СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ, 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ, 11 класс»

Вариант ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс

Инструкция по выполнению работы

Работа по литературе состоит из двух частей (обучающийся должен выполнить 11 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–10). Первый комплекс заданий (1–5) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–3 требуют краткого ответа. Задания 4.1/4.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 5 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений. Второй комплекс заданий (6–10) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Задания 6–8 требуют краткого ответа. Задания 9.1/9.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 10 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений. Ответы к заданиям 1–3 и 6–8 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 включает в себя пять заданий (11.1–11.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов). Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности. Во время выполнения работы разрешается пользоваться орфографическим словарём.

На выполнение тренировочной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Работа выполняется яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.

Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер – от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»... Чем всё это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно – так же, как говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения – совсем близки мы всё ещё не были; и всё это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании – и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведённым возле неё.

Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала. Я как-то спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история...» Жила она одна, – вдовый отец её, просвещённый человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что-то, как все такие купцы, собирал. В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино, на котором она всё разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», – только одно начало, – на пианино и на подзеркальнике цвели в гранёных вазах нарядные цветы, – по моему приказу ей доставляли каждую субботу свежие, – и когда я приезжал к ней в субботний вечер, она, лёжа на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого, не спеша протягивала мне для поцелуя руку и рассеянно говорила: «Спасибо за цветы...» Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги – Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского, – и получал всё то же «спасибо» и протянутую тёплую руку, иногда приказание сесть возле дивана, не снимая пальто. «Непонятно почему, – говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник, – но, кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь со двора в комнату...» Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя всё-таки цветы были у неё любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня, любила расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане, иногда говорила: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать», – но сама и обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех...

Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актёр, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. «Чёрт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то», – сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза…

(И.А. Бунин, «Чистый понедельник»)

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова, или последовательность цифр.

1. В конце фрагмента дано описание внешности героини. Как называется данное средство характеристики персонажа?

2.Установите соответствие между писателями, являющимися, как и И.А. Бунин, мастерами короткого рассказа, и названиями их произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПИСАТЕЛИ

А) А.П. Чехов

Б) А.И. Куприн

В) Л.Н. Толстой


ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) «После бала»

2) «Студент»

3) «Чудесный доктор»

4) «Господин из Сан-Франциско»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В


3.Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «Чистый понедельник» относится к жанру небольшого __________ и к такому роду литературы, как ________.

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

4.1.В чём необычность любовной истории, звучащей из уст героя?

4.2.Что указывает на принадлежность героев к эпохе Серебряного века?

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.Назовите произведение отечественной литературы первой половины ХIХ века (с указанием автора), в котором представлена загадочная женская натура. В чём схожи (или различны) героиня выбранного Вами произведении и загадочная Она из «Чистого понедельника»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.

* * *

Я спал на свежем клевере, в телеге,

И ночью вдруг почувствовал во сне,

Как будто я стремлюсь куда-то в беге,

Но тяжесть наполняет ноги мне.

Я, пробудившись резко и тревожно,

Увидел рядом крупного коня,

Который подошёл и осторожно

Выдёргивал траву из-под меня.

Над ним стояло звёздное пыланье,

Цветущие небесные сады -

Так близко, что, наверно, при желанье

Я мог бы дотянуться до звезды.

Там шевелились яркие спирали,

Там совершали спутники витки.

А с добрых мягких губ его свисали

Растрёпанные мелкие цветки.

(К.Я. Ваншенкин, 1964)

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

6. Стихотворение К.Я. Ваншенкина написано ____________ – двусложным размером (метром) с использованием перекрёстной ___________.

7.Как называется персонаж, выступающий в стихотворении от первого лица («Я спал на свежем клевере…»)?

8.Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анафора 2) риторический вопрос 3) метафора 4) эпитет 5) инверсия

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

9.1.Как в стихотворении К.Я. Ваншенкина соотносится прозаическое и возвышенное?

9.2.Какой образ в стихотворении К.Я. Ваншенкина Вы считаете наиболее значимым и почему?

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10.Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором отражена взаимосвязь человека и мироздания. В чём схожи (или различны) по своему звучанию выбранное произведение и приведённое стихотворение К.Я. Ваншенкина?

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5) и укажите её номер на отдельном листе. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1 Петя Трофимов и его роль в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

11.2 Кто из героев Н.С. Лескова наиболее интересен для Вас (на примере одного произведения)?

11.3 Вечные темы в поэзии В.В. Маяковского (на примере не менее трёх стихотворений).

11.4 Сатирический персонаж в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей: Н.В. Гоголя, М.Е. СалтыковаЩедрина, А.П. Чехова, М.А. Булгакова).

11.5 Ваши рекомендации художнику, работающему над иллюстрациями к одному из произведений А.И. Куприна.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!