СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды зубчатых передач. Примеры узлов. Практическая работа «Подсчёт передаточного отношения в зубчатой передачи по количеству зубьев шестерён».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составные части машин. Виды зубчатых передач. Примеры узлов. Передаточное отношение.

Просмотр содержимого документа
«Виды зубчатых передач. Примеры узлов. Практическая работа «Подсчёт передаточного отношения в зубчатой передачи по количеству зубьев шестерён».»

6-Б класс Урок 43 - 44

Тема: Виды зубчатых передач. Примеры узлов.

Цель: - ознакомиться с видами зубчатых передач (цепной, зубчатой, реечной) и научиться считать передаточное отношение механизмов;

- способствовать формированию интереса учащихся к предмету;

- интеллектуальных способностей учащихся, развитие внимания, логического мышления.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Формы обучения: фронтальная, групповая

Дидактические средства обучения: образцы или модели механических передач, видеоматериалы.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, механизмов, соедине­ний, практическая работа.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2.  Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности учащихся.

  • Что такое механизм? (Механизм-это устройство для передачи или преобразования одного вида движения в другой).

  • Какой вид механизма применяется в ручной дрели? А какой в этой дрели? (Зубчатая передача в ручной дрели).

  • Одинаковые ли в ручных дрелях механизмы?

  • Какие виды зубчатых механизмов встречаются в школьной учебной мастерской?

  • Почему патрон дрели вращается быстрее, чем ручка вращения дрели?


  1. Изучение нового материала.

Принцип передачи усилия посредством крутящего момента лежит в основе

работы многих современных устройств. Для его реализации используют зубчатые передачи, которые различаются между собой по размеру, техническим характеристикам и особенностям конструкции.

1)  Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.

Рассмотрим сверлильной станок:

-  электрический двигатель (двигатель)

- клиноременная передача (трансмиссия) передаточный механизм

- шпиндель (рабочего органа)

- органы управления (магнитный пускатель, штурвал продольной подачи сверла).

Назовите три основные части сверлильного станка?


2.  Виды зубчатых передач.

Зубчатые механизмы делятся на передачи движения и преобразования движения.

Рассмотрим основные механизмы передачи движения:

1) Цилиндрическая прямозубая передача - преобразует вращательное движение, изменяя скорости и усилия; относительно проста в изготовлении; шумит на больших оборотах.

Зубчатое колесо основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности. Колесо с меньшим числом зубьев называется шестернёй, второе колесо с большим числом зубьев называется колесом. У зубчатых колёс есть одна особенность - они принципиально не могут иметь меньше 6 зубьев. В противном случае не будет соблюдено условие плавного и надёжного зацепления. Отсюда и происходит название - шестерня. Зубчатая рейка-это рейка с зубьями.

2) Зубчатая передача -  это механизм, или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса.


Рассмотрим следующие виды зубчатых передач.

  1.  Цилиндрическая косозубая передача - преобразует вращательное

движение, изменяя скорости и усилия; трудоёмка в изготовлении; плавно и точно передаёт вращение.

  1. Коническая зубчатая передача - передает вращение от одного

зубчатого колеса к другому под углом 90 градусов.

  1. Реечная прямозубая - преобразует вращательное движение в поступательное и наоборот.

  2. Червя́чная переда́ча - передача вращательного движения на

скрещивающиеся оси с помощью червяка и зубчатого колеса.

Мы рассмотрели следующие виды зубчатых передач:

  • Цилиндрическая прямозубая передача (коробка скоростей). 

  • Цилиндрическая косозубая передача (редуктор).

  • Коническая зубчатая передача (ручная дрель).

  • Реечная прямозубая (сверлильный станок). 

  • Червя́чная переда́ча (колки на музыкальных инструментах).


3.  Передаточное отношение.

Зубчатые колёса, шкивы, звёздочки называют звеньями механизмов.

Одно из звеньев, которое передаёт движение другому, называют ведущим. А звено, которое получает движение от ведущего звена, называют ведомым.

Соответствующие названия имеют и валы, на которых закреплены зубчатые колёса.

Механизм, служащий для повышения или понижения скорости вращения, называется редуктором.

Диаметры зубчатых колёс, шкивов и звездочек обычно не одинаковы; ведомое колесо вращается с другой частотой вращения, чем ведущее.

i=Z2/Z1

Отношение числа зубьев ведомой шестерни (z2) к числу зубьев

ведущей шестерни (z1) называют передаточным отношением.


Передаточное число ременной передачи зависит от соотношения диаметров шкивов и выражается формулой:

i=D2/D1

Отношение диаметра ведомого шкива D2 к диаметру ведущего шкива D1

Передаточное число может быть любым - как целым, так и дробным.


Соединение колеса с валом.

Ведущие и ведомые колеса, шкивы и звёздочки насаживают на валы так, чтобы они не проворачивались на них.

Для этого вал и колесо соединяют при помощи шпонки. В колесе и валу вырезают шпоночные пазы, в которые вставляют шпонку. Если колесо посредством шпонки закреплено на валу неподвижно, то такое шпоночное соединение называют неподвижным.

Если колесо может перемещаться вдоль вала со шпонкой и одновременно передавать вращение, то такое соединение называют шпоночным скользящим.

Если колесо может перемещаться вдоль вала со шлицами и одновременно передавать вращение, то такое соединение называют шлицевым скользящим.


Закрепление изученного материала.

- Как определяют передаточное отношение зубчатой пере­дачи?

- Для какой цели служит шпонка?

- Как определить ведущее колесо?


6-Б класс Урок 44

Практическая работа «Подсчёт передаточного отношения в зубчатой передачи по количеству зубьев шестерён».


  1. Правила техники безопасности.


Учащиеся делятся на группы по 3-4 и получают модели задания практической работы.

1.  Найдите механизмы передачи и преобразования движения в слесарной мастерской, запишите название и назначение каждого механизма в тетради в виде таблицы.

п/п

Название механизма

Назначение



















2.  Рассмотрите зубчатую передачу в модели. Определите ее передаточное отношение.

3.  Поменяйте местами зубчатые колёса и определите передаточное отношение зубчатой передачи и направление вращения.

4.  Рассмотрите зубчатую передачу в ручной дрели. Определите ее передаточное отношение.

Результаты запишите в тетради и сделайте выводы.


Во время урока учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.


Подведение итогов урока и рефлексия.

Отметку учащимся учитель выставляет по результатам фронтального опроса,

выполнения практической работы.

- Какие новые знания для себя вы получили?

- Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?


Домашнее задание:

  1. Изучить конспект.

  2. Ответить на вопросы:

- Назовите основные части машин.

- Назовите и охарактеризуйте виды зубчатых передач.


3. Просмотрите видео по ссылке:

https://ya.ru/video/preview/694483057858622147 (16:01)

Виды зубчатых передач. Самая подробная классификация.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!