СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и свойства конструкционных материалов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды и свойства конструкционных материалов»

План – конспект по технологии

­­29.11.2023 5 класс Урок: 23

Тема : Виды и свойства конструкционных материалов.

Цели:

Образовательная: создать условия для изучения темы конструкционный материал его виды и свойства; познакомить учащихся с понятием «конструкционный материал», видами и свойствами конструкционного материала.

Развивающая: развивать логическое мышление, самостоятельность в суждениях;

Воспитательная: воспитать информационную культуру, трудолюбие, прививать навыки коммуникативного общения.

Задачи урока:

-Способствовать формированию новых понятий по изучению разделу;

-Обеспечить условия развития мышления, обогащению словарного запаса, привития интереса к предмету, умений анализировать, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.

-Способствовать воспитанию дисциплинированности, внимательности и уважительного отношения друг к другу.

Планируемые результаты освоения программы по технологии:

Личностные результаты

-восприятие эстетических качеств предметов труда;

-уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

-осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

-воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой.

Метапредметные результаты

- устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

- опытным путём изучать свойства различных материалов;

-выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

-уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные результаты

-организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

-грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.

Методы обучения: словесные (опрос, беседа, рассказ, разъяснения), наглядные (демонстрации, презентации) .

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, видео по теме урока, ноутбук, мультимедийный проектор, образцы конструкционных материалов: (стекло, металл, дерево, бумага, пластик, ткань…)

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Что такое бумага?

2.Где и кто изобрел бумагу?

3.Из чего изготавливают бумагу?

4.Какие виды и свойства бумаги вы знаете?

3.Мотивация и целепологание учебной деятельности

Подумайте, почему детали машин, аппаратов, агрегатов, установок, которые испытывают большие нагрузки, изготавливают из особых материалов? Какими они должны быть? (ответы обучающихся)

У нас на доске записана тема нашего урока, только все буквы перемешались, поэтому нам нужно восстановить тему. ( на доске аннаграма )Попробуйте назвать ее. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать «ДА» или «НЕТ». Молодцы, вы правильно назвали тему нашего урока. Как вы думаете о чем сегодня будет идти речь на уроке? А цель нашего урока? Молодцы! А что мы знаем об этих материалах? Что мы будем сегодня узнавать?

4.Изложение нового материала. (просмотр презентации по теме урока)

Давайте подумаем и вспомним, какие потребности были у древних и первобытных людей? (ответы обучающихся) (Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта)

Какие материалы использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей? (ответы обучающихся)(Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)

Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности.(древесину, камень, позже металл)

Но человечество в своём развитии прошло множество ступеней. Цивилизация постепенно развивалась, развивалась наука, а вместе с ними и сумма знаний, которым овладевало человечество, соответственно развивалась техника, технологии и уровень культуры. Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития.

На разных этапах исторического развития человечества мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов.

Так что такое же такое конструкционный материал? 

Конструкционный материал - это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, сооружений и множество других изделий. Это материалы, способные воспринимать силовую нагрузку.

Конструкционные материалы подразделяются по природе материалов на:

Металлические, неметаллические и композиционные.

Металлические конструкционные материалы

Это различные сплавы, компонующиеся из различных металлов, которые выпускает наша металлургическая промышленность. Но в природе металлов в чистом виде существует очень мало (самородки золота, серебра, железа…)

Сырьём для получения металлов служат всевозможные геологические руды (полезные ископаемые, залегающие в недрах земли)

Металл как конструкционный материал : это сплавы на основе различных металлов:

стали, чугуна; алюминия; никеля; магния. Сталь и чугун -Это сплавы на основе железа, из него выпускают основную массу металлических заготовок и конструкций для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др.

Алюминиевые сплавы - Служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет.

Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах.

Неметаллические конструкционные материалы.

Включают в себя множество материалов. (Пластики, полимеры, керамика, стекло, резины, древесина, ткань, бумага и др.)

Древесина -Один из самых древних материалов используемых человеком.

Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина.

Дерево - это живое растение, а древесина - это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Этот натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном, оно используется в строительстве и производстве мебели.

Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется очень широко.

Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат.

Из неё изготавливают спортивную обувь и одежду, для изготовления парусов и различного туристического снаряжения, специальной защитной одежды и мн. др.

А что же является сырьём для производства тканей, из чего её изготавливают?

- виды животных и растений, являющихся изначально сырьём для производства тканей человеком.

В настоящее время, с развитием химической отрасли к ним добавились и отходы нефтехимической и газовоперерабатывающих отраслей промышленности. Они поставляют сырьё для производства тканей из химических волокон.

Композиционные конструкционные материалы.

Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился компоновать различные виды материалов между собой.

Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов.

Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно - эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря.

Углепластик - это очень дорогой в производстве материал , его используют при производстве высокотемпиратурных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов.

5. Физкультминутка

Просмотр видео Свойства конструкционных материалов https://www.youtube.com/watch?v=X1ir7-tHF2o&t=68s

6. Закрепление изученного материала

запись в тетрадях, беседа, объяснение непонятого материала вместе с учителем. Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале. Устные ответы. Задание: Отгадайте кроссворд .?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Что мы сегодня изучили? Для чего это нам нужно? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось нам достигнуть поставленную в начале урока цель? - Где можно применить новые знания?

Продолжи фразу…Сегодня я узнал… мне понравилось… было непонятно…. Было интересно… теперь я могу…. Выставление оценок. Спасибо за урок. До свидания!

8.Домашнее задание.

Повторить материал презентации.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!