Первый уровень развития детского коллектива
1. Сплоченность и организация коллектива определяются теми требованиями, которые предъявляет педагог.
2. Отсутствует общность интересов, класс разделен на группы, в классе много учащихся, которые чувствуют себя независимо от остальных, много ребят одиноких, находящихся вне круга общения.
3. Классный руководитель — человек-инструктор, отдающий указания, так как в классе нет опоры, актив класса не выполняет свою функцию.
4. Родители не участвуют в жизни классного коллектива.
5. Класс участвует в жизни школы через отдельных учащихся, проявляющих себя в школе сообразно своим интересам, способностям. Иногда такие учащиеся чувствуют себя в классе неуютно.
6. В таком классе учитель — организатор всех дел.
Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:
1. Показать достоинства и неповторимость каждого ученика в коллективе.
2. Использовать свои личные умения для того, чтобы увлечь учащихся (театрализация, походы, литература и т. д.).
3. Определить активных, творческих, коммуникабельных учащихся, способных увлечь за собой, авторитетных в классе.
4. Демонстрировать образцы правильного поведения в самых непредвиденных ситуациях.
5. Обсуждать все ситуации и проблемы класса открыто и справедливо, не боясь критичной реакции детей.
6. Демонстрировать любой, даже самый маленький, успех и достижение каждого ученика.
Преобладающими методами воспитания должны стать:
• индивидуальная беседа;
• личный пример педагога;
• создание необходимых воспитательных ситуаций;
• упражнение и приучение;
• поощрение.
Второй уровень развития детского коллектива
1. Класс разделен на группы по интересам, однако, если необходимо решить общеклассные задачи, ребята легко объединяются в группы для выполнения общего дела.
2. В классе есть актив учащихся, способных увлечь общим делом, однако не всегда члены актива понимают стоящие перед классом задачи.
3. В классе есть учащиеся, которые не всегда адекватно реагируют на требования педагога. Дела класса их мало интересуют.
Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:
1. Построить воспитательную систему таким образом, чтобы его требования были приняты всеми учениками.
2. Обратить внимание на создание таких воспитательных ситуаций, которые позволили бы раскрыться учащимся, ранее не участвовавшим в жизни класса.
3. Работать с активом класса по расширению его самостоятельности и инициативы.
4. Влиять на культуру взаимоотношений в коллективе.
Преобладающими методами воспитания в таком коллективе должны стать:
• разумная система поручений учащимся класса;
• создание необходимых воспитательных ситуаций, воспитательных мер воздействия;
• соревнование между учащимися;
• показ перспектив в развитии коллектива;
• поощрение учащихся.
Третий уровень развития детского коллектива
1. Высокий уровень сплоченности и организованности класса.
2. Объединенность учащихся общими интересами.
3. Потребность в общении.
4. Высокий уровень значимости мнения коллектива для его членов.
5. Соблюдение традиций коллектива, бережное к ним отношение.
6. Высокий уровень самовоспитания в коллективе.
7. Учитель выступает в роли дирижера слаженного оркестра.
Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:
1. Сохранение и приумножение традиций коллектива.
2. Стимулирование активности каждого ученика.
3. Создание условий для проявления личной инициативы, индивидуальности каждого.
4. Стимулирование общественного мнения в оценке воспитательных ситуаций в коллективе.
5. Предъявление разумных требований к коллективу.
Преобладающими методами воспитания в таком коллективе должны стать:
• поддержка традиций, введение новых традиций в жизнь коллектива;
• предъявление требований более высокого уровня;
• приобщение учащихся к организации дел в коллективе более высокого и качественного уровня;
• повышение духовной культуры коллектива, создание воспитательных ситуаций высокого эмоционального накала;
• создание условий для самовоспитания коллектива в целом и каждого ученика в отдельности.
Правила по формированию ученического коллектива
1. Используйте как средство сплочения коллектива разностороннюю совместную деятельность. Это могут быть спортивные мероприятия, общие трудовые дела, культурно-массовые мероприятия.
2. Помните, что совместная деятельность должна приносить удовлетворение. Хорошо, если она будет на благо школы, класса, района и т. д.
3. Предъявляйте свои требования учащимся четко и систематически, а не от случая к случаю.
4. Своим примером и поведением демонстрируйте исполнение правил поведения, этической культуры во взаимоотношениях с коллегами, учениками, родителями.
5. Будьте справедливы и объективны в предъявлении требований, соблюдайте эмоциональную ситуацию в предъявлении требований.
6. Систематически работайте с активом класса — выразителем общественного мнения о вас и вашей работе.
7. Предлагайте активу класса самому решать вопросы управления коллективом.
8. Разумно распределяйте поручения в классе. Если вы считаете, что ребенок не справится с порученным делом, не ждите, когда он дело провалит и у вас появится возможность укорять его за провал. Приведите нужные аргументы и убедите ученика в том, что он вполне мог бы взять себе иное поручение, которое могло бы стать для него успешным.
9. Ставьте перед ребятами реальные цели практического характера с ближней и дальней перспективой. Если цели поставлены и перспективы определены, классный руководитель должен стимулировать ребят на их достижение и поддерживать инициативу.
10. Если классный руководитель ставит перед ребятами цели и определяет перспективы их реализации, которые впоследствии не исполняются, это может закончиться плачевно для классного руководителя, так как дети перестанут ему верить.
11. Классный руководитель должен формировать традиции коллектива. В первую очередь, это правила поведения, которые регламентируют жизнь в классе.
12. Классный руководитель должен показать детям, что они — члены большого коллектива под названием «школа».
13. Учащиеся класса должны быть информированы о тех событиях, которые происходят в коллективе, участвовать в них, проявлять инициативу в организации интересных школьных дел.
14. Классный руководитель должен направить свои воспитательные усилия на формирование общественного мнения в коллективе, но это мнение нужно формировать, не оценивая личностные качества учащихся, что может привести к различным неприглядным ситуациям в коллективе, а давая оценку негативным явлениям, которые встречаются в жизни коллектива.
15. Классный руководитель должен направить силу своего воспитательного воздействия на то, чтобы ученик почувствовал себя причастным к жизни в классе, школе, социуме.
16. Страшный бич современного общества — равнодушие. Ребенок не должен быть равнодушным к унижению, хамству, грубости, чужой развязности, издевательству, беде, радости и успеху. Формирование потребности не быть равнодушным начинается в семье, продолжается в школе. Если детский коллектив поздравляет женщину-учителя, классного руководителя, он должен подумать над тем, как можно поздравить всех женщин-учителей, с которыми ему приходится общаться в школе, и т. д.
17. Школа — место, в котором есть младшие и старшие, есть классы в параллели, есть люди старшего поколения, которые обслуживают учащихся, создают им условия для нормальной жизни. Классный руководитель должен помогать строить это взаимодействие на качественном уровне.