СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Виды и формы рефлексии на уроке"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Виды и формы рефлексии на уроке"»

Рефлексия

Рефлексия

 Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) С. И. Ожегов Словарь русского языка  Указано, что в слове рефлексия ударение ставят на слог -ле-. Рефлексия -это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.  Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад)

С. И. Ожегов

Словарь русского языка

Указано, что в слове рефлексия ударение ставят на слог -ле-. Рефлексия -это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Применительно к урокам,

рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Классификация рефлексии По форме деятельности:   а) индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень); б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»); в) фронтальная - данный вид рефлексии подразумевает фронтальный опрос учащихся, например, в середине урока по выполнению какого-то самостоятельного задания или практической работы. Пример вопросов: «Для чего вы выполнили данный вид работы?», «Как это связано с будущей профессией?», «Какие знания и умения закрепляются выполнением данного задания?».

Классификация рефлексии

По форме деятельности:

а) индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);

в) фронтальная - данный вид рефлексии подразумевает фронтальный опрос учащихся, например, в середине урока по выполнению какого-то самостоятельного задания или практической работы. Пример вопросов: «Для чего вы выполнили данный вид работы?», «Как это связано с будущей профессией?», «Какие знания и умения закрепляются выполнением данного задания?».

Классификация рефлексии По функции: а) коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека; б) личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим; в) интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи (особенно применительно к урокам математики).

Классификация рефлексии

По функции:

а) коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

б) личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

в) интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы

решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться к условиям задачи (особенно применительно к урокам математики).

Классификация рефлексии По содержанию: а) символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.); б) устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции; в) письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Она более уместна на завершающем этапе изучения целого раздела, учебного материла или большой темы.

Классификация рефлексии

По содержанию:

а) символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.);

б) устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции;

в) письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Она более уместна на завершающем этапе изучения целого раздела, учебного материла или большой темы.

Классификация рефлексии 1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 2.Рефлексия деятельности. 3.Рефлексия содержания учебного материала.

Классификация рефлексии

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2.Рефлексия деятельности.

3.Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Каждый ученик на полях ставит один из знаков

Каждый ученик на полях ставит один из знаков

Эмоционально-художественная  Прослушивание музыки 2. Прослушивания стихотворения 3. Выбор картины 4. Рисование настроения

Эмоционально-художественная

  • Прослушивание музыки

2. Прослушивания стихотворения

3. Выбор картины

4. Рисование настроения

Метод «Зарядка»  присесть на корточки; присесть, немного согнув ноги в коленях; обычная поза стоя, руки «по швам»; поднять руки; поднять руки в локтях; вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки.

Метод «Зарядка»

  • присесть на корточки;
  • присесть, немного согнув ноги в коленях;
  • обычная поза стоя, руки «по швам»;
  • поднять руки;
  • поднять руки в локтях; вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки.
Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности

Метод «Анкета»  На уроке я работал … . Своей работой на уроке я … . За урок я … . Моё настроение … . Материал урока мне был … . Домашнее задание мне кажется … .

Метод «Анкета»

  • На уроке я работал … .
  • Своей работой на уроке я … .
  • За урок я … .
  • Моё настроение … .
  • Материал урока мне был … .
  • Домашнее задание мне кажется … .
Вопросы, требующие мгновенного ответа  Почему было трудно? Что узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

Вопросы, требующие мгновенного ответа

  • Почему было трудно?
  • Что узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?
Лист самооценки  Я: Получил удовольствие. Узнал что-то новое. Научился. Ничего не понял. Удивился. Расстроился.

Лист самооценки

Я:

  • Получил удовольствие.
  • Узнал что-то новое.
  • Научился.
  • Ничего не понял.
  • Удивился.
  • Расстроился.
Рефлексивный экран Рефлексия содержания материала 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось… 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило 14. Мне захотелось… 15. Урок дал мне для жизни…

Рефлексивный экран

Рефлексия содержания материала

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось…

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило

14. Мне захотелось…

15. Урок дал мне для жизни…

«Плюс-минус-интересно»   Плюс Минус Интересно - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

«Плюс-минус-интересно»

Плюс Минус Интересно

- - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - -

«З – Х - У»   Знаю Хочу узнать Узнал - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

«З – Х - У»

Знаю Хочу узнать Узнал

- - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - -

«Синквейн»

«Синквейн»

«Диамант»

«Диамант»

«Мудрые совы»  Что не ждали? Ты уже знаешь последние новости? Главная жизненная мудрость. Известное и неизвестное. Иллюстративное изображение. Поучительный вывод. Важные темы для обсуждений.

«Мудрые совы»

  • Что не ждали?
  • Ты уже знаешь последние новости?
  • Главная жизненная мудрость.
  • Известное и неизвестное.
  • Иллюстративное изображение.
  • Поучительный вывод.
  • Важные темы для обсуждений.

«ПОПС-формула»  П – позиция Я считаю, что… . О – обоснование Потому, что… . П – пример Например, … . С – следствие Поэтому… .

«ПОПС-формула»

П – позиция Я считаю, что… .

О – обоснование Потому, что… .

П – пример Например, … .

С – следствие Поэтому… .

«Кластер»

«Кластер»

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!