СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вечный двигатель Артек

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для развития культуры проектирования и проведения исследовательской деятельности у обучающихся при изучении темы "Движение по окружности. Импульс тела, Закон сохранения импульса. Реактивное движение"

Просмотр содержимого документа
«"Вечный двигатель Артек»

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума


Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

Номер и тематика смены

13 смена 2019 г. («Артек - XXI»)

Название (тема) занятия

«Вечный двигатель - Артек»

Класс

9 класс

Предметные области

Физика, астрономия, история, астрономия, математика

Разработчик(и) занятия

Андреева Ольга Ивановна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для развития культуры проектирования и проведения исследовательской деятельности у обучающихся при изучении темы «Движение по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.»

Задачи занятия

  1. Способствовать формированию у обучающихся представлений о физических понятиях: центростремительное ускорение, центростремительная сила, импульс тела, реактивное движение;

  2. Изучить закон сохранения импульса и закон сохранения механической энергии и их применение;

  3. развивать у обучающихся познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий. Умения формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

  4. способствовать освоению обучающимися способов использования физических знаний для решения практических задач, для объяснения явлений окружающей действительности, для обеспечения безопасности жизни и охраны природы;

  5. воспитывать уважительное отношение обучающихся к учёным и их открытиям, чувство гордости за российскую науку

Педагогические и образовательные технологии

  • Экспериментариум;

  • сетевое образовательное взаимодействие;

  • работа в группах;

  • цифровая лаборатория

Используемые площадки проведения

  • Школа;

  • цифровая лаборатория

Ключевой проблемный вопрос модуля

Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу?

Можно ли создать вечный двигатель?

Краткое описание занятия (аннотация)

Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу?

Можно ли создать вечный двигатель?

Царство науки не знает предела

–Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы изучаем сейчас – закон сохранения импульса, реактивное движение, подарившую нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько, еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед! При рассмотрении темы "Движение по окружности и импульс тела" обучающиеся выполнят исследовательскую работу на закон сохранения импульса

Дидактические единицы (единицы содержания)

Физика: импульс тела, закон сохранения импульса, реактивное движение;

Астрономия: планеты Солнечной системы;

История: знакомство с жизнедеятельностью изобретателей ракет - покорителей Вселенной;

Математика: решение задач и вывод формул;

Биология: реактивное движение в природе

Объем и распределение учебного времени занятий в составе экспериментариума

Структурные блоки экспериментариума

Реализаторы/

кол-во академических часов

Учитель

Педагог доп. образования

Пед. работник лагеря

Блок общего образования

2

0

0

Блок доп. образования

0

0

0

Блок ОД в лагере

0

0

0

Сумма

2

0

0


Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик

(физика)

Андреева Ольга Ивановна

Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов.

Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)





Раздел 3. Блок общего образования


ЗАНЯТИЕ 1


Общая информация


Реализатор(ы)

Андреева Ольга Ивановна– учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Вечный двигатель - Артек»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии

1

Педагогические и образовательные технологии

• Экспериментариум;

• сетевое образовательное взаимодействие;

• работа в группах;

• цифровая лаборатория

Используемые площадки проведения

Школа, цифровая лаборатория

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • Публикация в vk-группе ФизArt «Будущее космонавтики»

  • заполненный рабочий лист

2.

Эффекты занятия

  • Повышение мотивации обучающихся к изучению физики;

  • обучающиеся будут иметь представление о движении тела по окружности, выведут формулу центростремительного ускорения, выявят причины, при которых тело может стать искусственным спутником Земли, сформулируют закон сохранения импульса для замкнутой системы. Основываясь на законе сохранения импульса рассказать об устройстве и принципе действия ракеты;

  • овладение навыками работы в группе; обнаружение вокруг себя объектов исследования и областей применшений новых знаний;

  • формирование познавательного интереса;

  • творческих способностей и практических умений, самостоятельности в приобретении знаний, способности обосновывать и оценивать результаты своих действий, развитие творческой инициативы

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся

  • количество правильных ответов;

  • правильность проведения исследований;

  • верность сформулированных выводов

  1. проверка дополнительных работ обучающихся публикаций в

vk-группе ФизArt

«Будущее космонавтики»

  • соответствие творческой работы тематике;

  • глубина раскрытия предметного содержания темы;

  • отсутствие ошибок в предметном содержании

  1. проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии

  • правильность ответа на содержательный вопрос;

  • верность описания действий

Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

5 минут

Знакомство.

Инструктаж по ПТБ:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

Кабинет физики

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

10 минут

Рассуждение обучающихся по вопросам: Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу? Можно ли создать вечный двигатель?

Фронтально ученики с учителем обобщают, знаний о чём им не хватает для ответа на главный вопрос

Кабинет физики

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Учитель вместе с обучающимися определяет цель модуля на основе ключевого проблемного вопроса: Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу? Можно ли создать вечный двигатель?

Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме.

Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу, количество возможных отметок и критерии оценивания.

Дети узнают об итоговом продукте публикации в vk-группе ФизArt «Вечный двигатель». Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по изучению гравитации)

Кабинет физики

  1. Изучение нового материала (работа в группах)

20 минут

Групповая работа с элементами сингапурской методики.

Случайным образом (метки в индивидуальных листах, их цвет) класс делится на 6 групп для работы по направлениям:

1) «Движение по окружности в нашей повседневной жизни»

2) «Импульс тела»

3) «Закон сохранения импульса»

4) «Реактивное движение в живой природе»

5.) «Ракеты»

6.) «Закон сохранения механической энергии»

7.) «Невозможность создания вечного двигателя»

Группы получают теоретические задания и инструкции на листах доставшегося им цвета и до окончания первой половины занятия (до звонка на перемену) готовятся к представлению итогов своей работы

Кабинет физики, библиотека

  1. Усвоение и закрепление

30 минут

Презентация группами результатов совместной работы (сопровождается инфографикой на доске и в рабочих листах) с сопутствующими фронтальными комментариями, уточнениями и обсуждениями.

Заполнение правой части раздела новой информацией по изученной теме, прозвучавшей в ходе выступления групп и решение заданий;

Выполнение группами исследований по теме: «Проверка теоремы об изменении механической энергии»

Школа

  1. Подведение итогов

5 минут

Фронтально обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия.

Напоминается главный вопрос всего экспериментариума: Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу?

Это связано с чрезвычайно быстрым движением нервных импульсов от мозга к частям Вашего тела и наоборот. В результате чего скорость реакции нервных импульсов сравнима со скоростью мощного роскошного спортивного автомобиля. Нервные импульсы путешествуют по мозгу со скоростью 273 км/ч

Кабинет физики

  1. Рефлексия

3 минуты

Обучающиеся заполняют в оценочных листах блок «Мои результаты»

  1. Оценивание

2 минуты

Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке

Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в рамках экспериментариума


Перечень необходимого
с указанием требований

Назначение

Количество

1. Транспортное обеспечение

-

-

-

2. Материальное сопровождение

Таблицы по гравитации

Усвоение нового материала

2 шт.

Герконовые датчики

Проведение экспериментов

6 шт.

Наклонная плоскость, бруски с магнитом, линейка

Проведение экспериментов

6 шт.

Бумага А4 белая офисная

Раздаточный материал

2 уп.

Бумага А4 цветная офисная

Раздаточный материал

2 уп.

Ручки шариковые (синие)

Для заполнения рабочих листов

30 шт.

3. Информационно-техническое сопровождение

Ноутбуки с установленной программой цифровой лаборатории по физике

Проведение экспериментов

6 шт.

4. Прочее обеспечение

-

-

-

























Приложение 1

Описание вводного этапа

(продолжительность этапа 15-20 минут)

Организационный момент

Знакомство.

Инструктаж по ПТБ:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

Мотивационный крючок

Всем-всем школьный привет!

Рада приветствовать вас на экспериментариуме по физике, который называется «Вечный двигатель - Артек»

Рассуждение обучающихся по вопросам: Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу? Можно ли создать вечный двигатель?


Ключевой проблемный вопрос модуля

Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу? Можно ли создать вечный двигатель?

Целеполагание

Учитель вместе с обучающимися определяет цель модуля на основе ключевого проблемного вопроса



Описание заключительного этапа

(продолжительность 15-20 минут)

  1. Возвращение к ключевому проблемному вопросу и поставленной цели на вводном этапе модуля. Предполагаемый ответ на ключевой проблемный вопрос:

    Напоминается главный вопрос всего экспериментариума: : Вы никогда не задумывались, почему реагируете так быстро на происходящее вокруг Вас? Почему пораненный палец болит сразу?

    Это связано с чрезвычайно быстрым движением нервных импульсов от мозга к частям Вашего тела и наоборот. В результате чего скорость реакции нервных импульсов сравнима со скоростью мощного роскошного спортивного автомобиля. Нервные импульсы путешествуют по мозгу со скоростью 273 км/ч


  2. Определить, достигли ли поставленной цели?

  3. Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?

  4. Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?

  5. Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос?

Приложение 2

Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!