СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВАРИАНТ 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 (тренировочный)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 (тренировочный)»

ВАРИАНТ 24 ЕГЭ-2024 по русскому языку (тренировочный ) Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Когда-то в России был такой возраст – отрочество. Недаром Л.Н. Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».

В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и юностью».

По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, и по хозяйству родителям по-взрослому помогают. А у некоторых оно и в 40 лет ещё не кончилось.

Вот в словаре В.И. Даля про отрочество сказано более чётко: это пора «от 7 до 15 лет».

Потом, в советское время, эта самая пора куда-то подевалась... «Советские дети» – а потом сразу «советская молодёжь».

Та власть давно кончилась, и уже нельзя её спросить: почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст – отрочество – всё равно существует. И он, может, самый важный в жизни человека.

В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, на всю жизнь. Совершаются благородные поступки, потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. Принимаются серьёзные решения.И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги, или не прочитываются уже никогда. (По М.О. Чудаковой)

1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите это слово.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ХОЗЯЙСТВО. Работы по дому, по устройству быта, связанные с течением домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.

2) ВЛАСТЬ. Государственное политическое управление и его органы. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.

3) РАСЧЁТ. Увольнение с полной выплатой заработанного. Дать р. кому-нибудь. Взять, получить р. Потребовать расчёта.

4) СЕРЬЁЗНЫЙ. Существенный и важный по содержанию и по своей роли. Серьёзная книга. С. разговор.

5) РЕШИТЬ. что. Найти ответ к задаче, искомые числа и функции. Р. задачу. Р. уравнение.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю речи, так как цель автора текста - ознакомление читателей с научной проблемой определения отрочества как периода жизни человека.

2) Автор оспаривает научное определение отрочества, представленное в Академическом словаре.

3) Текст относится к официально-деловому стилю, так как в нём используются точные числительные (40 лет, от 7 до 15).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные слова, однородные члены предложения.

5) В тексте много возвратных глаголов для привлечения внимания к предмету (складываются привычки, совершаются поступки, принимаются решения, прочитываются книги и др.)

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

мЕстностей

аэропОрты

досУг

мОлящий

квАртал

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Японский мультипликатор стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

В результате Сталинградской битвы произошёл КОРЕННОЙ перелом в Великой Отечественной войне.

На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

7..В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник

нет ЗАМОРОЗКОВ

много спелых ВИШЕН

следы на СНЕГУ

он более УГРЮМЕЕ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  2. ошибка в построении предложения с однородными членами

  3. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  4. нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм

  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.

  2. Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках – всюду.

  3. Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.

  4. Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

  5. В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.

  6. При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.

  7. Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.

  8. Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.

  9. А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

2) соб..рёт, пос..деть (от горя), нав..вать (воспоминания)

3) отр..хнуть, п..тнистый, вы..снить

4) преобр..зовать, выр..сли, ум..лять (значение)

5) с..тевой (шнур), ол..цетворение, аб..туриент

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся

2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка

3) с..митировать, без..сходный, под..грать

4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный

5) роз..грыш, без..скусный, за..граться

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вая, вывеш..вать

2) кокетл..во, молод..нький

3) ноздр..ватый, ослаб..вать

4) застра..вать, завистл..вый

5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) леле..шь, несгиба..мый

2) помн..шь, вид..мый

3) верт..шься, потрат..вший

4) расскаж..шь, увенч..нный

5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

Только в тени остались (НЕ)РАСТАЯВШИЕ льдинки на лужах.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

14.Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) Оля смело, (ПО)ОЗОРНОМУ вбежала в воду и ТАК(ЖЕ) смело бросилась головой вперёд.

2) К этому времени я уже свободно читал и (КОЕ)КАК мог говорить (ПО)НЕМЕЦКИ.

3) Электричество ПОЧЕМУ(ТО) вспыхнуло (ЯРКО)БЕЛО и радостно.

4) На (ЮГО)ВОСТОКЕ, там, где оба эти хребта сходились вместе, высилась (КУПОЛО)ОБРАЗНАЯ гора.

5) Вытащил Федя из кожаного чехла свой баян и заиграл ЧТО(ТО) такое, (ОТ)ЧЕГО сразу стало хорошо на душе.

15.Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».

2) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.

3) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.

4) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.

5) Наташа не замечала ни цепких ветвей ни колючих сучьев.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ – не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, – Бурнашев прокричал во всё поле:
– За Родину! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19)Наши товарищи, сорок–пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20)Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21)Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:
– Не дури, не смей, комбат!

(27)Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты... (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём...»

(34)Я крикнул:
– Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле!

(36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:
– За Родину! (44)Ура-а-а!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали. (48)С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова. (49)Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902−1972) − русский советский писатель.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.

2) Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.

3) После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.

4) В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.

5) Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.

2) В предложениях 5–7 представлено описание.

3) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

4) В предложениях 25 и 26 содержится повествование.

5) В предложениях 29–33 представлено рассуждение.

24. Из предложений 34-41 выпишите синонимы.

25. Среди предложений 24–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26. «Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)».

Список терминов:

1) сравнение

2) противопоставление

3) анафора

4) парцелляция

5) ирония

6) вводные конструкции

7) литота

8) метафора

9) лексический повтор

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1

Но/однако

2

124

3

245

4

123

5

вражеский

6

передовой

7

угрюмый

8

79241

9

23

10

13

11

345

12

123

13

125

14

23

15

13

16

245

17

123

18

1234

19

13

20

14

21

123

22

13

23

145

24

Исчезлипропали пропалиисчезли пламяогонь огоньпламя

25

27

26

9381


Сочинение 1

Александр Альфредович Бек — русский советский писатель в своем тексте поднимает проблему массового героизма.

Раскрывая данную проблему, автор приводит в пример смелого бойца, исполняющего приказ, Бурнашева. Он первый вскочил с криком: «За родину! Вперёд!», мотивируя других, но был убит. Он прекрасно понимал, что, вскочив первым, он скорее всего погибнет, но не струсил, пошёл выполнять задание.

Этот пример показывает нам что, Бурнашев очень отважный человек, ему присущи черты героизма. Такие люди должны быть в нашей жизни.

Так же рассказчик обращает внимание на дальнейшие действия: после смелого поступка Бурнашева, многие бойцы ринулись в бой: «Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал», «бойцы вскакивали».

Я считаю что, действия Бурнашева подняли дух остальных бойцов, дали своеобразную мотивацию всем сражавшимся на поле.

Эти примеры, дополняя друг друга, показывают нам, что все солдаты обладали истинными чертами героизма, что, в свою очередь, необходимо каждому.

Позиция автора ясна и понятна. Массового героизма не бывает без «вожака», если нет того, кто наберётся смелости и пойдёт первым.

Нельзя не согласиться с позицией автора, в данном тексте Бурнашев оказался тем самым «вожаком», который повёл всех за собой. Во время Великой Отечественной войны была масса примеров проявления массового героизма, что и помогло одержать победу над врагом.

Таким образом, массового героизма не существует без человека, который готов выступить первым.

Сочинение 2

Когда возможен массовый героизм? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.А. Бека.

Размышляя над этой проблемой, автор пишет: «Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идет первым». Действительно, для того, чтобы люди массово совершили героический поступок, сначала какой-то один человек должен послужить примером.

Также автор, чтобы показать, что для массового героизма нужен тот, кто первым пойдет на подвиг, рассказывает о красноармейцах. О том, как они ждали, когда один из их товарищей встанет и поведет роту в бой: » Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперед, увлекая роту «.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что А.А. Бек хочет донести до читателя.

Автор считает, что массовый героизм возможен только в том случае, если есть вожатый, за которым двинутся другие люди.

Я согласна с мнением автора. Безусловно, массовый героизм проявляется лишь тогда, когда есть руководитель. Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни.

Однажды я и мои подруги пошли на реку ловить рыбу. Когда мы подошли к нашему любимому месту, я увидела маленькую девочку, застрявшую в трясине. Девочка находилась довольно далеко от берега. Мы не умели плавать. Подруги стояли и не шевелились. Но я понимала, что на раздумье времени нет. Нырнув в реку, я добралась до ребенка, мои друзья сразу же рванулись ко мне. Вместе мы помогли девочке выбраться на берег. В этой ситуации я стала примером для подруг, которые не могли решиться оказать помощь девочке.

В заключение хочется выразить надежду на то, что в нашем мире есть много людей, которые могли бы стать причиной массового героизма.

Сочинение 3

В тексте А.А. Бека, кроме вопроса о роли командира в годы войны, рассматривается вопрос проявления массового героизма наших бойцов в годы Великой Отечественной войны.

Писатель показал военную ситуацию, когда необходимо было идти на открытое столкновение с фашистами, чтобы помочь другим бойцам, которые наступали с другой стороны. Потеря командира Бурнашева остановила бойцов. И тогда красноармеец решился встать и призвать товарищей на прорыв. Это был героический поступок. Вслед за ним хотел подняться и рассказчик – комбат. Решительно настроился и старший политрук Толстунов.

Для доказательства героического поведения солдат во время атаки автор-рассказчик приводит еще один пример: «Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить…». Такое поведение говорит о том, насколько люди проникались ответственностью за происходящее, и не щадя своей жизни, приближали победу.

Желание нескольких военных поднять в бой товарищей и дальнейшее стойкое и мужественное поведение солдат во время атаки – оба факта иллюстрируют повсеместное достойное поведение военных людей по защите Родины.

Автор-рассказчик убеждает читателей, что в каждом бою за каждую пядь родной земли проявлялся массовый героизм и отвага наших бойцов. Именно в суровые годы Великой Отечественной войны с необычайной силой раскрылась благородная суть советского героизма, его массовый характер.

Полностью согласна с автором текста и считаю, что описание боевой ситуации в тексте А.А. Бека убедительно иллюстрирует вопрос о массовом героизме красноармейцев. Факты мужественного поведения солдат в нашей стране может подтвердить каждая семья. Еще одним доказательством истинного героизма советских солдат могут быть сведения на сайте «Подвиг народа».

Итак, Советская армия стала армией подлинно всеобщего героизма. Именно во время защиты родной земли, а не в ходе завоевательных войн проявляется массовый героизм, воля к жизни и борьбе.

Сочинение 4

Над проблемой отваги, мужества на войне размышляли многие писатели (например, Л.Н. Толстой в эпопее «Война и мир»). А.А. Бек по-новому раскрыл тему массового героизма: как он рождается, когда разумен.

В анализируемом отрывке автор сразу говорит, что «массового героизма не бывает, если нет вожака». И мы видим, как идут в атаку бойцы после крика Толстунова: «За Родину! Ура-а-а!» Однако сколько мучительных мгновений проводит герой, боясь, что все окажутся «трусами, предателями братьев». А именно это и произойдёт, по его мнению, если никто не поднимется первым. 

В то же время герой размышляет и о том, что солдата надо беречь. Иначе это не героизм, а простое убийство. Так, поднимается вечная тема ценности человека, его жизни. В бою некогда размышлять, он требует действий. Поэтому забота о людях, разумный героизм проявляются в ёмких фразах: «Частый огонь по пулемётчикам! Прижмите их к земле!»

Автор прямо высказывает свою позицию, передавая завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты… Береги солдата». И подтверждает эти слова в последнем предложении приведённого отрывка, называя контратаку «славной»: удалось избежать больших потерь и выгнать врага из села Новлянского.

Я соглашусь с мнением А.А. Бека, что даже в моменты наивысшего физического и морального напряжения не стоит поддаваться панике. Лучше обдумать ситуацию, вспомнить советы старших, то, чему тебя учили. Именно взвешенное решение поможет победить.

Подводя итог, скажу, что без массового героизма победа над врагом, конечно, невозможна. «Дубина народной войны» помогла выгнать Наполеона из России, единство советского народа освободило весь мир от фашизма. Не зря сам А.А. Бек проводит параллели с «Войной и миром»: «Толстунов… поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину». Но героизм должен быть разумным, а забота о человеке — на первом месте. Умереть за Родину просто, а выжить, чтобы строить будущее, — так нелегко.

Сочинение 5

В предложенном для анализа тексте Александр Альфредович Бек ставит проблему лидерства в военное время. Автор заведётся вопросом: какими качествами должен обладать лидер, «чтобы поднять людей в атаку»?

Раскрывая данную проблему, автор обращает внимание читателя на действия солдата Бурнашева. Для того, чтобы увлечь солдат за собой он, «оторвав себя от земли», бросился в атаку. Однако его застрелили. Данный пример показывает нам, что Бурнашев как млидер поступил неразумно, так как бойцов он не поднял и сам погиб.

Продолжая размышлять над проблемой, А.А. Бек приводит анализирует действия комбата и размышления Толстунова. Комбат, осознавая, что «взгляды всех устремлены» на него и что все ждут его решения, также ринулся в бой. Однако Толстунов разъяснил, что в бою каждое слово командира, его движения «улавливаются всеми, действуют на всех». Нельзя целую роту водить в бой «врукопашную», рискуя их потерять. В итоге комбат принимает правильное решение. Этот пример показывает, что, являясь лидером, очень важно принимать правильные решения, ведь от этого зависит не одна жизнь.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять важность проблемы.

Позиция автора основана на том, что «массового героизма не бывает, если нет вожака». Но при этом очень важно, чтобы «вожак» принимал верные решения «нельзя воевать грудью пехоты»

Я полностью согласна с мнением автора. Лидер является примером для совершения героических поступков другими. Поэтому очень важно, чтобы лидер каждое своё решение принимал обдуманно, взвесив все за и против.

Для подтверждения своих рассуждений хочу обратиться к примеру из истории. Х. Нурадилов, один из героев Второй Мировой войны, был командиром пулеметного взвода. Будучи тяжело ранен, не оставил боевого оружия, уничтожил много врагов и два пулемета. Этим он показал пример «правильного» патриотизма своим бойцам.

В заключение хочу сказать, что именно лидер ведёт всех за собой и от его решения зависит судьба людей. Самое важное качество лидера- умение правильно принимать решения.

Проблемы:

1. Проблема лидера (какой человек может повести за собой? как стать лидером? лидер — человек, не боящийся взять на себя ответственность)

2. Проблема выбора (что движет человеком в ситуации выбора?). Проблема нравственного выбора человека на войне; проблема оправданности самопожертвования. (На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам? В каком случае самопожертвование — это оправданный выбор?)

3. Проблема патриотизма (почему люди умирали за Родину?)

Позиция автора:

1. Командир на фронте — это лидер, способный управлять не только боем, но и психикой подчинённых.

2. Оказавшись в ситуации выбора каждый человек принимает свое решение, и решение это зависит от многих факторов: от жизненных принципов, от воспитания, от целей, которые человек ставит перед собой. Бывает так, что выбор —это порыв, но порыв этот тоже не бывает случаен. Хотим мы или не хотим, наши внутренние порывы ведь тоже чем-то обусловлены. Бойцов под пули бросает любовь к Родине, непримиримость к врагу.

3. Родина — самое дорогое, что есть у человека, за Родину готов русский солдат, превозмогая себя, сражаться с врагом, готов, если понадобиться, умереть. Победа над превосходящими силами противника может быть одержана благодаря самоотверженности и отваге простых солдат, ежедневно выполнявших свой долг перед Родиной. Они, охваченные какой-то таинственной силой национального духа, готовы скорее погибнуть, чем бесславно покинуть поле боя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!