СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В стране фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к внеурочному занятию по русскому языку "В стране фразеологизмов". Увлекательное путешествие по стране фразеологизмов ребята совершат в компании с известными литературными героями Знайкой и Незнайкой. Предназначена для работы с учащимися 6х классов.  Цель занятия: привитие любви к родному языку. Решаются следующие задачи: способствовать развитию куммуникативности, чувства коллективизма, познавательных интересов.

Просмотр содержимого документа
«В стране фразеологизмов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской

муниципального образования Тихорецкий район











Сценарий внеурочного занятия «В стране фразеологизмов»



Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ 33 ст. Архангельской

Саяпина И.О.


















Тихорецк 2014






«В стране фразеологизмов»

Цель

Привитие любви к родному языку.

Задачи:

- способствовать развитию коммуникативности, чувства коллективизма, познавательных интересов;

- расширение представлений об окружающем мире;

- обогащение словарного запаса;

- развитие способности выражать свои мысли через слово, мимику, жесты.

Ход мероприятия.

В класс забегает Незнайка.

Знайка:

- Что ты несешься сломя голову?

Незнайка беспокойно ощупывает свою голову.

- Да вроде все в порядке . Знайка, в чем дело, куда мы попали? Все вокруг как-то непонятно разговаривают!

-Мы попали в страну фразеологизмов. Здесь живут по особым законам.

- что это еще за такие фразеологизмы?

Знайка:

-Ребята, объясните Незнайке, что это такое.

(Объясняют: фразеологизмы- неделимые сочетания слов, имеющие переносное значение. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.)

Знайка:

-Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы в этом убедимся. Достаточно взять простое слово рука. Фразеологизмов, в которых встречается это слово, больше пятидесяти: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, носить на руках, держать в руках, ухватиться обеими руками, золотые руки, подвернуться под руку и др. Понятно, Незнайка?

-Вроде понятно. А можно мне потренироваться?

-Конечно, попробуй отгадать загадки, а ребята тебе помогут.

3 – 6 слайды

На экране учащимся демонстрируются четверостишия. Их задача – разгадать последние слова (если называют правильно – получают фразеологизм).

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …

2. Мы исходили городок

Буквально …

И так устали мы в дороге,

Что еле …

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …


Незнайка:

- Вот здорово! Давайте еще что-нибудь поразгадываем!


7 слайд

2 конкурс «Подбери фразеологизм»

Представляется таблица со свободными сочетаниями слов. Задача учащихся – вычленить из данных предложений слова и словосочетания и составить с ними фразеологизмы.


Свободные сочетания

Фразеологизмы

1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.

Вдоль и поперёк

2. Я не нашёл себе места и стал в проходе.

Не находить себе места

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.

Не за горами

4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх.

Трудиться не разгибая спины

5. В двух словах он допустил три ошибки.

В двух словах

6. Ни днём, ни ночью гости не приехали.

Ни днём ни ночью

7. За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Прикусить язык

8. Я подхватил упавшего ребёнка и осторожно поставил на ноги.

Поставить на ноги



8 – 17 слайды

3 конкурс «Замени одним словом».

Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом.

1. Кот наплакал – мало

2. Развесить уши - слушать

3. Как снег на голову - неожиданно, внезапно

4. Плевать в потолок – бездельничать

5. Зарубить на носу - запомнить

6. Бить баклуши – бездельничать

7. Обвести вокруг пальца - обмануть

8. Сидеть сложа руки – бездельничать

9. Навострить лыжи – убежать

10. Не ударить в грязь лицом


18 – 21 слайды

4 конкурс «В двух словах».

Знайка:

- Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)


5 конкурс «Рисунки-подсказки»

Вниманию учащихся представляется изображение какого-либо предмета. Они должны вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых эти предметы упоминаются.


22 слайд

1. Рука

- Живу – рукой подать

- Правая рука – помощница

- Давать волю рукам

- На руках носить

- Руки чешутся

- Рука об руку

- Быть под рукой

- Держать в руках

- Не покладая рук

- Ухватиться обеими руками

- Рука руку моет

- Золотые руки

- Чужими руками жар загребать

- Руки не доходят

- Греть руки

- Попасть под горячую руку

- Как рукой сняло

- Рука не поднимается


23 слайд

2. Голова

- Ветер в голове

- Вылетело из головы

- Голова идет кругом

- Давать голову на отсечение

- Как снег на голову

- Морочить голову

- Не сносить головы

- Осмотреть с головы до ног

- Очертя голову

- По головке не погладят

- С больной головы на здоровую

- С ног на голову

- Сломать голову над задачей

- Сломя голову


24 слайд

3. Ухо

- Держать ухо востро

- Навострить уши

-Не видать как своих ушей

- Погрузится во что-то по уши

- Покраснел до ушей

- Развесить уши

- Слушать во все уши

- Слушать вполуха или слушать краем уха

- Уши вянут

- Уши режет


25 слайд

4. Зуб

- Быть в зубах

- Вооруженный до зубов

- Заговорить зубы

- Зуб за зуб

- Зуб на зуб не попадает

- Зуба дать

- Зубом есть

- Зубы скалить

- Зубы съесть

- Зубы чесать

- На зуб попробовать

- Не по зубам что-нибудь кому-нибудь

- Нечего на зуб положить

- Ни в зуб ногой

- Поглядеть кому в зубы

- Поднять на зубка

- Показывать зубы

- Положить зубы на полку

- Сквозь зубы говорить

- Стиснуть зубы

- Точить или иметь зуб на кого-нибудь


26 слайд

5. Язык

- Бежать высунув язык

- Держать язык за зубами

- Длинный язык

- Как корова языком слизала

- Найти общий язык

- Наступить на язык

- Повесить язык на плечо

- Попасть на язык

- Прикусить язык

- Развязать язык

- Распускать язык

- Типун тебе на язык

- Тянуть за язык

- Укоротить язык

- Чесать язык (чесать языком)

- Чесать языки

- Чёрт дёрнул за язык

- Язык без костей

- Язык заплетается

- Язык к гортани прилип

- Язык проглотить

- Язык хорошо подвешен


27 слайд

6. Нос

- Бурчать под нос

- Водить за нос

- Задирать нос

- Зарубить на носу

- Клевать носом

- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали

- На носу

- Не видеть дальше собственного носа

- Не совать нос не в свое дело

- Нос по ветру держать

- Нос повесить

- Остаться с носом

- Под самым носом

- Показывать нос

- С гулькин нос

- Совать свой нос в чужие дела

- Уйти с носом

- Утереть нос

- Уткнуться носом


28 – 38 слайды

6 конкурс «Назови фразеологизм»

На слайде демонстрируется иллюстрация фразеологизма. Задача учащихся – назвать фразеологизм.

- Белая ворона

- Браться за ум

- Быть на седьмом небе

- Вертеться как белка в колесе

- Взять быка за рога

- Вилами на воде писано

- Витать в облаках

- Глаза разбегаются

- Два сапога пара

- Держать ухо востро


Знайка:

- Ну что, Незнайка, теперь тебе понятно, что такое фразеологизм?

- Еще как! Я теперь в стране фразеологизмов как рыба в воде!


Использованные ресурсы:

1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М.,2009.

2. Фразеологический словарь русского языка /под ред. А.И. Молоткова. - М., 1987.

3. uchportal.ru

4. openclass.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!