СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровни развития детского коллектива и правила по его формированию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны три уровня развития детского коллектива, какие задачи должен решать классный руководитель на каждом из них и даны методы воспитания. Также прилагаются основные правила по формированию ученического коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Уровни развития детского коллектива и правила по его формированию»

Первый уровень развития детского коллектива


1. Сплоченность и организация коллектива определяются теми требованиями, которые предъявляет педагог.

2. Отсутствует общность интересов, класс разделен на группы, в классе много учащихся, которые чувствуют себя независимо от остальных, много ребят одиноких, находящихся вне круга общения.

3. Классный руководитель — человек-инструктор, отдающий указания, так как в классе нет опоры, актив класса не выполняет свою функцию.

4. Родители не участвуют в жизни классного коллектива.

5. Класс участвует в жизни школы через отдельных учащихся, проявляющих себя в школе сообразно своим интересам, способностям. Иногда такие учащиеся чувствуют себя в классе неуютно.

6. В таком классе учитель — организатор всех дел.


Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:

1. Показать достоинства и неповторимость каждого ученика в коллективе.

2. Использовать свои личные умения для того, чтобы увлечь учащихся (театрализация, походы, литература и т. д.).

3. Определить активных, творческих, коммуникабельных учащихся, способных увлечь за собой, авторитетных в классе.

4. Демонстрировать образцы правильного поведения в самых непредвиденных ситуациях.

5. Обсуждать все ситуации и проблемы класса открыто и справедливо, не боясь критичной реакции детей.

6. Демонстрировать любой, даже самый маленький, успех и достижение каждого ученика.


Преобладающими методами воспитания должны стать:

• индивидуальная беседа;

• личный пример педагога;

• создание необходимых воспитательных ситуаций;

• упражнение и приучение;

• поощрение.



Второй уровень развития детского коллектива


1. Класс разделен на группы по интересам, однако, если необходимо решить общеклассные задачи, ребята легко объединяются в группы для выполнения общего дела.

2. В классе есть актив учащихся, способных увлечь общим делом, однако не всегда члены актива понимают стоящие перед классом задачи.

3. В классе есть учащиеся, которые не всегда адекватно реагируют на требования педагога. Дела класса их мало интересуют.


Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:

1. Построить воспитательную систему таким образом, чтобы его требования были приняты всеми учениками.

2. Обратить внимание на создание таких воспитательных ситуаций, которые позволили бы раскрыться учащимся, ранее не участвовавшим в жизни класса.

3. Работать с активом класса по расширению его самостоятельности и инициативы.

4. Влиять на культуру взаимоотношений в коллективе.


Преобладающими методами воспитания в таком коллективе должны стать:

• разумная система поручений учащимся класса;

• создание необходимых воспитательных ситуаций, воспитательных мер воздействия;

• соревнование между учащимися;

• показ перспектив в развитии коллектива;

• поощрение учащихся.












Третий уровень развития детского коллектива


1. Высокий уровень сплоченности и организованности класса.

2. Объединенность учащихся общими интересами.

3. Потребность в общении.

4. Высокий уровень значимости мнения коллектива для его членов.

5. Соблюдение традиций коллектива, бережное к ним отношение.

6. Высокий уровень самовоспитания в коллективе.

7. Учитель выступает в роли дирижера слаженного оркестра.


Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:

1. Сохранение и приумножение традиций коллектива.

2. Стимулирование активности каждого ученика.

3. Создание условий для проявления личной инициативы, индивидуальности каждого.

4. Стимулирование общественного мнения в оценке воспитательных ситуаций в коллективе.

5. Предъявление разумных требований к коллективу.


Преобладающими методами воспитания в таком коллективе должны стать:

• поддержка традиций, введение новых традиций в жизнь коллектива;

• предъявление требований более высокого уровня;

• приобщение учащихся к организации дел в коллективе более высокого и качественного уровня;

• повышение духовной культуры коллектива, создание воспитательных ситуаций высокого эмоционального накала;

• создание условий для самовоспитания коллектива в целом и каждого ученика в отдельности.











Правила по формированию ученического коллектива

1. Используйте как средство сплочения коллектива разностороннюю совместную деятельность. Это могут быть спортивные мероприятия, общие трудовые дела, культурно-массовые мероприятия.

2. Помните, что совместная деятельность должна приносить удовлетворение. Хорошо, если она будет на благо школы, класса, района и т. д.

3. Предъявляйте свои требования учащимся четко и систематически, а не от случая к случаю.

4. Своим примером и поведением демонстрируйте исполнение правил поведения, этической культуры во взаимоотношениях с коллегами, учениками, родителями.

5. Будьте справедливы и объективны в предъявлении требований, соблюдайте эмоциональную ситуацию в предъявлении требований.

6. Систематически работайте с активом класса — выразителем общественного мнения о вас и вашей работе.

7. Предлагайте активу класса самому решать вопросы управления коллективом.

8. Разумно распределяйте поручения в классе. Если вы считаете, что ребенок не справится с порученным делом, не ждите, когда он дело провалит и у вас появится возможность укорять его за провал. Приведите нужные аргументы и убедите ученика в том, что он вполне мог бы взять себе иное поручение, которое могло бы стать для него успешным.

9. Ставьте перед ребятами реальные цели практического характера с ближней и дальней перспективой. Если цели поставлены и перспективы определены, классный руководитель должен стимулировать ребят на их достижение и поддерживать инициативу.

10. Если классный руководитель ставит перед ребятами цели и определяет перспективы их реализации, которые впоследствии не исполняются, это может закончиться плачевно для классного руководителя, так как дети перестанут ему верить.

11. Классный руководитель должен формировать традиции коллектива. В первую очередь, это правила поведения, которые регламентируют жизнь в классе.

12. Классный руководитель должен показать детям, что они — члены большого коллектива под названием «школа».

13. Учащиеся класса должны быть информированы о тех событиях, которые происходят в коллективе, участвовать в них, проявлять инициативу в организации интересных школьных дел.

14. Классный руководитель должен направить свои воспитательные усилия на формирование общественного мнения в коллективе, но это мнение нужно формировать, не оценивая личностные качества учащихся, что может привести к различным неприглядным ситуациям в коллективе, а давая оценку негативным явлениям, которые встречаются в жизни коллектива.

15. Классный руководитель должен направить силу своего воспитательного воздействия на то, чтобы ученик почувствовал себя причастным к жизни в классе, школе, социуме.

16. Страшный бич современного общества — равнодушие. Ребенок не должен быть равнодушным к унижению, хамству, грубости, чужой развязности, издевательству, беде, радости и успеху. Формирование потребности не быть равнодушным начинается в семье, продолжается в школе. Если детский коллектив поздравляет женщину-учителя, классного руководителя, он должен подумать над тем, как можно поздравить всех женщин-учителей, с которыми ему приходится общаться в школе, и т. д.

17. Школа — место, в котором есть младшие и старшие, есть классы в параллели, есть люди старшего поколения, которые обслуживают учащихся, создают им условия для нормальной жизни. Классный руководитель должен помогать строить это взаимодействие на качественном уровне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!