СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВАРИАНТ 28 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 (тренировочный)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ 28 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 (тренировочный)»

ВАРИАНТ 28

ЕГЭ-2024 по русскому языку (тренировочный )

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Экспедиции прибывают в Антарктиду на кораблях. Поэтому тут хорошо прижились морские слова: «камбуз», «аврал», «кают-компания»… В кают-компании Мирного, а если просто – в столовой, собрали всех новичков, и начальник станции сказал:
– У нас тут маленький коммунизм. Денег нет. Еды – сколько хочешь. Работы тоже навалом. Одним словом, так: от каждого по способности…

Насчёт техники безопасности. Надо беречься трещин. Ну, а самое главное – это чтоб пузыри не пускать – тоска там по дому и прочее. Чтоб этого не было! Смелость нужна. Осторожность тоже нужна. Вот рядом трещины. Не то что человек – трактор нырнёт, как будто и не было трактора. Туда – ни шагу! Особо корреспондентов предупреждаю. Если кому не терпится поглядеть – скажи. Возьмём верёвку, шесты – как положено. Ну, что ещё?.. Надо остерегаться солнца, особенно губы сгорают. И глаза прячьте. Без тёмных очков нельзя…

После такой беседы мы поняли: покорять Антарктиду трудно, можно. Сразу захотелось поглядеть на эти глубокие трещины. Они действительно рядом. Толщина льда – метров тридцать, и во льду трещины. У края прозрачный голубой лёд. Глубже лёд становится тёмно-синим, а в самой глубине – чернота. Столкнули пустую бочку. Замирающий гул, а потом жуткая тишина. Даже с верёвкой и шестами это место лучше всё-таки обходить. Трещину присыпало снегом – настоящее минное поле.

(По В.М. Пескову)

1.Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ДОМ. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной д. Принять в д. кого-нибудь. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

2) ПОЛОЖЕНО. в знач. сказ. (разг.). То же, что полагаться: быть установленным, должным, общепринятым. Этого делать не п. У нас п. этот праздник отмечать.

3) СГОРАТЬ. Испытывать какое-нибудь сильное чувство. С. от стыда. С. от любопытства.

4) ГЛУБОКИЙ. Имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение. Г. порез.

5) ОБХОДИТЬ. Бывать во многих местах, у многих людей. Врач обходит палаты. О. знакомых.

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Автор текста описывает, насколько опасна работа покорителей Антарктиды.

2) Чтобы передать суровый характер начальника станции, автор использует неполные предложения (Одним словом, так: от каждого по способности… Насчёт техники безопасности.), лексический повтор (Смелость нужна. Осторожность тоже нужна.), восклицательные предложения (Чтоб этого не было! Туда – ни шагу!).

3) Морские термины (камбуз, аврал, кают-компания) используются в тексте наряду с разговорными и просторечными словами и выражениями (навалом, чтоб пузыри не пускать, тоска там).

4) Текст относится к научному стилю, цель автора – сообщить научные сведения о покорении Антарктиды.

5) Текст, написанный в официально-деловом стиле, представляет собой инструкцию по технике безопасности на морском судне.

4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) нОгтя

2) кранЫ

3) прозорлИва

4) обнЯлась

5) кровоточАщий

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

От банкротства фирму может спасти ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ банком кредита.

Всё началось с БУДНИЧНОГО телефонного звонка.

Мы предупреждали вас: ещё одно происшествие, и ДИСЦИПЛИНАРНЫМ взысканием не отделаетесь.

Я весь был тогда ОБХВАЧЕН радостными ожиданиями.

ОТЧЁТЛИВЫЕ звуки колокола хорошо слышны даже на большом расстоянии.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всем интернет-пользователям особое значение следует уделять вопросам, касающимся компьютерной безопасности.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОГАТЕЙШИЙ край

потеряна пара САПОГ

о ПЯТИСТАХ цветах

не видно СЕЛЕНЬЕВ

тихо СМЕЯСЬ

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  2. ошибка в построении сложного предложения

  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  5. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. В романе «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачёвского бунта отражены исторически достоверно.

  2. Согласно условиям договора расходы на коммунальные платежи уже включены в арендную плату.

  3. Только пчелы жужжали да стрекочут кузнечики.

  4. Девочка не только рассказала о жизни и творчестве поэта, но и прочитала наизусть одно из его стихотворений.

  5. Залп тяжёлых орудий, донёсшихся с моря, разорвал тишину.

  6. Отец забыл про газеты, что которые каждый день читал с большим пристрастием.

  7. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел.

  8. Узнав о новой книге, мы захотели её приобрести.

  9. Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) эл..мент, губ..рнатор, вин..грет

2) к..рьерист, альм..нах, г..ризонтальный

3) интелл..ктуальный, вет..ран, сем..нар

4) те..тральный, парад..ксальный, тор..пливый

5) д..летант, инст..тут, кард..нальный

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать

2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение

3) пр..остановить, пр..вкусный, Пр..морье

4) вз..скать, раз..грать, без..скусный

5) суб..ект, в..ездной, зав..южило

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) опрометч..вость, обескров..ть (врага)

2) вежл..вый, магни..вый

3) сердц..вина, дымч..тый

4) воодуш..вить, вышаг..вать

5) (свернуть) влев.., бесед..вать

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший

2) потян..шься, воспева..мый

3) онеме..шь, ожида..мый

4) выстро..шь, сброш..нный

5) беспоко..щаяся, (кулинары) замес..т (тесто)

13.Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) На самом же деле была обычная артиллерийская перестрелка, (НЕ)СЛИШКОМ даже сильная.

2) Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

3) Своё нынешнее настроение он называл (НЕ)ПЛОХИМ, а лирическим.

4) Розовато-сизая дымка уплывает, (НЕ)ХОТЯ отрываясь от согревающейся земли.

5) Когда Костя впервые появился на нашей улице, ребята встретили его (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНО.

14.Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

2) Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

3) В комнатах (ПОЛУ)ТЕМНО, окна (НА)ГЛУХО завешены.

4) На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

5) Гуров не спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью.

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Утомлё(1)ый путешестве(2)ик сосредоточе(3)о осматривал окрестности, отряхивая пыль с рва(4)ых башмаков.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У Андреича никогда не было семьи и весь богатый запас своей доброты он отдавал домашним животным.

2) И лес и степи полны ожиданий великого начала полны скрытых жизненных сил.

3) По лицу командира прошла не то улыбка не то усмешка.

4) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

5) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

19.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Артамонова вдруг обняла скука (1) как будто (2) пред ним широко открыли дверь в комнату (3) где всё знакомо (4) и так надоело (5) что комната кажется пустой.

20.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Аккемское озеро в Алтайских горах — настоящий памятник природы с уникальной историей. (2)В период оледенения мощный древний ледник при отступлении прорыл котловину, заполнив её водой. (3)Поэтому озеро имеет вытянутую форму: в длину — более одной тысячи трёхсот пятидесяти метров, а в ширину — всего шестьсот десять метров. (4)Его глубина — восемь метров. (5)Проходили эпохи, менялись геологические эры и климат, а с ними и живая природа, но в районе Аккемского озера время будто вернулось назад. (6)Здесь до сих пор можно наблюдать деятельность ледников. (7)Ледник на северном склоне горы Белуха ежегодно отступает, меняя всё на своём пути. (8)Он крошит скалы, бороздит горные породы, оставляя за собой россыпь чудесных озёр. (9)Аккемское озеро — один из самых удивительных памятников алтайской природы: на дне водоёма сохранился ледниковый ил, который придаёт воде молочный оттенок.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.

(6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»

(13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника. (15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.

(25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
– Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла.

(36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?

(37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью:
– Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.

(По В.С. Гроссману*)

* Василий Семёнович Гроссман (1905–1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.

22.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Солдат, лежавших за деревьями, в кустах, в траве, было около сотни.

2) Игнатьев разговаривал с Родимцевым о красоте природы в вечерний предзакатный час.

3) Уткнувшийся лицом в землю Родимцев не спит, а наблюдает за колонной муравьёв, которые волокут сухие травинки, палочки.

4) Игнатьев, пересказав своему товарищу разговор лейтенантов-зенитчиков, выразил несогласие с их представлениями о влиянии войны на природу.

5) Очарование летнего вечера, описанного в тексте, подталкивает Игнатьева к размышлениям о судьбе природы на войне.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4 и 5 содержат описание.

2) В предложении 8 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 7.

3) Предложения 17-24 противопоставлены по содержанию предложениям 14-16.

4) В предложениях 27-29 представлено повествование.

5) В предложении 38 представлено рассуждение.

24.Из предложений 23-28 выпишите один фразеологизм.

. предложений 11–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26.«В.С. Гроссман в качестве военного корреспондента часто бывал на фронтах и в своих произведениях стремился рассказать правду о человеке на войне. Автор показывает солдат во время напряжённого ожидания атаки, но при этом уделяет значительное внимание изображению красоты и многообразия окружающего мира, используя синтаксическое средство – (А)__________ (предложения 3, 4, 5, 22, 31) и троп – (Б)__________ («молнией прошла» в предложении 17, «словно глина огнём» в предложении 22). Синтаксическое средство – (В)__________ (предложения 2, 15, 16, 33, 34) и приём – (Г)__________ («с весёлой печалью» в предложении 37) помогают читателю понять состояние человека в подобные минуты».

1) эпитет

2) сравнение

3) восклицательные предложения

4) олицетворение

5) риторическое обращение

6) лексический повтор

7) противопоставление.

8) оксюморон

9) ряд(-ы) однородных членов предложения

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.





1

но/однако

2

124

3

123

4

135

5

охвачен

6

внимание придавать

7

селений

8

56193

9

15

10

24

11

15

12

235

13

45

14

34

15

123

16

13

17

1

18

1234

19

135

20

345

21

149

22

125

23

125

24

деланет

25

15

26

9238

Проблемы текста

1. Как война влияет на природу?

2. В чем заключается главный ужас войны?

3. В чем заключается сила природы?

4. Что давало человеку созерцание природы в военное время?



Сочинение 1

Как война влияет на природу? Этот вопрос ставит перед читателем В. С. Гроссман, автор предложенного для анализа текста.

Размышляя над поставленной проблемой, автор показывает природу глазами красноармейцев. В. С. Гроссман описывает “жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами”, “чудесный запах от земли”, “увлажненную росой паутину”, ягоды шиповника, “жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём”. Описание природы пронизано восхищением — солдаты любуются величием и спокойствием окружающего их мира. Один из красноармейцев, Родимцев, “шумно дышит, втягивает в себя запах земли. Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него”. Автор заставляет нас увидеть глазами своих героев, какой прекрасной, неповторимой, притягательной осталась природа даже во время войны. Огромный мир, наполненный цветами, запахами, звуками, продолжил существовать в период вражеских столкновений.

Продолжая свои рассуждения, автор противопоставляет чувства и впечатления Родимцева видению другого солдата, Игнатьева. Его взору открывается не такая безмятежная картина. “Война эта всей жизни коснулась”, — убежден герой. Он отмечает, что лошади “чего только не терпят”, собаки по тревоге прячутся в погреб, “птица пугаться стала — чуть самолет летит, тучей поднимаются”. Игнатьев с сожалением признает, что природа не осталась нетронутой во время войны. Растения и животные тоже подверглись нападению, из-за которого “кувырком вся жизнь пошла”. В. С. Гроссман подводит нас к мысли о том, что война беспощадна не только к людям, но и к природе.

Проанализировав текст, я понял позицию автора. Он считает, что война губительно влияет на природу, которая, даже сохраняя свое былое величие и красоту, откликается на страшные события тревогой и потерями. Я полностью разделяю мнение В. С. Гроссмана. Военные действия способны уничтожить красоту и целостность природы, нанести вред животному миру, загрязнить воздух и землю. Я убежден, что невозможно сохранить окружающий мир в неизменном виде, если вокруг грохочут взрывы и проливается кровь.

Доказательство моего мнения можно обнаружить в хрониках Великой Отечественной войны. Урон окружающей среде был нанесен как на суше, так и на воде. Согласно заключению ученых, за время войны в морях было затоплено не менее десяти тысяч судов, которые работали на нефтяном отоплении. Результатом этих действий стало отравление воды и почвы. Бои на суше тоже не прошли бесследно: вырытые для сражений овраги, тяжелая боевая техника, взрывы и обстрелы изменили природный рельеф, уничтожили растения, загрязнили воду и землю, что в результате пагубно сказалось на животном мире.

Таким образом, война наносит непоправимый ущерб природе, которая при сохранившемся внешнем величии все же терпит негативные последствия удара по экологии.

сочинение 2

Какое влияние оказывает вона на природу? Именно эту проблему ставит Василий Семёнович Гроссман в своём тексте.

Автор, рассуждая над вопросом, говорит о рассуждениях солдата Игнатьева. Он размышляет о том, что от войны пострадало много животных. Лошади гинут на поле боя, собаки пытаются укрыться от бомб. Домашние и лесные птицы так же страдают от вражеских нападений. Так читатель понимает, что война вредит всем.

Писатель обращает наше внимание на то, что страдают леса и сады, ведь природа — это не только животные. Солдат повествует нам о том, что погибло огромное количество лесов и адов-растений. Действительно, война — это разрушения, которые касаются абсолютно всех.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что, если человек хочет сохранить природы он обязан отказаться от вооружённых конфликтов.

По мнению автора, война однозначно имеет пагубное воздействие на природу и человек должен её избегать.

Мысли писателя мне импонируют. Природа не может существовать отдельно от человека. Люди являются неотъемлемой её частью. «Война эта всей жизни коснулась». В доказательство своих слов приведу пример из жизни. Мой дедушка был свидетелем Великой Отечественной войны. Она мне очень часто рассказывала о том, что им было тяжело жить в то время, потому что: от вражеских атак пострадал домашний скот, сгорели поля с зерновыми культурами. Людям просто нечего было есть из-за того, что природа пострадала от войны.

Таким образом, война, безусловно, оказывает пагубное влияние на природу. Даже если люди ведут эту войну между собой, то всё равно страдают все вокруг.

Сочинение 3

Недавно наша страна отпраздновала 75-летие Великой Победы. Люди смотрели военные хроники, перечитывали письма дедов и прадедов с фронта и рассказывали подрастающему поколению о подвигах тех страшных лет. Однако война коснулась не только миллионов граждан советского государства, но и природы. Военное время затронуло жизни беззащитных животных, птиц и даже крохотных насекомых. Не пощадило оно и растительный мир: леса и цветущие сады, охваченные пламенем от взрывающихся снарядов, погибали под тяжелыми гусеницами танков, от ядовитых газов. Именно об этом говорит В. Гроссман, автор предложенного для анализа текста.

Писатель ставит перед нами проблему влияния войны на природу. Рассуждая над данной проблемой, В. Гроссман рассказывает о красоте земли в утренний час. Приятный запах «лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости» окутывал солдат, лежавших в высокой траве. Они внимательно всматривались в муравьиную тропу, не заметную для человеческого глаза, видели божью коровку и полевую мышь, быстро скрывавшуюся от людей. Так, автор хочет сказать, что у природы, на первый взгляд все шло своим чередом: она существовала обособленно от военных событий, которые полностью изменили жизнь человека.

Однако Игнатьев в разговоре с товарищами выражал несогласие с точкой зрения двух лейтенантов-зенитчиков, считавших, что растительному и животному миру «вроде и дела нет до наших дел». «Война эта всей жизни коснулась», — считал солдат. Животные, как и люди, чувствовали опасность: в Рогачёве собака прятала щенят в щель, а после налета вновь выводила на воздух. Птицы в лесу поднимали шум, слыша приближающийся самолет. Даже у мелких насекомых менялся порядок жизни. «А если немец газ пустит, а мы ему в ответ … начнет козявка да птица задыхаться, куда ей деться?» — задавался вопросом Игнатьев. Таким образом, военные события не пощадили не только человека, но и живую природу. Над жизнью обитателей флоры и фауны висела угроза, которую были в силах остановить лишь люди, развязавшие войну.

Оба приведенных примера помогают осознать, насколько сильный ущерб нанесли природе военные действия.

Авторская позиция заключается в следующем: природа так же, как и человек, пострадала от жестокой войны, которая затронула богатые леса, где кипела жизнь различных животных, птиц и насекомых, благоухающие сады и поля.

Нельзя не согласиться с автором. Лишь некоторые люди были способны сострадать природе, которая тоже чувствовала боль и погибала от ядовитых газов, взрывов снарядов и танковых гусениц. Советские войска, держа путь через Западную Европу, старались сохранить в целостности городские постройки и памятники культуры. Более того, танкисты объезжали виноградники, возделанные человеческими руками. Люди берегли природу и все то, что она безвозмездно давала.

Таким образом, война затронула порядок жизни беззащитных обитателей природы; которые чутко реагировали на любую опасность и погибали от ядовитых газов и пожаров.

Сочинение 4

Говоря на войне, мы подробно перечисляем человеческие жертвы и потери городов, фабрик, дорог. Нас всерьез волнует изуродованная инфраструктура, и аналитики тут же начинают подсчитывать, во сколько обошлась очередная бойня? Но далеко не все люди понимают, как от войны страдает природа, сколько животных, растений, лесов, лугов уносит она в смертельном вихре? Проблему природы на войне затронул и В.С. Гроссман в тексте «Красноармейцы».

«Красноармейцы лежали за деревьями, в кустах, в высокой не снятой конопле…» — так начинает свой рассказ автор, сразу же давая понять читателю, что именно природа родной земли служит бойцу защитой и опорой. Поэтому она и получает удары, но не открывает врагу своего солдата, ей и прятаться негде, и отходить некуда. «Ты возьми лошадей — чего только не терпят» — отмечает герой. Животные напрямую участвуют в войне и становятся ее жертвами. Но их гибель — это только начало бед, обрушившихся на природу. В случае газовой или радиационной атаки вся экосистема пострадавшего региона уничтожится в один миг. «А если немец газ пустит, а мы ему в ответ — тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся — и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?» — размышляет Игнатьев. Последствия боевых действий для природы разрушительны и необратимы.

Автор выразил свое мнение точно: «Война эта всей жизни коснулась». Я согласен с автором, потому что природа России всегда оказывается главным препятствием на пути врага и получает всегда самые жестокие удары. Поэтому захватчики всегда с ненавистью обрушивались на наши просторы, как будто виня их в своих неудачах. Это утверждение подтверждают исторические факты. Известно, что во время оккупации заповедника «Пушкинские горы» нацистские солдаты упражнялись в стрельбе на многовековых деревьях, которые бережно охранялись в течение сотен лет. До сих в этом месте сохранились сосны, которым уже больше 300 лет. В них были найдены сотни пуль и осколков от снарядов. Некоторые из них даже нельзя извлечь. Они остаются памятниками человеческой жестокости по отношению к безобидному окружающему миру.

Таким образом, война отражается на состоянии природы, разрушая мудро продуманные закономерности жизни в естественном мире. Последствия этой слепой агрессии исправляются десятилетиями, а иногда и вовсе неисправимы. Поэтому нам необходимо избегать вооруженных конфликтов и беречь Землю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!