Модуль по литературному чтению
«В мире сказок Корнея Чуковского»
для 2 классов.
Цель: формирование познавательного интереса к чтению через закрепление в игровой форме знаний по творчеству К.И.Чуковского.
Задачи:
Личностные УУД – воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Ругулятивные УУД – учить принимать и сохранять учебную задачу через выполнение на уроке различных учебных ситуаций.
Познавательные УУД – учить находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий, выделять существенную информацию в тексте.
Коммуникативные УУД – учить общаться, уважать мнение других, корректно отстаивать свою точку зрения, вести диалог.
Применяемые методики, технологии, оборудование.
Технология продуктивного чтения , здоровьесберегающая технология , техно
логия личностно ориентированного обучения.
Словесные методы : беседа, рассказ, обобщающая беседа .
Наглядные – демонстрационный метод.
Практические – групповая работа, работа в паре.
Оборудование : презентация, рисунки детей, карточки с заданиями , плакат,
книги К.И. Чуковского.
Организационный момент.
Входя в класс, учащиеся получают карточки с фразой
из сказки К.И. Чуковского и садятся за тот стол, где стоит карточка с
соответствующим названием команды.
Мотивация к деятельности.
- Наш урок я хочу начать с загадки: «Без языка, а обо всем рассказывает, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает » Это? (книга) СЛАЙД 1 Недаром народ сложил о ней много пословиц и поговорок:
Чтение – вот лучшее учение.
Кто много читает, тот много знает.
Недочитанная книга – что не пройденный путь.
Книга – великое чудо.
- А что вы можете сказать о книге? Давайте послушаем ваших одноклассников. (Читают подготовленные дети)
1. Сколько звезд в небесах, Новых книг живые строки Сколько цвету в леса, Сколько капель в реке, Столько книг на Земле. | 2. Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы, Дорог нам их вечный свет ! Книгам добрым , интересным Всем мы классом шлем привет! |
3.Кто с книгой по жизни шагает, Кто с нею умеет дружить, Тому эта книга всегда помогает Учиться, работать и жить. | 4.Мы с книгой умней и богаче, Нам с нею расти и дружить. Она задает нам задачи И учит, как думать и жить. |
5.Давайте любимые книжки откроем, И снова пойдем от страницы к странице: Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться. |
Формулирование темы и целей.
- Я убедилась, что вы любите читать книги. Поэтому я предлагаю вам побывать в гостях у известного писателя, сказочника, поэта. СЛАЙД 2
- В небольшом посёлке Переделкино, что под Москвой, есть весёлый терем-теремок. Местные жители называют его «Дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нём детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писателями, артистами, учёными. И все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, догадались, что это детская библиотека. А построил её на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником известный детский писатель … Корней Иванович Чуковский. СЛАЙД 3
- А Корней-то не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось – Корней Чуковский. Он рано начал работать маляром, чтобы заработать себе на жизнь, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете. СЛАЙД 4
Первая его книга-сказка для детей «Крокодил». Дети полюбили её. Чуковский написал для них ещё много сказок и стихотворений. Кроме того, Чуковский писал книги и для взрослых, переводил книги зарубежных писателей. СЛАЙД 5
- У К.И.Чуковского был многогранный талант. Итак, кем же был
К.И. Чуковский? (Учащиеся читают по плакату)
Корней Иванович Чуковский сказочник переводчик литературовед |
СЛАЙД 6
В дверь класса стучат. Почтальон вручает учителю конверт. В конверте задания для групп ребят. СЛАЙД 7
Групповая работа.
Конкурс «Волшебный предмет».
Попробуйте угадать, из какой сказки этот предмет и назовите строку из произведения. (После отгадки учитель включает отрывок из сказки)
(ТЕЛЕФОН - У меня зазвонил телефон. «Телефон»
МЫЛО – Вот и мыло подскочило «Мойдодыр»
ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ – Ехали комарики на воздушном шарике «Тараканище»
МОНЕТА – Муха денежку нашла «Муха - Цокотуха»
ТЕРМОМЕТР - И ставит им градусник «Айболит»).
Конкурс «Допиши название сказки». (Ребятам предлагается дописать название сказки).
«Айболит и ________» («Айболит и воробей»)
«Муха ____________ » («Муха - Цокотуха»
«Котауси и ________» («Котауси и Мауси»)
«Топтыгин и _______» (Топтыгин и Луна»)
«Топтыгин и________» («Топтыгин и Лиса»)
«Федорино _________» («Федорино горе»)
«Краденое __________» («Краденое солнце»)
«Чудо _______________» («Чудо дерево»)
«Приключения _______» («Приключения Бибигона»)
«Доктор _____________» («Доктор Айболит»)
Конкурс «Кто, какие поступки совершил?» (учащиеся выполняют задание на карточке – соединить героя с поступком, который он совершил в сказке)
Бибигон Спас Муху – Цокотуху.
Муха Вернул солнце в небо.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Купила самовар
Федора Потушила море.
Медведь Победил индюка.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
Конкурс «Расшифруй имена сказочных героев»
Б Р М Л Й Ц К Т Х
М Й Д Д Р Ф Д Р
Й Б Л Т Т Р К Н Щ
К Р К Д Л Т П Т Г Н
Б Б Г Н К Р К Л
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Крокодил, Бибигон, Цокотуха, Федора, Тараканище, Топтыгин, Каракула )
Конкурс . Из слова ТАРАКАНИЩЕ составь слова.
ФИЗМИНУТКА
Конкурс. Собрать пазл – иллюстрацию.
Аукцион вопросов. ( книги автора)
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
7 Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
9.Чем тушили пожар в сказке "Путаница"? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)
10. Что сделала Мура, когда ей прочли сказку "Чудо-дерево"? (посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же чудесное дерево).
Рефлексия СЛАЙД 8
- Ребята, наша встреча подошла к концу. Я вижу, что стихи и сказки Корнея Чуковского вам очень нравятся и надеюсь, что каждый из вас прочитает ещё не одно произведение этого замечательного писателя. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!
Шуточные стихи В.Берестова о К.И.Чуковском:
Нам жалко дедушку Корнея,
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал.
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?