СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В статье раскрываются современные тенденции и характер социальной среды, в которой формируется личность подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В статье раскрываются современные тенденции и характер социальной среды, в которой формируется личность подростков.»

Кузьмина Нина Викторовна

Kuzmina Nina Victorovna

Учитель истории и обществознания

Заслуженный учитель РФ

The Honoured Teacher of The Russian Federation

The teacher of History and social studies

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Волгоградский лицей-интернат «Лидер»

The State Budgetary Education Enstitution

Volgograd Lyceum-boarding

school «Leader”

[email protected]

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ,ПРАКТИКА

AXIOLOGICAL ASPECTS OF FAMILY EDUCATION:THEORY AND PRACTICA


Аннотация: В статье раскрываются современные тенденции и характер социальной среды, в которой формируется личность подростков. Рассматривается роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей, и значимость культурных традиций в личностном развитии детей. Показана необходимость в совместной деятельности образовательных учреждений, родителей и детей.

Ключевые слова: социокультурная ценность, социальная среда, творческая традиция, деятельность, социальная норма, семья, духовная культура общества, субъект традиции.

Abstract: The article reveals the current trends in the formation of the personality of adolescents. The role of the family in the spiritual and moral education of children, and the importance of cultural traditions in the personal development of children are considered. The role of educational institutions in the joint activities of parents and children is shown.

Keywords: sociocultural value, social environment, creative tradition, activity, social norm, family, spiritual culture of society, subject of tradition.


Ценность – это человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Социальная среда, в которой человек родился и живет, которая его окружает, во многом определяет его мировосприятие, мировоззрение и, следовательно, его систему ценностей. Взаимодействуя с социумом, каждый человек формирует свои собственные ценностные ориентации, т.е. избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, свои установки, убеждения, предпочтения, которые выражаются в его поведении. Ценность – это, то через что люди ощущают себя людьми, то, что является по их собственному отношению к ней, мерилом человеческого в человеке [1].

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, и семья – та среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с обычаями и традициями русского народа, развитие семейных традиций помогает воспитывать любовь к семейным ценностям, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру[3].

Семья является первоосновой общества, где происходит освоение духовно-нравственных ценностей. Но изменения, произошедшие в российском обществе, разрушительно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность. Происходит постепенное снижение социальной значимости семейных ценностей и их трансформация.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.  Почитание родителей, послушание их воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Результатом этого является отчуждение подрастающих поколений от семьи. Из-за распада традиционных отношений дети не получают нужного тепла, ласки, понимания, сопереживания, родители фактически не участвуют в жизни детей, не поощряют их достижения. Постепенно ослабевает или полностью утрачивается связь со старшим поколением. С обесцениванием института семьи ослабевает процесс социализации и духовно-социального развития личности. Утрата традиций, обычаев приводит к снижению уровня культурного воспитания личности в семье. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством «иностранного» и в быту, и на телевидении, и в музыке. Книги ушли на второй план, их место заняли экраны смартфонов, с которых в жизнь подростка теперь постоянно входят персонажи фильмов или компьютерных игр не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, которые присущи русскому человеку. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки[2]. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствию чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека-труженика, воина-защитника Отечества. Забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье, кроме этого в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие детей, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость[1].

Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей: нравственной, эстетической и религиозной, - является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье. Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании.

Выбор молодежи все чаще падает на достижение карьерного роста, при этом создание семьи рассматривается как отвлечение и помеха в реализации поставленных жизненно важных целей. Взгляды на будущее, биографическое проектирование и нравственные нормы в брачно-семейных отношениях формируются стихийно. Произошла в современном обществе децентрализация семейных ценностей. Главная причина нам видится в пренебрежении духовными законами, отсюда и «легкое» отношение и к сфере материнства, и к  ранним половым связям.

 Фактически у ребенка не происходит идентификация, он не может найти себя, не знает, кто он, не может адаптироваться к жестоким правилам улицы. Отсюда и попытка поиска себя, которое выливается в молодежные неформальные движения, социальные болезни. Недостаточное внимание в семье уделяется культуре половых отношений как одной из составляющих духовных семейных ценностей. Результатом является ужасающая статистика абортов, рождений детей с врожденными патологиями [3]. Не последнюю роль в трансформации семейных ценностей сыграло и то обстоятельство, что с экранов телевизоров на неокрепшие души подростков хлынула пропаганда легких безответственных отношений между мужчиной и женщиной.

Семейные ценности должны строиться на основе:

  • единства семьи, жертвенности и любви;

  • стремления семьи к духовному росту, самосовершенствованию;

  • признания свободы личности ребенка и уважения его достоинства;

  • сохранения чистоты супружеских отношений;

  • участия в благотворительных программах общества;

  • сохранения семейных традиций.

На последнем, семейных традициях хочется остановиться подробнее.



Субъектом традиции является вся семья в ее прошлом, настоящем и будущем.

Семья предстает перед нами как «многомерное» образование: в конкретном регионе и этносе, в России конца XX в.- начале ХХI века. Члены семьи могут принадлежать к разным этническим и социальным обществам, конфессиям .В силу этого они воспроизводят специфические, характерные для них образцы деятельности – национальные, религиозные, классовые, профессиональные ит.п. Семейные традиции имеют свои специфические особенности, которые обусловлены собственно субкультурой детства, и субкультурой семьи. Родство и семья неразрывно связаны между собой. Данная связь и ее значение до сих пор недостаточно изучены. Семейно-родственные связи и отношения служат одним из важнейших и постоянных каркасов построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, сострадания, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Именно через них передаются многовековой опыт, традиции и обычаи от старших поколений младшим[3].

Потенциал семьи, как общезначимой социокультурной ценности, безграничен. Семейная традиция всегда основывается на определенном теоретическом базисе (идее, ценности, норме семьи). Общеизвестно, что ценности и нормы многослойны и многофункциональны в своих проявлениях на уровнях индивида, семьи и культуры в целом.

Можно говорить о разных традициях: творческих и нетворческих, созидательных и разрушительных и т.д. Многие настоящие и будущие радости, элементы творчества, беды и потрясения закладываются традициями семьи. Данный момент имеет особое значение для теории и практики воспитания, поэтому семейные традиции должны стать предметом специального изучения педагогами образовательных учреждений[3].

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в детском возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность[4]. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода детства и юношества.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность можно проводить через следующие формы работы: родительские собрания, фотовыставки, театрализованные представления, участие родителей в проектной деятельности, вернисажи совместного творчества родителей и детей, анкетирование, педагогические гостиные, совместные спортивные состязания и игры. В этом направлении семье должны помогать образовательные учреждения.

Таким образом, для духовно-нравственного воспитания детей необходимо объединить усилия педагогов и родителей, и использовать все средства творчества, с помощью которых происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, формирование отношения к природе, к рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так молодой человек постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир, приобретает социальный опыт.


Литература:

  1. Абишева А.К., О понятии «ценность». //Вопросы философии. – 2002.-№3 - 139-146 с.

  2. Гринкруг Л., Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы / Л. Гринкруг, Б. Фишман // Высшее образование в России . – 2006 . - №1. –27 – 33 с.

  3. Зверева О. Актуальные проблемы семейного воспитания /О.Зверева. Москва:Огни, 2015.- 703 с.

  4. Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г.: Москва, 2010 – 249 с.












3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!