СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у героев карельской сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В гостях у героев карельской сказки»

Конспект урока

Педагог: Игнатькова Татьяна Владимировна

Предмет: родной язык, карельский язык

Класс: 5 класс

Тема урока: В гостях у героев карельских сказок

Оборудование: тематические картинки, раздаточный материал, ИКТ, магнитофон

Тема


Цель и задачи

- вызвать интерес к чтению, карельским сказкам.

1.Образовательная. Закрепить представления о карельских сказках (вспомнить названия любимых сказок, героев). Обогащать словарный запас детей.

2.Развивающая. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение; связную и выразительную речь;

3.Воспитательная: а) Способствовать формированию интереса к изучению языка и культуры Карелии.

б) Воспитывать любовь детей к художественной литературе.

в) Формировать культуру диалогового общения.



Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  1. Уметь правильно читать и произносить слова и словосочетания по теме.

  2. Вести элементарный диалог используя известную (новую) лексику.

  3. Накапливать багаж лексического и грамматического материала и приобретать опыт его применения.

Личностные: Уметь выбирать оптимальные

формы во взаимоотношениях с одноклассниками. Ценить и принимать базовые ценности «добро», «справедливость», сопереживать, любить, видеть красивое.

Коммуникативные: Формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Аргументировать своё мнение.

Познавательные: Уметь осознанно строить речевое высказывание по образцу, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников, извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.

Регулятивные: Уметь осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии, определять цель учебной деятельности.



Основные понятия

Лексические единицы и фразы по теме «Karjalaine suarnu», «авторская сказка – kirjuttajan suarnu», «народная сказка – rahvahan suarnu“,

Вопросительные слова: Ken? Äijygo? Kus? Kusbo? Kedä? Mittuine ?



Предварительная работа

Чтение карельских народных и авторских сказок, дидактическая игра: «Kenbo suarnas eläy?»

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Музыка, физкультура, русский язык, литература


Фонетическая и речевая разминка (Paginharjoittelu)

Работа с наглядным материалом.

Фронтальный опрос.

Парная работа.

Индивидуальная работа.

-Аудиоприложение на CD MP3 («В гостях у сказки»)

-ИКТ

-Раздаточный материал

-Рисунки сказочных героев / иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей

- Выставка книг


Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный этап учебного занятия

Время

Используемые ресурсы


1.Организационный момент (urokanalgu) (настрой на урок)

2 минуты


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


Цель– настроить на общение на карельском языке.

Дети становятся в круг.

Приветствую учащихся:

Terveh, lapset! Kuibo elos?

Midä kuuluu? (Olettego hyväs/pahas mieles?) Meil on syväinrauhus. Toivotammo toine toizele kaikkie hyviä.

Смайлики / солнышки



Цель - включение в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче.

Отвечают на реплики: Terveh, opastai!

Hyvin/pahoin. Olen hyväs/pahas mieles.



Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.



2.Речевая и фонетическая зарядка (Paginharjoittelu)

2 минуты



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - развитие произносительных навыков, настрой артикуляции учащихся на карельскую речь.

Terveh, taivas! (руки вверх)

Terveh, mua! (приседают)

Terveh, lapset! (руки вперёд)

Terveh, siä! (машут руками)

Yksi, kaksi, kolme, nelli,viizi!( загибают пальцы)

Olemmo myö yhtes kruugas! (дети берутся за руки)

Rubiemmo kuundelemah,(руки подносят к ушкам)

Suarnah lähtemmö kižuamah! (дети садятся на свои места)

Цель - повторение за учителем фонетически правильно карельские слова.

Повторяют слова, стараясь копировать артикуляцию учителя и движения.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль правильности произношения.

Личностные: формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прослушанного.

2.

Этап целеполагания

Время

Используемые ресурсы


Целеполагание и мотивация(urokan tavoittehien da tarkoituksien sellittämine)


3 минуты

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель- постановка познавательной задачи.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Прием «мозговой штурм».

Используя вопросы, подводим учащихся к цели урока.

Может быть, вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить?

Mittuine muuzikku työ kuulitto? Mittuine (Mi) mielužu sana oli harjoittelus? Olettego ovvostunuh (smekninyh), mis rubiemmo pagizemah tänäpäi?

Слайд №1

Sano buaboi, suarnaine

Omal livvin kielel.

Pajata vie kerdaine

Pajoine se mieley.

(Muailmas on äijy suarnua – igäviä da kummalizii.

Ei sua eliä ilmai niidy.

Suarnas voi kai tapahtuo.

Midä vuottau meidy, emmö tiijä!

Kuunnelkua, suarnu koputtau ukseh.

Vuottau meidy suarnu, tule tänne!)



В мире много сказок –

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Послушайте! Сказка в дверь стучится.

Ждёт нас сказка, заходи!

Слайд №2

В некотором царстве, в лесной избушке живёт старушка. Это и есть хозяйка карельских сказок. Вы открываете книгу и попадаете в чудесный мир, где Вас окружают самые разные герои: волшебники, чудовища, говорящие звери и птицы.

Erähäs suarnuvaldivos, meččypertizes eläy karjalaizien suarnoin buabaine. Työ avavutto kniigan da puututto diivumuailmah, kus teidy vuotetah erilazet sankarit: pagizijat elätit da linnut, tiedoiniekat da karut.

Слайд №3

Сказки появились давно. Создавались они самим народом. Один певец, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Сказка передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. (rahvahan suarnu)

Suarnat oldih jo ammui. Rahvas iče saneli suarnoi. Yksi ristikanzu algavui suarnan, toine liži omat sanat suarnah. Sit suarnu jo oli rahvahalline da ken saneli sen oli unohtettu.

Слайд №4

Посмотрите на нашу интересную выставку. Давайте подойдём к ней, посмотрим на обложки и полистаем странички карельских книг.

- Есть ли на обложке фамилия автора или нет?

Как мы можем назвать книгу, на которой указан автор?

Kačokkua meijan kniigoin ozutteluu. Tulgua tänne da kiändelekkiä kniigan listoi.

  • Ongo kniigan kanzel kirjuttajan nimi da sugunimi vai ei ole?

  • Kuibo myö voimmo nimittiä sidä kniigua, kus on kirjutettu kirjuttajan nimi? (kirjuttajan suarnu)

Слайд №5

А теперь наша хозяйка предлагает вспомнить карельские сказки.



Нам придётся пройти испытания, но думаем, что мы с ними справимся.

Nygöi meijän buabo tahtou gu myö opimmo mustoittumah karjalazii suarnoi. Meijän pidäy kestiä koittehii. Myö duumaičemmo,gu piäzemmö läbi kaikis vaigevuksis.

Lähtemmö matkah!






Цель –формулирование задачи урока.

Отвечая на наводящие вопросы, сами пытаются сделать выводы о цели урока.















































































Обучающиеся рассматривают книги и отвечают на вопросы.

























Обучающиеся приступают к выполнению заданий.





























Познавательные: Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы


3.

Этап повторения изученного материала


Время

Используемые ресурсы


Опрос по ранее изученному материалу

kerduamine

6 минут

Иллюстрации /рисунки, «пузырьки», ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель- развитие умения и навыка устной речи, проверка уровня усвоения ранее изученного материала.

Kačokkua!

Слайд №6,7,8


1.Фронтальный опрос

- Перечислите по порядку, что и кого нашла Иголка в лесу? (смолянистый пенёк, ламбушка, олень) Luvetelkua, kedä da midä Nieglu löydi mečas?

- Назовите карельскую сказку о хитрой старушке, которая всех обманула? (Лапоток)

Sanelkua karjalan suarnan, kudamas viizas akku kaikin muanitti.

- Герой, какой карельской сказки говорит такие слова: «Как же мне не плакать? Никак не могу коз из ржи выгнать?» (пастушок «Овод и козы»)

Ken sanelou nengomat sanat?

Otakkua suarnupuzurut!


Слайд №9

2.Работа в парах

Организую работу в парах (сильный ученик задает вопросы - слабый отвечает). Две лучшие пары разыгрывают сценку перед классом.

- Что такое лапоток? (обувь)

-Из чего раньше плели лапти? (из бересты)

- Что такое береста? (кора берёзы)

- Какие ещё изделия из бересты делали в Карелии? (игрушки, посуда)


3.Мотивация

Самые активные получают волшебные пузырьки. (В конце урока пузырьки подсчитываются, выбирается лучший ученик урока.) Otakkua suarnupuzurut!


Цель– повторение пройденного материала.





















Взаимодействуют в парах. Сильный ученик помогает более слабому при необходимости.

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний

Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

4.

Этап изучения нового учебного материала

Время

Используемые ресурсы



Tutustumine uudeh aineheh






























20 минут

карточки, ИКТ

Деятельность учителя


УУД

Цель – Формирование представления у детей о карельской сказке, как о жанре устного народного творчества Карелии.

  1. Одним из жанров устного народного творчества является пословица. Сейчас мы проведём небольшую разминку.

Luvekkua sananpolvet da viivakkua adjektiivat. Kiändäkkiä ven'akse. (разминка)

Читаем пословицы на карельском языке. Находим знакомые прилагательные и подчёркиваем, переводим пословицы. Вспоминаем вопрос: Mittuine?

Muailmu suuri, a lämmin čuppuine on vai yksi.

Ad'vois hyvä, kois parembi.

Pieni ristikanzu da suuri syväin.

Kodirandu-armas muamo.


Otakkua suarnupuzurut!



Liikundu

Kirjutammo luvemmo,

kuundelemmo, kačommo,

istummo da nouzemmo,

astummo da juoksemmo.


Hara-hara-harakku,

Coma lindu, valgei bokku.

Valgei bokku, pitky händy,

Olet mečas emändänny.

Sinä kaikkiel lendelet,

Uudizet kai keräilet,

Viestit hännäl kandelet,

Joga toizel andelet.


2) Внимательно прочитайте отрывки карельских сказок. Соотнеси отрывок сказки и соответствующую сказке иллюстрацию.

Заполните таблицу.

Luvekkua tarkasti karjalazien suarnoin ozat da lövväkkiä mih net kuulutah. Täydykkiä taulukko.


Обозначение иллюстрации

A

B

Č

№ отрывка, соответствующего иллюстрации сказки




Название сказки

(по-карельски)






-Ylen ammui, konzu vie rahvas da meččyzvierit elettih hyväh sobuh, vallasti kerran mužikku hevon, lähti suolah.(Lähti mužikku suolah)


- Elettih –oldih ukko da akku. Heil ei olluh poigua. Yhten kerran illal mužikku vestäy päretty, vestäjes leikkuau sormen, peigalon.

(Peigoi-poigaine)


-Hyö piästäh elämäh. Kivie luodalas ku punaldat – häi vai blinua da piiruadu. Kukkine päččizen piäl i pletti vuaras. (Kukkine da kivi)


Работа с отрывками карельских сказок. Формирование навыка чтения и понимания прочитанного.

Читаем про себя. Выполняем задания.

Молодцы! Получайте пузырьки! Otakkua suarnupuzurut!












Цель- приобретение грамматических навыков.














Читают про себя.

Стараются догадаться о значении.






Сделать двигательный перерыв.























Самые активные получают пузырьки






Познавательные: Осуществлять актуализацию новых лексических и грамматических единиц, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные:

Слушать учителя и друг друга для воспроизведения

и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно–деловой беседы.

Личностные:Формировать навыки сотрудничества в

разных ситуациях.

5.

Этап закрепления учебного материала

Время

Используемые ресурсы



Uvven ainehen harjoittelu ( opastujien iccenäine ruado)

8 минут

Вопросы . (ИКТ)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Kačokkua!

Цель- развитие навыков диалогической речи с использованием новых грамматических и ЛЕ.

Слайд №10

1) Возьмите интервью у соседа по парте? Otakkua pagizettelu!

Чем отличаются народные и авторские сказки?

Чему учат карельские сказки?

Какие карельские сказки ты читал?

Смог бы ты написать свою сказку, и кто бы были её героями?

Kuibo erotah rahvahan da kirjuttajan suarnat?

Mil karjalazet suarnat opastetah?

Mittumat karjalazet suarnat sinä tiijät?

Voizitgo sinä iče kirjuttua omua suarnua?

Mittumat sankarit sinä otat omah suarnah?


Цель – уметь рассказывать об особенностях народных и авторских сказок, приводить примеры карельских сказок.



Задать вопрос и понять ответ на него. Озвучить.

















Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные: Формировать этические чувства, прежде всего-доброжелательность.

6.

Рефлексия

Время

Используемые ресурсы

2 минуты



Urokan tulos

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Astuimmo myö, astuimmo da tulimmo meččypertizeh.

Слайд №11

Passibo opasujat! Matku on piättynyh.

Miksebo buabo itköy? Hänel on tyhjy kattil.

Скажите, а котёл должен быть пустым?

В нём должно что-то вариться, должна быть жизнь. Давайте наполним котёл смайликами/ солнышками и вашими пузырьками ребята. Посмотрим, будут ли вариться наши пузырьки и смайлики. У нас получилась замечательная сказка, которая в течение всего урока активно варилась в этом котле.

Мы совершили увлекательное путешествие и Достиг ли теперь мы нашей цели? Узнали ли мы новое о карельских сказках?




Цель-

осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.


Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.




Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!