Занятие по окружающему природному миру «Весна пришла!»
Цель: Формирование элементарных временных представлений у детей с умственной отсталостью, формирование знаний о весеннем времени года, формирование навыков различать признаки весны.
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
Формирование понятий «времена года»
Формирования навыков различать признаки наступления весны (снег тает, текут ручьи, солнце светит ярче, птицы прилетают с юга, трава зеленеет, набухают почки на деревьях, появляются первые цветы и т.д.)
Коррекционно-развивающие:
Развитие временных и пространственных представлений;
Развитие зрительного и слухового восприятия;
Расширение представлений об окружающем мире
Развитие мелкой моторики.
Развитие ориентации на листе бумаги
Воспитательные:
Вызвать положительные эмоциональные реакции от занятия
Развить интерес к совместной деятельности со взрослым
Формировать навыки создание аппликации
Материал:
Плакат «Признаки весны», листочки с заданиями, цветные карандаши, картинки перелетных птиц, разрезанные на 4 части, презентация «Весна», видеоролик о подснежнике, аудиозвуки птиц, клеящий карандаш, образец и детали для аппликации «Подснежник».
1.Знакомство с темой урока.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
А сейчас какое время года? (Весна).
Кто знает весенние месяцы?
Не так давно была зима, лежал снег, а если мы сейчас посмотрим в окно, то, что мы увидим? Вот сегодня мы с вами и поговорим о весенних изменениях в природе.
2. Рисование лучиков солнышка.
Что светит весной? Весной пригревает солнышко, становится теплее.
Посмотрите на экран (слайд 1). Весной небо чистое, голубое, светит солнышко. Оно не только светит, но и греет.
Давайте на листочках нарисуем лучики у солнышка, чтоб стало еще ярче, светлее и теплее, ведь живой природе это очень нужно. У вас на столе лежат листочки и карандаши, надо нарисовать лучики. Какой карандаш мы возьмем? (желтый). Дети рисуют лучи солнышку.
Какие замечательные солнышки у вас получились! Пусть лежат на углу парты и светят нам.
3. Рисование ручейков.
Солнце пригревает, снег тает. На нашем пути появились ручейки и лужи (слайд 2). У вас на листочках нарисованы дорожки, вам надо нарисовать линии, это будет ручейки. Какой карандаш мы возьмем? Растаявший снег это вода, а воду мы рисуем голубым или синим цветом. (Дети проводят линию по пунктиру, рисуют ручейки).
- Я увидела ваши ручейки, молодцы, хочется по ним пускать кораблики. Положите листочек на угол парты на солнышко.
4. Собирание разрезанных картинок.
Кто прилетает весной из теплых краев? (слайд 3). Перелетные птицы. Они прилетают с юга на родину, вьют гнезда, выводят птенцов.
Перелетные птицы называются так, потому что перелетают с места на место.
Сейчас каждый из вас соберет птичку, и мы узнаем, какие бывают перелетные птицы.
У вас есть задание: собрать птицу из разрезанных частей. (Дети собирают птиц).
Итак, все картинки собраны, давайте назовем, какие птицы у вас получились (слайд4)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит землю от червей.
Взад-вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
Мы построили дворец,
Во дворце сидит певец,
А зовут его …(скворец)
Угадайте, что за птичка,
Тоненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? (ласточка)
Не ворона, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
И кричит«Ку-ку,Ку-ку» (кукушка).
На земле ей не сидится.
Дом родной ее - водица.
Любит крякать и нырять,
В небе любит полетать (утка)
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый (аист)
5. Весенняя физминутка.
Мы с вами засиделись, давайте отдохнем. Встаньте, сделаем разминку.
Проснулись деревья от зимнего сна (руки вверх, покачивания)
В апреле повсюду гуляет весна (шаги или кружение на месте)
В овраге ручьи звонко звенят (хлопание в ладоши)
И птицы на родину с юга летят (махи руками)
6. Аппликация «Собери подснежник»
Как называются первые весенние цветы, которые вырастают из-под снега? Это подснежники.
Посмотрите небольшой фильм, как подснежник пробивается из-под снега весной
(просмотр ролика).
Хотите собрать подснежник? Вот здесь у меня есть стебельки, листья и лепестки. А вы должны их соединить так, чтобы подснежники получились целые.
(детям раздают части цветов, они собирают подснежники). Затем делают аппликацию.
Инструкция: Посмотрите на образец. Сначала внизу приклеиваем стебелек, затем листья по краям, вверху на стебельке приклеиваем маленький бутон и на нем три белых лепестка, прижатых друг к другу: сначала один лепесток приклеим посередине, потом второй и третий. А внизу приклеим сугроб.
7. Итог занятия.
Ребята. Наше занятие подходит к концу. Закройте глаза. Представьте ясную полянку.
Ласково улыбается людям и животным,
Птицам и растениям весеннее солнышко.
От его тепла всем становится тепло.
Настроение прекрасное и хочется делать добро. (Все открывают глаза).
Посмотрите на плакат.
О каком времени года мы сегодня говорили?
Кому нравится это время года, поднимите руку!
Кому понравился урок, похлопайте!
Приложение