Рефлексия
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад)
С. И. Ожегов
Словарь русского языка
Указано, что в слове рефлексия ударение ставят на слог -ле-. Рефлексия -это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
Применительно к урокам,
рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Классификация рефлексии
По форме деятельности:
а) индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);
в) фронтальная - данный вид рефлексии подразумевает фронтальный опрос учащихся, например, в середине урока по выполнению какого-то самостоятельного задания или практической работы. Пример вопросов: «Для чего вы выполнили данный вид работы?», «Как это связано с будущей профессией?», «Какие знания и умения закрепляются выполнением данного задания?».
Классификация рефлексии
По функции:
а) коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;
б) личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;
в) интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы
решения, находить более рациональные, неоднократно
возвращаться к условиям задачи (особенно применительно к урокам математики).
Классификация рефлексии
По содержанию:
а) символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.);
б) устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции;
в) письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Она более уместна на завершающем этапе изучения целого раздела, учебного материла или большой темы.
Классификация рефлексии
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2.Рефлексия деятельности.
3.Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Каждый ученик на полях ставит один из знаков
Эмоционально-художественная
2. Прослушивания стихотворения
3. Выбор картины
4. Рисование настроения
Метод «Зарядка»
- присесть, немного согнув ноги в коленях;
- обычная поза стоя, руки «по швам»;
- поднять руки в локтях; вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки.
Рефлексия деятельности
Метод «Анкета»
- Своей работой на уроке я … .
- Материал урока мне был … .
- Домашнее задание мне кажется … .
Вопросы, требующие мгновенного ответа
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Что вы взяли с сегодняшнего урока?
- Над чем заставил задуматься урок?
Лист самооценки
Я:
- Получил удовольствие.
- Узнал что-то новое.
- Научился.
- Ничего не понял.
- Удивился.
- Расстроился.
Рефлексивный экран
Рефлексия содержания материала
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…
«Плюс-минус-интересно»
Плюс Минус Интересно
- - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - -
«З – Х - У»
Знаю Хочу узнать Узнал
- - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - -
«Синквейн»
«Диамант»
«Мудрые совы»
- Что не ждали?
- Ты уже знаешь последние новости?
- Главная жизненная мудрость.
- Известное и неизвестное.
- Иллюстративное изображение.
- Поучительный вывод.
- Важные темы для обсуждений.
«ПОПС-формула»
П – позиция Я считаю, что… .
О – обоснование Потому, что… .
П – пример Например, … .
С – следствие Поэтому… .
«Кластер»
Спасибо за внимание