Валентин Распутин «Женский разговор»
(внеклассное чтение)
Цель:
Знакомство с особенностями проектной деятельности;
Вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения;
Воспитывать активное отношение к жизни.
Тип урока: дискуссия
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя
В. Распутин – удивительный человек, и все рассказы его и повести тоже удивительны, ибо это признание в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.
Рассказ «Женский разговор» - яркое подтверждение тому. Именно рассматривая это произведение, мы можем ответить на вопрос – что нужно делать, как нужно жить правильно, по совести, как достичь высшего счастья в жизни, не растерять себя, быть морально ответственным за свою жизнь и жизнь ближнего.
Словарная работа
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе;
Лидер - человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком- нибудь коллективе;
Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении;
Целеустремленный - направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.
Дискуссия.
Класс поделен на две группы, которые позже будут меняться местами, рассаживаются в два полукруга – внутренний и внешний, ведущий находится в центре. Дискуссию ведет только внутренний полукруг, внешний не вмешивается в работу внутреннего. Работа внешнего полукруга – наблюдая за дискуссией, заполнить оценочный лист.
Оценочный лист
№ группы | Охват материала | Оригинальность идей | Дополнение | Поведение | Умение сотрудничать | Общий балл |
| | | | | | |
А) Учитель:
Мы должны решить важную проблему: Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики. Это нормально? (общая проблема)
Внутренний полукруг делим на две группы: одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики. Это нормально.
Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики. Это ненормально.
(4-5 минут для подготовки)
Внешний полукруг в это время оценивает работу внутреннего полукруга.
Б) Далее внутренний полукруг становится наблюдателем, получая программу наблюдения, а внешний становится внутренним и две подгруппы получают задание.
Первая подгруппа: Счастливая женщина – «та женщина…, которая сильная, целеустремленная»
Вторая подгруппа: Счастливая женщина – «… не надо сильнее. Надо любее. Любее любой.»
(4-5 минут для подготовки)
Внешний полукруг в это время оценивает работу внутреннего полукруга.
В) Решение последнего проблемного вопроса: В народе говорят: “На ошибках учатся...” Каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, проступки и подвиги. Возможен ли тогда диалог — обмен опытом между поколениями?
Заслушиваются высказывания всех членов групп.
Вступает в работу внешний круг.
Итог дискуссии.
Финал рассказа остается открытым. Как вы думаете, изменит ли разговор дальнейшую жизнь Вики? (каждый желающий высказывает свое мнение)
Обсуждение.
-Учитель:
Финал рассказа автор оставляет открытым. Страшен мир, в котором рушатся традиционные ценности. Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Я думаю, есть, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.
Домашнее задание.
Написать отзыв на рассказ В.Распутина «Женский разговор»
В конце урока учитель собирает оценочные листы, подводит итоги, делает выводы.