Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки»
Конспект НОД
по развитию речи «Весеннее происшествие»
для детей средней группы
Воспитатель: Буренкова С.Е.
2016г
Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Программное содержание:
- учить подбирать слова определения к существительному
- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
- развивать речь-доказательство
- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
- упражнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
- упражнять в умении выявлять простейшие причинно-следственные связи;
- упражнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- упражнять в умении различать долгие и короткие звуки;
- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.
Материалы: несколько конвертов разных цветов и разных фигур (прямоугольные, квадратные), конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелетных птиц, бельевые прищепки, круг из желтого картона, бумажная кукла с наборами зимней и весенней одежды, раскраски на тему ранней весны, металлофон, аудиозаписи «Ручей» и «Весенняя песенка».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы Василек». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).
Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте почитаем! Сказка (Предлагаю присесть и послушать)
«Жили-были четыре времени года: Зима, весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться.
Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру –
Я глаза скорей протру,
А оно – все ярче, ярче,
За окном – все жарче, жарче…
Что это такое? –
Дети: Солнце!
Воспитатель: Конечно.
Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.
Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)
Дети прикрепляют лучики – прищепки к солнцу подбирая прилагательные:
Солнце желтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое.
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?
Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки-подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку. Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.
(Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники. Возьмите платочки (Дети берут платочки из органзы и показывают распустившийся цветок)
Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: нет)
Почему?
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: украсим нашими платочками группу и посмотрим, что же дальше было.
Достается картинка с изображением сосулек.
Воспитатель: А это что?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Стали таять сосульки и зазвенела капель (Просят кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).
Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель: Посмотри что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)
Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете?
(Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
Воспитатель: Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
А зимующие птицы куда денутся? (Ответы детей: улетят туда, где холодно) Возьмите по одной птице. Расскажите какая у вас птица (например: это птица снегирь, она зимующая). А теперь давайте расселим наших птиц: перелетных распределим к солнышку, зимующих к снежинке (работа на ковре).
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? (Дети: у зверей появляются детеныши)
Воспитатель: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть.
Итог:
-У зверей появляются детеныши.
(Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу «Мамы и малыши» «Один-много».
Например: медведь-медвежата-медвежонок).
Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-Люди одевают облегченную одежду. (Просят кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
-Кукла Катя собралась на прогулку. Давайте посмотрим, правильно она оделась? Что ей надо поменять? (Ответы детей, речь доказательство. На кукле переодеваются валенки на ботиночки, теплая шапочка на облегченную)
Воспитатель: Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили. (Идет закрепление материала)
Рассказ.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухали почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.
Воспитатель: А к этому рассказу у меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски и в группе с помощью восковых мелков, карандашей и красок раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность).