СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант применения методики диагностики социально-психологической готовности дошкольников к школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удобные бланки для того, чтобы потом результаты смотреть. Бумаги мало уходит. 15 минут на человека.

Просмотр содержимого документа
«бланк общий большой»

Дата______



Место_________________________













1. Как тебя зовут?












0-1

2. Как зовут твоих маму, папу, дедушку, бабушку?












0-1

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?












0-1

4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?












0-1

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?












0-3

6. Сейчас утро или вечер (день или вечер)?












0-1

7. Когда ты ложишься спать - вечером или утром? Когда ты просыпаешься - утром или днем?












0-1

8. Где ты живешь?












0-3

9. Чем занимаются твои папа и мама?












0-1

10. Что ты любишь делать? Какого цвета снег? Какого цвета листья? Небо?












0-1

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?












0-1

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?












0-1

13. Почему много снега бывает зимой, а не летом?












0-1

14. Чем занимается врач, учитель, водитель?












0-1

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?












0-2

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?












0-1

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?












0-1

18. Каких животных ты знаешь?












0-1

19. Каких ты знаешь птиц?












0-1

20. Кто больше: олень или заяц? Медведь или собака? У кого больше лап: у собаки или у чайки?












0-1

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.












0-1

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?












0-2

Итого баллов:













0-28















Просмотр содержимого документа
«описание методики не испробовано»

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, на им.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Че­рез два года?

6. Сейчас утро или вечер? День или утро?

7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь — утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот каран­даш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач или учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок или парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пче­ла? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше — 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

Все баллы суммируются в соответствии с матема­тическими правилами.

■ 1 балл — за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).

■ 0,5 балла — за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:

Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа:

Мама Таня, папа работает на работе.

т К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.

Они оцениваются следующим образом:

№ 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, если он называет года с учетом меся­цев — 3 балла;

№ 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл;

№ 15 — за каждое правильно указанное примене­ние школьной атрибутики — 1 балл;

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе от­мечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

24—29 баллов — высокий уровень психосоциаль­ной зрелости;

20—24 балла — средний уровень психосоциальной зрелости;

15—20 баллов — низкий уровень психосоциаль­ной зрелости.

ПО ВТОРОЙ СТРАНИЦЕ

1. Заинтересованность в результатах выполнения зада­ний, активность;

2. Агрессивно-раздражительные (при неудачах);

3. Сдержанные реакции.

 

Заключение по результатам анкетирования анкеты-характеристики № 2.

Первый вариант

При сочетании: I — 1б, в; I — 2б, в; I — Зв; I — 4в; I — 5в; II — 1,3, можно констатировать, что ребенок демонстри­рует адекватные для возраста 6-8 лет эмоциональные реак­ции.

Второй вариант

При сочетании: I — la; I — 2а, б; I — За, б; I — 4а, б; I — 5а, б; II — 2, можно предполагать, что у ребенка имеется недостаточность произвольной регуляции (по типу гиперактивности).

Третий вариант

При сочетании: I — 6; I — 7; I — 8; I — 9; II — 2, можно констатировать, что у ребенка имеются нарушения эмоционально-волевой регуляции деятельности (по апатико-адинамическому типу).

Анализ обеих анкет-характеристик с учетом данных об успешности выполнения невербальных и вербальных тестовых заданий дает возможность оценить специфику соотно­шений регуляторных и познавательных процессов в структуре познавательной деятельности и выявить ведущий фактор, определяющий трудности в обучении.


Просмотр содержимого документа
«описание»

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков



Когда начинается подача заявлений на поступление в 1 класс. Мы начинаем вести диагностику социальной готовности дошкольников к школе. Можно приходить в старшие группы детских садов и подготовительные группы. Можно попросить секретаря, чтобы направляла к психологу сразу как напишут заявление в школу.

При проведении этой методики хорошо видны кроме социальной готовности, логопедические и поведенческие трудности (чрезмерная неусидчивость или робость). При невозможности ответить на большинство вопросов (ориентируясь на поведение) можно предложить пройти ЦПМПК.

Результаты совпадали с мнением тех, кто работал ранее с этими детьми.

Проводится индивидуально, в присутствии родителей, или без них. На одного, в среднем уходит около 15 минут.

Готовность к школе далее превращается в адаптацию, успеваемость, особенности поведения в среднем звене и др.

Результаты могут использоваться при распределении по классам, для консультации родителей.

При проведении хорошо стараться один и тот же вопрос разным детям задавать в одной формулировке и с одной интонацией. Вопросы задают доброжелательно и ведут себя, в общем, на равных. Имея список с обработанными результатами психологу лучше зашифровать их условными обозначениями. Быть поделикатнее с родителями говоря им о результатах. Можно похвалить, сказав после этого (если необходимо) что можно бы потренировать то, или иное перед школой. Группы дошкольников, принимаемых за один раз, могут быть довольно большими и если не рассчитывать силы и начать с первыми слишком эмоционально, то к последним можно скиснуть.

Это не правильное использование методики, но пока так удобно.

А с вами просто делюсь идеей. Не отвергайте поспешно и не принимайте сходу.

То, что написано ниже мы не применяли, но написано, вроде интересно. Мы просто считали сумму баллов, и ориентировочно делили результаты на группы, условно: на троечку, на 4, на 5. И в процессе опроса отмечали усидчивость, замкнутость, какие буквы не выговаривает и т.д., что удаётся заметить. На общем бланке для этого нижняя часть столбика.


Все баллы суммируются в соответствии с матема­тическими правилами.

■ 1 балл — за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).

■ 0,5 балла — за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:

Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа:

Мама Таня, папа работает на работе.

т К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.

Они оцениваются следующим образом:

№ 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, если он называет года с учетом меся­цев — 3 балла;

№ 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл;

№ 15 — за каждое правильно указанное примене­ние школьной атрибутики — 1 балл;

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе от­мечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

24—29 баллов — высокий уровень психосоциаль­ной зрелости;

20—24 балла — средний уровень психосоциальной зрелости;

15—20 баллов — низкий уровень психосоциаль­ной зрелости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!