СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уверенно сдаем ГИА"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по работе с выпускниками "Уверенно сдаем ГИА"

Просмотр содержимого документа
«"Уверенно сдаем ГИА"»

«УВЕРЕННО СДАЕМ ГИА».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цель: снять психологическое напряжение в период подготовки и проведения ГИА.

Задачи:

- сформировать у выпускников позитивный настрой, уверенность в своих силах на этапе подготовки к экзаменам;

- отработать приемы саморегуляции, эффективно использовать ресурсы на этапе проведения экзамена.

Экзамен – одна из стрессовых ситуаций для большинства людей. Каждый человек обладает своим набором психологических ресурсов, чтобы выдержать экзаменационную гонку. Нельзя сказать, что одни люди по своей психологической природе более готовы к экзамену, чем другие.

Проблема в выборе подходящего пути подготовки к экзамену.

Тест «Кто кого, или Шанс найти свой путь»

Существует четыре основные стратегии подготовки к экзаменам. Одна из самых больших трудностей – не ошибиться с выбором подходящей стратегии. Для этого нужно обладать таким качеством, как доброе отношение к своим особенностям, их принятие. Часто человек не справляется с тем, с чем справляются другие не потому, что он хуже, а потому что не хочет принять свои особенности и найти свой путь решения проблемы. Прислушайтесь к себе и выполните тестовое задание.

Я и экзамен

Выберите только один вариант ответа, а если ни один из ответов не подходит, пропускайте вопрос.

1.Как ты запоминаешь материал?

1а. Могу запомнить механически (как будто фотографируя, материал «врезается» в память).

1б. Запоминаю, если только материал был понят, часто использую для запоминая графики, таблицы.

2. Какой экзамен ты предпочёл бы сдавать?

2а. Письменный (где есть время подумать и не надо быстро реагировать).

2б. Устный (где многое зависит от умения взаимодействовать с экзаменатором).

3. Какая ситуация для тебя более неприятная (вызывающая стресс)?

3а. Монотонная работа, требующая выдержки и терпения (например, решение однотипных задач).

3б. Работа, требующая быстрого переключения и оперативного реагирования.

4. В какой ситуации ты получаешь более высокие оценки?

4а. Повседневные занятия, к которым готовишься каждый день.

4б. Ситуация экзамена, контрольный, на которой я собираюсь.

5. Какое задание ты бы предпочёл выполнять?

5а. Требующее сосредоточения на одном задании.

5б. Предполагающее распределение внимания между разными под заданиями (например, одновременно слушать учителя, писать, отвечать, работать с учебником).

6. Как тебе удобнее работать?

6а. Чередуя небольшие периоды работы с короткими периодами отдыха.

6б. Долго работать, а потом уж отдыхать.

7. Как ты включаешься в работу?

7а. Быстро отвлекаюсь от одного задания и перехожу к другому.

7б. Мне нужно время на раскачку, зато потом ничто не отвлекает.

8. Когда ты работаешь над сложным заданием?

8а. Мне нужна тишина, чтобы работать, не отвлекаясь.

8б. Я включаю музыку (телевизор), это помогает не заскучать.

9. Какая характеристика описывает твою память лучше?

9а. Я быстро запоминаю, но и забываю тоже быстро.

9б. Мне нужно время, чтобы запомнить, зато потом усвоенное «всегда при мне».

10. Какой этап учебного занятия для тебя более лёгкий?

10а. Объяснение нового, разбор неизвестного знания, начало его отработки.

10б. Повторение пройденного или выполнение уже знакомых заданий.

11. Что бы ты предпочёл?

11а. Искать необычный способ решения задачи.

11б. Выполнять задание быстрее всех.

12. Что ты испытываешь при выполнении монотонной работы?

12а. Не чувствую скуки, стараясь выполнить трудоёмкую работу качественно.

12б. Чтобы не скучать, занимаю себя фантазией (Агата Кристи, например, придумывала детективные истории, моя посуду).

Подсчитайте, сколько ваших выборов попало в каждый из секторов.

Ключ к тесту

1 квадрат: 1а,2б,3а,4б,5б,7а,8б,9а,10а,11б

3 квадрат: 1б,2а,3б,4а,5а,7б,8а,9б,10б,12а

2 квадрат: 2б,3а,5б,6а,7а,8б,9а,10а,11а,12б

4 квадрат: 1б,2а,3б,4а,5а,6б,7б,8а,9б,10б

Каждый сектор описывает определённый тип поведения, который даётся

человеку от природы. Это неизменный набор качеств, который не может быть плохим или хорошим, дающий человеку и силы, и слабости в решении сложных задач, в том числе и при сдаче экзамена.

Подсчитайте, в каком из квадратов вы получили максимальное количество баллов. Приводится описание каждого из типов с точки зрения плюсов и минусов.

Тип 1. Ураган

Тип 2. Творец

Главный ресурс:

- быстрота реакции;

- стремительное усвоение;

- высокая работоспособность в стрессовых ситуациях, в ситуации лимита условий;

- ситуативное лидерство.

Из всех типов испытывает наименьший дискомфорт в ситуации экзамена, где может собраться и показать лучший результат, чем в повседневной жизни. Обычно готовятся к экзаменам в последние дни, полагаясь на свою память и способность выкручиваться из трудных ситуаций. Такое поведение – не лучшая стратегия.

Главная слабость:

- поверхностность, отказ от планирования;

- уязвимость в монотонном труде.

Основной режим труда:

- постоянная смена деятельности, работа в чрезвычайных условиях.

Главный ресурс:

- воображение, умение определить всевозможные последствия того или иного события;

- способность работать как монотонно, так и в режиме постоянной смены условий, быстро усваивает знания.

Главная слабость:

- быстрая утомляемость, неусидчивость;

- перепады эмоционального состояния.

Основной режим труда:

- частая смена деятельности более сложной на менее сложную, допустимы частые, но короткие перерывы, выполнение сразу нескольких заданий (разного уровня сложности);

- начинать подготовку к экзаменам заблаговременно.

Тип 3. Вдумчивый

Тип 4. Медведь

Главный ресурс:

- терпение, способность докопаться до мелочей и не потерять главное;

- подведение логической основы;

- ориентация на качество труда.

Главная слабость:

- долгое приспособление к изменениям, мнительность.

Этот тип испытывает самый сильный стресс в ситуации экзамена.

Основной режим труда:

- разделение любого действия на отдельные части и работа над однородными частями; начинать готовиться с того, что известно, но не усвоено до конца, затем переходить к самому неосвоенному, а в конце - к наиболее известному

Главный ресурс:

- выдержка, способность работать долгое время без отдыха как в режиме монотонного труда, так и в режиме чрезвычайных событий.

Главная слабость:

- необходимость времени на раскачку;

- неумение отдыхать.

Основной режим труда:

- длительные периоды трудоспособности чередуется с довольно длительными периодами отдыха;

- придерживаться следующей схемы:

работа по учебнику (чтение, запоминание, составление конспектов) → параллельно решать задачи → знакомство с конспективным учебником для закрепления.



Шаги ассоциативного тестирования по методике Юнга: путь к подсознанию

Для проведения ассоциативного теста по Юнгу вам потребуются ручка и чистый лист формата А4. На этом листе запишите 16 слов, ассоциирующихся с вашей проблемой. Включите ваш внутренний генератор идей, не стесняясь и не ограничивая свою фантазию, и фиксируйте первое, что приходит на ум.

Используйте только существительные, избегая повторений. Затем сгруппируйте их в пары и для каждой пары найдите общую ассоциацию.

Продолжайте этот процесс до тех пор, пока не останется только одно ключевое понятие. Выделите его, обведя вокруг него кружок цветным маркером. Это и будет ключом к вашему подсознанию и ответом на поставленный вопрос.

Последнее слово — ключ к решению проблемы.

Разбор результатов ассоциативного теста Юнга: определение уровней реальности, разума, чувств и корня проблемы

Для анализа результатов ассоциативного теста Юнга рекомендуется консультация со специалистом, но можно попытаться сделать это и самостоятельно.

  1. В первой колонке результатов анализируется связь слов с реальностью, что помогает понять, насколько выбранные ассоциации соответствуют нашим реальным мыслям и взглядам.

  2. Во второй колонке результатов фокусируемся на уровне разума. Это показывает, насколько сильно в наших ассоциациях проявляются логическое мышление и аналитические способности. Если большинство ассоциаций связаны с логикой, это свидетельствует о развитом уровне разума.

  3. Третья колонка результатов относится к уровню эмоций. Здесь анализируется, как сильно наши ассоциации отражают эмоциональное состояние. Высокая частота эмоционально окрашенных ассоциаций указывает на высокую эмоциональную отзывчивость и чувствительность.

  4. Четвертая колонка анализа помогает выявить корень проблемы. Важно определить, что могло стать причиной преобладания того или иного образа – это может быть скрытое желание, цель, подсознательный страх, внутренний конфликт, раздражающая проблема или нерешенная задача.

Упражнение «Мой герб»

Цель: сформировать чувство уверенности в своих силах с помощью символического метода-рисования, поиск внутренних ресурсов.


Педагог-психолог:

К огда-то герб, изображенный на рыцарском щите, внушал владельцу уверенность на поле битвы. Каждому из нас тоже не помешает иметь свой герб, на котором мы постараемся отразить все самое важное, ценное и значимое, что мы имеем на сегодняшний день. Это поможет нам придать уверенности в критической ситуации.


Раздайте ребятам герб, который разделен на четыре части. В первой части ребята должны схематично нарисовать или перечислить свои сильные качества. Во второй – самые значительные достижения и успехи. В третьей – своих самых близких и значимых людей. И наконец, в четвертой – места, в которых участник чувствует себя спокойно и комфортно. Далее обсудите рисунки и собственные ресурсы учеников. Обратите их внимание на чувства, которые участники испытывали во время рисования. Каждый участник забирает рисунок с собой.


Упр. «Источник моего эмоционального благополучия» 

с использованием метафорических ассоциативных карт «Подсказки подсознания».


Инструкция: В наборе 70 карт, ученику предстоит выбрать одну карту, которая окажет на него в стрессовой ситуации успокаивающий эффект. Карточка подскажет, на что обратить внимание, то есть, что следует делать, чтобы успокоиться и настроиться на хороший результат, где взять сил или чего стоит опасаться, если этого в вашей жизни чрезмерно и оно отвлекает от подготовки к экзаменам (после ученик рассказывает, о своей карте, как оно успокаивает).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!