СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературе

Тема урока: «В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Урок с элементами проектной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».»

План-конспект урока

Класс: 5 «Б»

Предмет: литература

Тема урока: «В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Тип урока: ознакомительный  (изучение нового материала с опорой на уже изученный ранее)

Цели урока:

1) проанализировать сказку Жуковского, выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2) формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся.

3) воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев); развитие интереса к художественному слову.

Планируемые результаты:

научиться характеризовать героев и их поступки, находить в тексте черты литературной и народной сказки.

Предметные: познакомить с творчеством В.А. Жуковского, способствовать развитию речи учащихся.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.










План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. Психологический настрой детей на урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1. Речевая разминка.


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай –

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.



Читают стихотворение.


2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание

Что значит выражение «знаем назубок»?

Почему автор призывает нас к прочтению сказок? Чему они нас учат?


Рассуждают над вопросами. Отвечают.


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.






Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- Что такое сказка?






- Какие жанры русских народных сказок вы помните?


Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года?

Портрет В.А.Жуковского

Кто же написал эту сказку?



Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока.


А также найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок


Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок.










Ученик нам подготовил пересказ довольно –таки интересной истории о том, как два известных писателя писали сказки, послушаем














Кто же выиграл это состязание?

Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Это мы сделаем с вами на протяжении нескольких уроков литературы

Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. –


Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать для того, чтобы начать наше большое исследование?

Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.


1. Сказки о животных

2. Бытовые сказки

3. Волшебные сказки






По портрету дети определили, что сказку написал Жуковский.


Сегодня мы познакомимся со сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский.







Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки


(индивид домашнее задание 1 обучающегося)

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А.Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С.Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне»


Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского»Спящая царевна»

Определяют тему урока, записывают в тетрадь и на доске


Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1.Работа с учебником,стр 70

Выборочная проверка задания



















Словесный, познавательный, эвристический


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.



Работаем самостоятельно.

Заполним кластер «Биография Жуковского» (прил. 1) Вопросы на 3 слайде.

-В каком году родился В.А. Жуковский?

-Где родился В.А. Жуковский?

- Кем были родители В.А. Жуковского?

- В каком возрасте были написаны первые стихи?

- В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?

-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки?

Работают индивидуально с учебником и кластером.



В 1783 году


в Тульской губернии.

Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка.

В возрасте 7-8 лет


"Вестник Европы"


спор с Пушкиным

2.Работа с литературоведческими понятиями.



Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (слайд 4)

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь)

3. Физ. минутка (пауза релаксации)


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть. (Слайд 5)

Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


1. Работа с текстом сказки.









Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

групповая работа







личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Мы сейчас проведём небольшое исследование, при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на 3 группы. (прил.2)

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.



2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

– С чего начинает завязываться действие в сказке?




Как развиваются события дальше?




Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?



Как отомстила 12 чародейка?










Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?


3 группа работает над героями сказки.

Расскажите

о царе Матвее

о царевне

о царском сыне

Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?


Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной?












В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?



Делятся на группы. Читают внимательно задания. Выбирают 1 учащегося, который будет отвечать от имени группы.

Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы





Жил-был добрый царь

Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак - пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.


Двенадцать месяцев года


У царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.

И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!».

Да.

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.


Рассказывают о героях сказки.


Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.




Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки; чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале.

В сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок

Этап 5. Закрепление полученных знаний


1.Выразительное чтение учащимися.










2. Словесное рисование.


выступление перед аудиторией.










Метод словесного рисования

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выберите аргументы для связного ответа и заполните таблицу (прил.3)




















Идея – добро побеждает зло.

Более разнообразные приключения.

Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

Стихотворная речь

Построение: зачин, развитие действия, концовка.

Волшебные «заколдованные» предметы

Употребление устойчивых выражений

Автор










Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.


Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.


-Какое главное отличие сказки Жуковского от народной?


– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?


Слушают учителя.












Отвечают на поставленные вопросы.


2.Самооценка, рефлексия

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Кто сегодня на уроке из одноклассников вам понравился особо? Кого можно отметить за его работу? Кто был самым активным?

Кто из вас, как вы считаете, сегодня показал свое умение пересказывать текст?

Кому из вас удалось передать интонацией, голосом образ персонажа сказки?

Кто умело приводил аргументы, т.е. доказательства, примеры?

Оценки (все перечисленные, названные учащиеся получают положительные оценки)


Самооценка работы на уроке (взаимооценка)

3.Домашнее задание


Словесный, наглядный


1. Иллюстрации к сказке 2.Прочитать балладу В.А.Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе

Записывают

задания в дневники.





















Приложение 1

































Приложение 2


1 группа

2 группа

3 группа

К какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.

Определите зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действующие помощники.

Вопросы помощники:

С чего начинает завязываться действие в сказке?

– Как развиваются события дальше?

Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

Как отомстила 12 чародейка?

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Расскажите о героях сказки:

о царе Матвее

о царевне

о царском сыне.

Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

















Приложение 3.



Сходство

Различие


1.


1.


2.

2.


3.


3.

4.

4.


5.





Сходство

Различие


1. Идея – добро побеждает зло


1. Автор


2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.


3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.


3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений


4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)


5. Волшебные «заколдованные» предметы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!