинете физики нужно быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.

- Это может привести к травмам и причинить вред здо­ровью.

- Это может привести к порче школьного оборудования, а также принести вред самому ученику


III. Сообще­ние темы. Постановка учебной за­дачи.

Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

- Прочитав тему урока, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

- Какие ключевые слова в теме?

Вопросы запуска постановки учебной задачи:

- Что вам известно о понятии «материальная точка»?

- Что вы понимаете под понятием «система отсчета»?

  • Достаточно ли у вас знаний?

Формулирует учебную задачу:

  • Изучить материальную точку как модель тела.

Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока:

  • Что вы хотели бы узнать о понятии «материальная точка»?

  • Вы поможете мне сформулировать задачи на этот урок?

  • Что вы изменили бы в предложенных мной задачах урока?

Записывают в тетрадь тему урока.

Определяют ключевые слова:

- Материальная точка; система отсчета.

Испытывают затруднения при ответе на вопросы.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

Участвуют в формулировании целей и задач урока: - Усвоить суть понятий «материальная точка», «система отсчета»;

- научиться использовать критерии замены тела матери­альной точкой;

- научиться определять координаты материальной точки в заданной системе отсчета

Формировать умения при­нимать и со­хранять учебную задачу.

Умение са­мостоятельно планировать пути дости­жения целей

IV. Моти­вирование к учебной деятель­ности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Почему для меня важно изучить понятие «материальная точка»?

- Что меня заинтересовало в теме урока?

- Как правильно настроиться на урок физики?

- Что от меня ожидают родители и учитель?

- Какую личную цель я могу поставить на данный урок?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки само­мотивации

1

2

3

4

V. Создание ситуации затрудне­ния. Изучение нового ма­териала

Организует обсуждение проблемных ситуаций:

С итуац и я 1. Каждое тело имеет определенные размеры, и, следовательно, разные точки тела находятся в разных ме­стах пространства.

Как же определить положение тела? Всех его точек?

С и ту a if и я 2. Запуская летательный аппарат с Земли на другую планету, ученые должны предварительно рассчи­тать, где находился зга планета относительно Земли в момент посадки на нее аппарата.

Как задать положение тела, имеющего размеры?

Объясняет учащимся:

- Во многих случаях вместо движения реального тела можно рассматривать движение так называемой материальной точки. - Для материальной точки можно однозначно определить ко­ординату, скорость и другие физические величины, так как она не имеет размеров и не может вращаться вокруг собст­венной оси.

Предоставляет учащимся информацию и предлагает им определить степень ее понимания. Поощряет стремление задавать вопросы учителю.

Принимают участие в обсуждении.

Выдвигают гипотезы и идеи.

Делают записи в рабочей тетради. Формулируют уточняющие вопросы.

Заполняют таблицу. Задают вопросы учителю.

Выражать свои мысли в соответст­вии с зада­чей.

Умение с по­мощью во­просов добы­вать недо­стающую информацию. Умение ана­лизировать информацию.

Информация

Понимаю (+)

Нс все понимаю (+ /-) Не понимаю (-)

Тело можно считать материаль­ной точкой в тех случаях, когда его размерами (а значит, и фор­мой, и вращением) можно прене­бречь, поскольку они несущест­венны в условиях решаемой задачи


За материальную точку право­мерно принять самолет, если тре­буется, например, определить среднюю скорость его движения на пути из Москвы в 11овосибирск


Но при вычислении силы сопро­тивления воздуха, действующей на летящий самолет, считать его материальной точкой нельзя, поскольку сила сопротивления зависит от формы и скорости движения самолета

+


1

2

3

4


Организует исследование условных ситуаций.

Способствует обсуждению вариантов в группах или в парах.

Поясняет учащимся:

  • Тело, движущееся поступательно, можно принимать за ма­териальную точку даже в том случае, если его размеры соиз­меримы с проходимыми им расстояниями.

Пример. Поступательно движется человек, стоящий на ступеньках эскалатора.

  • Придумайте свои примеры поступательного движения.

Организует демонстрацию «Определение координаты ма­териальной точки в заданной системе отсчета» (рис. 2,6, учебника).

Помогает учащимся сделать вывод:

  • Для определения положения движущегося тела в любой момент времени, вида движения, скорости тела необходимы тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для измерения времени

Заполняют таблицу:

Умение про­водить ис­следования.

Умение работать с учебником.

Умение об­рабатывать информацию и делать вы­воды

Ситуация

Можно считать материальной точкой?

На станке изготавливают спор­тивный диск

Нет

Диск после броска спортсмена пролетает расстояние 60 метров

Да

Конькобежец проходит дистан­цию соревнований

Да

Фигурист выполняет упражне­ния произвольной программы

Нет

За движением космического ко­рабля следят из Центра управ­лением полетом на Земле

Да

Записывают в тетрадь условие замены тела на мате­риальную точку’.

Предлагают свои примеры.

Например:

  • Мальчик тянет в гору санки.

  • Колесо обозрения.

  • Ящик, выдвигаемый из стола.

  • Игла швейной машинки.

  • Поршень в двигателе внутреннего сгорания.

Наблюдают и описывают прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей.

Определяют по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки.

Обосновывают возможность замены тележки ее моде­лью - материальной точкой - для описания движения.

Делают запись в рабочей тетради:

«Система координат, тело отсчета, с которым она связа­на, и прибор для измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движе­ние тела»


1

2

3

4

VI. Закреп­ление изу­ченного ма­териала

Организует беседу по вопросам:

- Что называется материальной точкой?

- С какой целью используют понятие «материальная точка»?

- В каких случаях движущееся тело обычно рассматривают как материальную точку?

- Что такое система отсчета?

Отвечают на вопросы.

- Пор материальной точкой понимается тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь.

- Понятие «материальная точка» используется для упрощения условий и решений задач. Если пренебречь размерами реального тела, то нет необходимости рас­сматривать движение тела при его движении вокруг своей оси или движении каких-то частей тела.

-Движущееся тело можно рассматривать как матери­альную точку, если его размеры намного меньше рас­стояния, на которое оно перемещается.

- Система отсчета - это тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для измерения времени, по отношению к которым рассматривается движение материальных точек или тел

Умение вы­делять глав­ное в инфор­мации

VII. Реше­ние заданий

Организует самостоятельную работу:

Задание 1. Можно ли считать автомобиль материальной точкой при определении пути, который он прошел за 2 ч, двигаясь со средней скоростью, равной 80 км/ч?

3 ад а н и е 2. Самолет совершает перелет из Москвы во Вла­дивосток. Может ли рассматривать самолет как материаль­ную точку диспетчер, наблюдающий за его движением; пас­сажир этого самолета?

3 а д а н и е 3. Мальчик стоял на земле и наблюдал, как его младшая сестра каталась на карусели. После катания девочка сказала брату, что и он сам, и дома, и деревья быстро проно­сились мимо нес. Мальчик же стал утверждать, что он вместе с домами и деревьями был неподвижен, а двигалась сестра. Объясните, кто прав в споре

Решение:

  1. Да, можно, так как в данном случае он прошел - 80 • 2 = 160 км = 160 000 м, а размер автомобиля около 3 м, что существенно меньше.

  2. С точки зрения диспетчера, если рассматривать толь­ко маршрут самолета, то можно, но если в воздухе нахо­дятся другие самолеты или он заходит на посадку - нет. С точки зрения пассажира при полете по маршруту - да, но при перемещении пассажира внутри самолета - нет.

  3. Оба правы. Мальчик выбрал систему отсчета относи­тельно себя (он был неподвижен), а девочка относитель­но себя (она была на качелях)

Развитие умений само­стоятельно принимать решения

VIII. Подве­дение ито­гов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Побуждает обучающихся к размышлению над вопросами: — Можно ли сказать, что я понимаю суть понятия «матери­альная точка»?

- Смогу ли я объяснить своим друзьям, что такое система от­счета?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности


1

2

3

4


- Что нового я узнал на уроке?

- Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

- Как я оценил бы свою работу на уроке?



IX. Домаш­нее задание

§ 1 учебника.

Помогает обучающимся выбрать задания из учебника, за­дачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возмож­ности и способности обучающихся.

Предлагает провести исследование на тему «При каких условиях человек может стать материальной точкой».

Результаты разместить на сайте школы

Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки само­организации

































Урок 2. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Тип урока: решение учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «путь» и «перемещение»; формировать умения использовать понятие «перемещение» при решении задач

Планируемые результаты

Предметные:

научатся приводить примеры, в ко­торых координату движущегося те­ла в любой момент времени можно определить, зная его начальную ко­ординату и совершенное им за дан­ный промежуток времени переме­щение, и нельзя, если вместо пере­мещения задан пройденный путь

М е т а п р е д м е т н ы е :

познавательные — управлять своей познавательной и учебной деятельностью по­средством постановки целей; работать с учебником;

регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения; ставить учеб­ную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; описывать содержание совершаемых дей­ствий и давать им оценку

Личностные: сформированность позна­вательных интересов; мо­тивация образовательной деятельности; развитие внимательности

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Органи­зационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Обратите внимание на свои рабочие места. Что вас будет отвлекать? Что нужно убрать с рабочего места?

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. 11 р и е м «Я контролирую свои мысли»:

Я на уроке... физики.

Формировать навыки само­организации


1

2

3

4


- О чем вы сейчас думаете? Что вам поможет сосредото­чить ваше внимание на урок физики?

- Я сосредоточиваюсь на изучении физики.

- Мне нужно перестать думать о...

- Мои мысли только о физике, потому что...


И. Проверка домашнего задания

Организует самопроверку домашнего задания.

Организует решение зада н и я:

— Относительно какого тела отсчета рассматривают дви­жение, когда говорят: а) скорость ветра равна 5 м/с;

б) бревно плывет по течению реки, поэтому его скорость равна нулю; в) скорость плывущего по реке дерева равна скорости течения воды?

Заполняют таблицу:

Умение оце­нивать свои достижения

Задания

Решил правильно / неправильно

Не смог решить потому, что...







Ответ: а) относительно поверхности Земли; б) относи­тельно текущей воды; в) относи тельно поверхности Земли

III. Актуали­зация опор­ных знаний и жизненно­го опыта.

Постановка учебной за­дачи

Предлагает учащимся вспомнить, что им известно о по­нятии «путь».

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

- Можете ли вы пояснить, что такое перемещение? Чем понятие «перемещение» отличается от понятия «путь»? Формулирует учебную задачу:

— Исследовать понятие «перемещение»

Длина пути - это сумма длин всех участков траектории, пройденных телом за рассматриваемый промежуток вре­мени.

Осознают важность решения поставленной учебной за­дачи

Развивать навыки целе­полагания

IV. Сообще­ние темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Организует совместное с обучаю­щимися формулирование целей и задач урока:

  • Внимательно прочитай те тему урока.

  • Что от вас ожидается на уроке?

  • Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • Усвоить суть понятия «перемещение»;

  • научиться использовать понятие «перемещение» при ре­шении задач

Формировать умения при­нимать и со­хранять учеб­ную задачу

V. Мотиви­рование к учебной деятель­ности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Почему мне необходимо разобраться с понятием «пере­мещение»?

Где я смогу применять знания о поня тии «перемещение»? - Сумел ли я сконцентрировать свое внимание па уроке физики?

- Какова моя личная цель на данный урок?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки само­мотивации

VI. Созда­ние ситуа­ции зал руд-

Организует обсуждение проблемного вопроса:

- Можно ли рассчитать, где будет находиться тело, зная какой путь оно прошло за данный промежуток времени?

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответе на во­прос.

Выражать свои мысли в соответ-


1

2

3

4

нения.

Изучение нового ма­териала

На примере иллюстрации в учебнике (рис. 3) показывает, что знание пройденного телом пути не является доста­точным для определения конечного положения тела.

Организует анализ определения понятия «перемещение».

-Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его по­следующим положением.

- Перемещение - векторная величина, то есть величина, имеющая направление.

Условное обозначение s .

Объясняет учащимся:

- Зная начальное положение и вектор перемещения тела, то есть его направление и модуль, можно однозначно определить, где это тело находится.

На чертеже, где перемещение изображается стрелочкой определенной длины и направления, можно найти конеч­ное положение тела, отложив от его начального положения вектор перемещения

Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: а) буду самостоятельно изучать новый материал;

  1. буду работать в паре;

  2. буду работать в группе;

  3. буду слушать объяснения учителя.

Исследуют иллюстрацию в учебнике. Задают вопросы. Проводят самостоятельные или в группах исследования, которые доказывают, что знание о пройденном телом пути не является достаточным для определения конечного положения тела.

Оформляют результаты мини-исследования. Демонстри­руют результаты исследования перед учащимися.

Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Формулируют понятие «перемещение» своими словами.

Делают записи в рабочей тетради.

Задают уточняющие вопросы

ствии с зада­чей.

Умение ис­следовать иллюстра­тивный мате­риал.

Умение про­водить ис­следования.

Умение ана­лизировать информацию.

Умение с по­мощью во­просов добы­вать недо­стающую информацию

VII. Закреп­ление изу­ченного ма­териала

Организует беседу по в онро с ам:

- Всегда ли можно определить положение тела в заданный момент времени /, зная начальное положение этого тела и путь, пройденный им за промежуток времени /?

- Что называют перемещением тела (материальной точки)?

Отвечают на вопросы.

- Положение тела в заданный момент времени / при дан­ных начальных условиях нельзя определить однозначно, так как неизвестна его траектория движения. Тело, напри­мер, может двигаться в разных направлениях от начальной точки или двигаться по окружности.

- 11еремещением тела (материальной точки) называют век­тор (направленный отрезок прямой), соединяющий началь­ное положение тела с его конечным положением

Осуществ­лять актуали­зацию полу­ченных на уроке зна­ний и умений


1

2

3

4

VIII. Реше­

ние задания

Организует самостоятельную работу:

3 а д а н и е 1. Какую физическую величину определяет во­дитель автомобиля по спидометру - пройденный путь или перемещение?

3 ад а н и е 2. 11аблюдсния за движением футболиста пока­зали: за время матча он пробежал 12 км. Что это за вели­чина- перемещение или пройденный путь?

Самостоятельно решают задания.

Ответы:

  1. Счетчик спидометра определяет пройденный путь.

  2. Пройденный путь

Развитие умений само­стоятельно принимать решения

IX. Подве­дение ито­гов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися. Спо­собствует размышлению обучающихся над вопросам и:

Насколько хорошо я понимаю разницу между понятиями «путь» и «перемещение»?

- Смогу ли я понятно объяснить своей бабушке, что такое перемещение?

  • Достиг ли я поставленных задач урока?

  • Доволен лия своей работой на уроке?

  • Что на уроке меня больше всего заинтересовало?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

X. Домаш­нее задание

§ 2 учебника.

Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задач­ника, рабочей тетради. Обращает внимание на возмож­ности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки само­организации




















Урок 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ ДВИЖУЩЕГОСЯ ТЕЛА

Тип урока: решение учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний об определении координаты движущегося тела; формировать умения решать задания на нахождение координаты движущегося тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения

Планируемые результаты

Предметные:

научатся определять модули и про­екции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определе­ния координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, ис­пользовать его для решения задач

Мета предметные:

познавательные - самостоятельно приобретать новые знания; осу­ществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности;

регулятивные - выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; осу­ществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; коммуникативные - описывать содержание совершаемых действий и давать им оценку

Личностные: формирование позитивной само­оценки; развитие культуры умст­венного труда; формирование от­ветственного отношения к учению

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организа­ционный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Со­здание в классе атмосферы психологического комфорта. - Очень рад возможности помогать вам изучать физику! - Что вы поменяли бы в организации наших уроков?

- Что вас беспокоит?

Настраиваются на учебную деятельность.

Отвечают на вопросы:

  • Где я?

  • Зачем я здесь?

  • Что мне нужно делать?

Формировать навыки само­организации

11. Проверка домашнего задания

Способствует проверке домашнего задания в парах. Организует решение задан и я:

- Как должен двигаться автомобиль в течение некоторого промежутка времени, чтобы по спидометру можно было определить модуль перемещения, совершенного автомоби­лем за этот промежуток времени?

Проверяют домашнее задание у соседа по парте. Фикси­руют найденные ошибки. Оценивает домашнюю работу одноклассника.

Ответ. Автомобиль должен двигаться прямолинейно

Умение оценивать достижения других людей

III. Актуа­лизация опорных знайий и жизненно­го опыта.

Постановка учебной задачи

Проводит блицопрос:

  • Что называют перемещением?

  • Можно ли перемещение тела найти графическим способом? Вопрос запуска постановки учебной задачи:

-Достаточно ли у вас знаний об определении координат движущегося тела?

Формулирует учебную задачу:

  • Исследовать вопрос определения координат движущего­ся тела

Принимают участие в опросе.

- Перемещением тела (материальной точки) называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

-Да.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развивать навыки целе­полагания

IV. Сообще­ние темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока:

  • Внимательно прочитайте тему урока.

  • Что от вас ожидается на уроке?

Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • Усвоить сущность определения координаты движущего­ся тела;

  • научиться находить координаты тела

Формировать умения при­нимать и со­хранять учебную задачу

V. Мотиви­рование к учебной

Способствует обсуждению мотивационных в onро с о в: - Почему важно знать, как находить координаты тела? - Что меня заинтересовало в теме урока?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать


1

2

3

■1

деятель­ности

- Каких успехов я хочу достигнуть в изучении физики?

- Как изучение темы урока поможет мне в повседневной жизни?

- Какова моя личная цель на данный урок?


навыки само­мотивации

VI. Созда­ние ситуа­ции затруд­нения.

Изучение нового ма­териала

Организует обсуждение проблемного вопроса: — Как определить координату движущегося тела, зная ко­ординату его начального положения и вектор перемещения? Объясняет учащимся:

- Вычисление положение тела производят не с векторами, а с соответствующими им скалярными величинами: с про­екциями векторов на координатные оси и с модулями век­торов или их проекций.

Совместно с учащимися решает задачу:

-Два катера идут по реке в противоположных направлени­ях и встречаются в 100 км к востоку от пристани П. Про­должая движение, за некоторый промежуток времени / первый катер переместился от места встречи на 60 км к во­стоку, а второй - на 50 км к западу. Определите координа­ты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени / после их встречи.

Обращает внимание учащихся:

- Модуль каждой проекции равен модулю соответствую­щего ей вектора

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы.

Делают запись в рабочей тетради.

Задают учителю уточняющие вопросы.

Изучают условие задачи. Анализируют рисунок в учебнике (рис. 4). Делают необходимые графические изображения в тетради.

Приходят к выводу:

- Координаты Х| их2 можно найти следующим образом: .



а расстояние / между двумя телами равно модулю разности их координат:

/ =

х,= 100 + 60= 160 (км);

х2 = 100 - 50 = 50 (км);

/ = |160-50| = ИО(км).

Делают запись в рабочей тетради.

Задают учителю уточняющие вопросы

Выражать свои мысли в соответ­ствии с зада­чей.

Умение с по­мощью во­просов добы­вать недо­стающую информацию.

Умение ана­лизировать информацию

VII. Закреп­ление изу­ченного ма­териала

Организует беседу по вопрос а м:

- С какими величинами производят вычисления - с век­торными или скалярными?

- При каком условии проекция вектора на ось будет поло­жительной. а при каком - отрицательной?

Отвечают на вопросы.

- Во всех случаях вычисления производят со скалярными величинами. В случае векторов для вычислений использу­ют их проекции на координатные оси.

- Проекция вектора на ось будет положительной, если век­тор сонаправлсн с осью, и отрицательной - в противном случае. (Если вектор перпендикулярен оси, то его проекция равна нулю.)

Осуществ­лять актуали­зацию полу­ченных на уроке зна­ний и умений


1

2

3

4

VIII. Реше­ние задания

Организует самостоятельную работу.

3 а д а н и е:

- Мотоциклист, переехав через мост, движется по прямо­линейному участку дороги. У светофора, находящегося на расстоянии 10 км от моста, мотоциклист встречает ве­лосипедиста. За 0,1 ч с момента встречи мотоциклист пе­ремещается на 6 км, а велосипедист - на 2 км от светофора (при этом оба они продолжают двигаться прямолинейно в противоположных направлениях). Определите координа­ты мотоциклиста и велосипедиста и расстояние между ними спустя 0,1 ч после их встречи

Выполняют самостоятельную работу.

мог

Развитие умений само­стоятельно принимать решения




,



IX. Подве­дение ито­гов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися. Спо­собствует размышлению обучающихся над вопрос а м и: - Чему я научился на уроке?

- С какими трудностями я столкнулся при определении ко­ординаты движущегося тела?

- Каких знаний мне не хватает для более глубокого пони­мания изученного на уроке материала?

-Достигли я поставленных целей и задач урока?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

X. Домаш­нее задание

§ 3 учебника.

Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задач­ника, рабочей тетради. Обращает внимание на возмож­ности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки само­организации

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!