Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.
Форма урока: коллективная, индивидуальная
Цели урока:
1.Дидактическая
- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Деревья растут для всех»
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства ответственности, сострадания,
- гуманного отношения к животным (растениям),
- любви к окружающей природе.
3. Развивающая
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления
- познавательной активности
- наблюдательности
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
Слайд 1
Был полон зал, все замерли и ждали,
Что к нам навстречу выйдет исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить... один.
Но вот с трудом поднялся к нам на сцену
Седой как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену:
Кружил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега...
Большая жизнь - неписаная книга,
Поклон последний - память на века.
Анна Мамонтова
Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – прекрасному писателю, прославившему своими книгами Сибирь, Енисей и родную Овсянку.
Слайд 2
Тема нашего сегодняшнего урока
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
3.Выступление заранее подготовленного ученика.
Слайд 3
Родился В.П. Астафьев 2 мая 1924 года в небольшом селе Овсянке Красноярского края на берегу Енисея. Здесь в окружении родных и близких прошли его самые счастливые годы, а деревенские жители впоследствии станут самыми любимыми героями его произведений.
Трудное, но счастливое детство закончилось в 7 лет, когда его мать утонула в Енисее. Отец отправился в Игарку за большими заработками, взяв с собой сына. Вот здесь семья хлебнула горя, а мальчик лишился крова и пропитания, не ужившись с молодой мачехой.
Слайд 4
В конце концов он попадает в детский дом и там заканчивает школу.
Слайд 5
Много позднее, став уже известным писателем, Астафьев скажет о маме с горькой сыновьей любовью: «И лишь одно я попросил бы у судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь… Берегите матерей… Они бывают только раз и никогда не возвращаются». Памяти матери он посвятил повесть «Перевал» (показать книгу).
Слайд 6
В.П. Астафьев очень любил природу, он сказал: «Не оскверни природу, береги её, люби и цени!» Давайте будем любить природу: лес, поле, деревья, каждую травинку и цветок. Виктор Петрович много писал о природе. «Всё, что окружает нас – от зеленой травинки, малой птахи, солнца, согревающего нас – все-все - есть часть нашей жизни, потому что человек - дитя природы, и нам без неё не прожить».
4. Слово учителя.
Слайд 7
Любовью к природе и ко всему живому пронизаны почти все произведения Астафьева.
Слайд 8
Вы прочитали дома рассказ Астафьева «Деревья растут для всех». Давайте
определим, что изображено на рисунках.
А теперь вспомним краткое содержание.
5.Ученики рассказывают:
Главный герой очень доброго рассказа Виктора Астафьева "Деревья растут для всех" -- мальчик Витя. После болезни он оглох, поэтому не мог общаться со своими сверстниками. Вот и уединился мальчик в огороде, нашёл "свой" уголок там, где и проводил дни, наблюдая за окружающей его природой: за растениями, насекомыми, маленькой птичкой мухоловкой, поселившейся в этом уголке со своими птенцами.
Произошла беда -- птенцов съедает кошка. Герой рассказа тогда мечтает посадить дерево, чтобы оно выросло высоким-высоким и птица могла бы на нем растить своих птенцов без опасений за их жизнь.
Помогает доброму мальчику мудрая бабушка -- ещё одна героиня рассказа. После неудачной попытки внука вырастить дерево из кустика гречихи она приносит ему из леса саженец лиственницы и успокаивает его, что дерево вырастет, потому что оно принесет пользу и радость всем -- и людям, и животным, и лесу, и речке.
6.Словарная работа.
Слайд 9
Ребята, эти слова встречались вам в тексте рассказа. Давайте уточним их значение.
Слайд 10-11
7.Какие пословицы больше всего подходят к рассказу Астафьева «Деревья растут для всех»? Объясните свой выбор.
Каждому своя болезнь тяжка.
Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
Доброе дело два века живёт.
Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.
Кто дерево посадит, тот человеку друг.
Всему свой час и время всякому делу под небесами.
Жизнь прожить - что море переплыть.
Слайд 12
8. Работа в группах по заданиям.
1 группа: внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.
2 группа: какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их
3 группа: Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?
4 группа: Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?
Представление ответов.
Вопросы от слушателей на уточнение.
Обсуждение ответов.
9. Тест. (на распечатанных листочках)
1. Чем заболевает рассказчик?
А. Малярией
Б. Оспой
В. Ветрянкой
2. Как зовут рассказчика?
А. Олег
Б. Петр
В. Витя
3. Как его лечила тетка?
А. Вылила за шиворот ковш ледяной воды
Б. Окунула в святую воду
В. Плюнула на порог три раза
4. Где играет всё лето рассказчик?
А. За сеновалом
Б. За рекой
В. На лугах
5. Что случилось с птенцами птички мухоловки?
А. Они упали на землю
Б. Они оперились
В. Их съела кошка
6. Что посадил рассказчик, думая, что сажает дерево?
А. Рис
Б. Пшено
В. Гречку
7. Какой росток в итоге посадил рассказчик с бабушкой?
А. Лиственницы
Б. Дуба
В. Берёзы
8. Когда он сажает дерево?
А. Зимой
Б. Летом
В. Осенью
9. Для кого растут деревья, по мнению бабушки?
А. Для всех
Б. Для нее
В. Для внука
10. Из-за чего рассказчик перестал ходить на сеновал?
А. Из-за выздоровления
Б. Из-за болезни
В. Из-за обиды
Взаимопроверка или сдают учителю.
Ключи.
1. А
2. В
3. А
4. А
5. В
6. В
7. А
8. В
9. А
10. В
10. Итоги урока.
1. Какова главная мысль рассказа?
Главная мысль рассказа Астафьева «Деревья растут для всех» заключается в том, что природа — она для всех, и что деревья – это всеобщее достояние. Они растут для всех живых существ, а не для кого-то конкретного. К деревьям следует относиться бережно и каждый человек должен за свою жизнь обязательно посадить дерево.
2. Чему учит нас этот рассказ?
Рассказ Астафьева «Деревья растут для всех» учит быть наблюдательным, чтобы понимать, что происходит вокруг. Герой рассказа в силу своей болезни стал более внимательно смотреть на окружающий мир, более сочувственно. Он понял беду птички мухоловки и решил ей помочь, посадить дерево.
3. Что вы можете сказать о бабушке? Понравилась ли она вам?
В рассказе мне понравилась бабушка мальчика, которая с пониманием отнеслась к задумке внука. Когда мальчика постигла неудача, бабушка принесла из леса саженец лиственницы и вместе с внуком посадила его за сеновалом.
Слайд 13
11. Домашнее задание.
Напишите эссе объёмом 100-120 слов на одну из данных тем по выбору:
1. Почему рассказ носит название «Деревья растут для всех»?
2. Что для вас значит «посадить дерево»?