СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока с применением элементов перевернутого обучения дает общее представление учащимся о видах придаточных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные), учит распознавать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, понимать особенности каждого вида; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения.

Просмотр содержимого документа
«Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные»

Русский язык (9 класс)


Тема: Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные


Цели:

познавательные: дать общее представление о видах придаточных предложений, ознакомить со сложноподчиненными предложениями с разными видами придаточных (определительными, изъяснительными, обстоятельственными, присоединительными), выработать умение учащихся распознавать придаточные разных видов в составе сложноподчиненных предложений; учить учащихся осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, понимать её; выполнять учебно-познавательные задания; делать обобщения, выводы;

коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: работать над учебной задачей урока; коллективно планировать (в работе учебной группы) необходимые действия, контролировать процесс выполнения заданий и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения;

личностные: развивать грамотность, совершенствовать пунктуационные навыки; воспитывать внимательность учащихся, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; учиться осознавать себя индивидуальностью и одновременно частью коллектива, развивать способности учащихся к самооценке своей учебной работы.


Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Г. А. Михайловская и др./- К.: Освіта, 2009; опорный конспект «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению» (по методике Ю.С.Меженко); мини-таблицы «Сложноподчиненные предложения с разными придаточными частями», задания для работы по творческим группам, раздаточный материал.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Прогнозируемые результаты: учащиеся умеют распознавать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, находить их в тексте, понимать особенности каждого вида придаточных; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения;


Ход урока:


  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Какой тип сложного предложения стали изучать на предыдущих уроках?

  • Какие предложения называются сложноподчиненными? Дайте определение этому типу предложения.


/Ответы учащихся/


  • Откройте материалы «Сложное предложение», данные вам для работы на уроке. Найдите сложноподчиненное предложение из данных. Зачитайте. Все согласны?


Укажите сложноподчиненное предложение

  1. О матерях можно рассказывать бесконечно.

  2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.

  3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.

  4. Мы в вечном долгу пред матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.


Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей:

1 - …………………………….……… и 2 - ……………………………… . Мы задаём вопрос от ………………………… части к …………………………….. . Союз стоит в ………………………… части предложения.


  • А теперь заполните нижний блок задания. Что получилось?

  • Приведите свой пример сложноподчиненного предложения. Запишите его в тетрадь.


/Запись учащимися составленных примеров в тетради/


  • Кто готов предложить свой пример к иллюстрации урока? Зачитайте его.


/ответы учащихся/


  • Скажите, все ли записаны, прочитанные примеры предложений однотипны, похожи по строению, содержанию?

/ответы учащихся/

  • Нет! Вот и поговорим об этом сегодня на уроке.


III. Сообщение темы, целей урока.

Тема урока – «Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные». Пока вы делаете записи в тетради, прокомментирую начало нашего урока. Вы работаете по группам: знатоки и начинающие, достаточно разбирающиеся в предмете и середнячки. Почему такие группы? Это уровень вашей компетенции в предмете, которую вы будете реализовывать в ходе урока. Хочется увидеть, как вы поняли и выучили материал, что узнали о разных видах придаточных, как сумеете их распознать в тексте, использовать в собственной речи, как проявите себя в ходе урока. И о самом уроке, его форме: применим элементы перевернутого обучения и попробуем в такой форме и темпе продержаться до звонка.

Итак, начнем погружаться в тему.


IV. Работа над темой урока (теоретический блок).

  • Вы знаете, что сложноподчиненные предложения имеют градацию по видам придаточных, их значению. Какие виды придаточных вы нашли и изучили? Для ответа воспользуйтесь мини-таблицей.



  • Выберите в группе, о каком виде придаточных вы сможете рассказать и научить нас распознавать его среди других видов.

/Распределение материала для ответа:

4 группа – придаточные определительные:

3 группа – придаточные изъяснительные;

2группа – придаточные обстоятельственные;

1 группа – придаточные присоединительные/

  • Из предложенного материала мини-таблиц выберите нужный для ответа и воспользуйтесь им. У вас есть несколько минут для составления ответа и выступления. Приступайте к работе.


/Обсуждение в группах, выступление каждой группы/


V. Закрепление изученного.

  1. Заглянем в учебник и выполним задания упр. 158. Поработаем дифференцированно:

4 группа – спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания;

3 группа - спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите главную и придаточную части сложноподчиненных предложений;

2 группа - спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите главную и придаточную части сложноподчиненных предложений, а также подчинительные союзы и союзные слова, с помощью которых связаны части сложноподчиненных предложений;

1 группа - спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите главную и придаточную части сложноподчиненных предложений, а также подчинительные союзы и союзные слова, с помощью которых связаны части сложноподчиненных предложений. Объясните постановку знаков препинания.


  1. Работа с текстом упр. 159.

  • Чтение текста вслух;

  • Выписать из текста (1, 2 абзацы) сложноподчиненные предложения;

  • Определить вид придаточных предложений (после знакомства с алгоритмом определения вида придаточного)


Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

  • найти грамматические основы;

  • установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения;

  • поставить вопрос от главной части к придаточной;

  • найти союз или союзное слово в придаточном предложении;

  • по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.


  • Объяснить постановку знаков препинания в выписанных сложноподчиненных предложениях.


  1. Работа с карточками (работа в группах).

  • Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Аргументируйте свой выбор.


1-2 группы:


  1. Письмо, написанное тобой, меня ничуть не испугало, так как его содержание было мне известно.

  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.

  3. Когда на душе горе, тяжело без людей.

  4. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.


3-4 группы:


  1. В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе.

(М. Пришвин)

  1. А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. (М. Лермонтов)

  2. А ещё не было такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем.

(Л. Леонов)


  • Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Аргументируйте свой выбор.


1-2 группы:


  1. Мы вышли на поляну, где рос дуб.

  2. Я привык к мысли, что лучшее впереди.

  3. Молодость привлекает тем, что имеет будущее.

  4. Он пошел туда, где узкой полосой чернел лес.


3-4 группы:


  1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.

  2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

  3. Куда ни оглянись, всюду рожь.


  • Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Аргументируйте свой выбор.


  1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

  2. Нет истины, где нет любви.

  3. Недаром говорится, что дело мастера боится.


  • Выпишите одно из сложноподчиненных предложений с придаточным присоединительным.



  • Определите «третье лишнее» (устно). Мотивируйте свой выбор.


1-2 группы:


  1. Власть безграничная природы нам потому не тяжела, что чувство видимой свободы она живущему дала.

  2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов.

  3. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.


3-4 группы:


  1. Расскажи ту сказку, которую мама любила.

  2. Мы любим дом, где любят нас.

  3. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.


VI. Обобщение изученного.

  • Что узнали на уроке, отработали?

  • Представьте изученный материал в комментариях к ОК «Виды сложноподчиненных предложений»



VII. Рефлексия.

  • Как поработали на уроке? Выберите свой вариант ответа, используя материал упр. 162:

Мою умственную активность стимулируют:

  • возможность узнать что-то интересное;

  • новая, необычная форма получения знаний;

  • возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками;

  • боязнь оказаться глупее одноклассников…


VIII. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание: §40 – доучить правило. Упр. 160 или 161 (письменно) - по выбору учащихся.

















Материал для работы в группах «Сложноподчиненный предложения с разными придаточными частями»:



Придаточные определительные:





Придаточные изъяснительные:



Придаточные обстоятельственные:




Придаточные присоединительные:


Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен ещё один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.

Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем , вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:

И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что , являющееся подлежащим.

Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное слово чего, являющееся дополнением.

Он опаздывал, отчего (= от этого) мы не могли начать представление вовремя — средство связи — союзное слово отчего , являющееся обстоятельством.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!