СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по праву

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по праву

Просмотр содержимого документа
«Викторина по праву»

Цель: формирование правовой грамотности учащихся

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

Учитель:

Добрый день! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

Давайте сначала вспомним понятия «право» и «обязанность».

На доске вывешены таблички с определениями:

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей? (ответы детей)

Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Наше сегодняшнее занятие называется «Наши права и обязанности». Оно будет проходить в форме викторины, где будут соревноваться 2 команды (7 класс).

А оценивать ответы команд будет компетентное жюри:….

Попрошу участников представиться:

Итак, начинаем игру!

  1. Конкурс «Права или обязанности»

С каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям учащихся. За каждый правильный ответ 1 бал.

Вопросы для 1 команды

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

Вопросы для команды «Правоведы»:

1. Добросовестно учиться (Обязанность)

2. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

3. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

4. Носить школьную форму (Обязанность)

5. Посещать мероприятия в школе (Право)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

Слово жюри.

  1. Кроссворд. (время: 2 минуты)

Обеим командам даётся одинаковый кроссворд. Найдите 8 слов, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой. За каждое слово – 1 бал. Команды пишут ответы на листиках и отдают жюри. Жюри подсчитывает количество слов.



Ж И О Б Р О В А

И З Н Ь А З З Н

Н Д И У Ж Е А И

Х И М В А Н Б Е

Ы В Я С У И О Т

Д И Д О Г Е Х У

Т Д Л Ь С Т Ы О

О У А Н О Ь Д Т

Ответ: 1.жизнь; 2.образование; 3.отдых; 4.досуг; 5.индивидуальность; 6.уважение; 7.имя; 8.заботу

Слово жюри.

  1. Игра. Я уважаю твое право.

Вставить слова и, глядя соседу в глаза, надо сказать то, что получилось. Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу). Слова выбрать.

(учебу; безопасность; охрану здоровья; тайну переписки, телефонных переговоров; жизнь; защиту твоей чести и доброго имени; национальную принадлежность; свободу мысли, слова и творчества).

1 бал за правильный ответ.

Для команды «Знайки»:

1. «Я уважаю твое право на ….. и не стану тебя бить» (безопасность)

2. «Я уважаю твое право на …. и не стану отвлекать тебя на уроке» (учебу)

3. «Я уважаю твое право на …. и не стану тебя обижать» (жизнь)

4. «Я уважаю твое право на …… и не стану на тебя клеветать» (защиту твоей чести и доброго имени)



Команда говорит свой ответ. Учитель говорит – правильный ответ или нет.

Для команды «Правоведы»:

1. «Я уважаю твое право на ….. и не стану читать твои смс в телефоне, записки, и подслушивать твои телефонные разговоры» (тайну переписки, телефонных переговоров)

2. «Я уважаю твое право на твою ……. и не стану с тобой ссориться» (национальную принадлежность)

3. «Я уважаю твое право на ….. и не стану тебе мешать» (свободу мысли, слова и творчества)

4. «Я уважаю твое право на ….. и не стану тебе вредить» (охрану здоровья)

Команда говорит свой ответ. Учитель говорит – правильный ответ или нет.



  1. Конкурс «Угадай-ка!»

Угадайте героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила). 1 бал за правильный ответ.



Учитель зачитывает вначале для одной команды, а потом для другой команды и сразу говорит правильный ответ или нет.

Вопросы для команды «Знайки»

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

3. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

4. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

5. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).



Вопросы для команды «Правоведы»:

1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

2. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

3. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

4. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

5. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).



Слово жюри.

5.. А сейчас предлагаю вам шуточные загадки правового характера:
1 бал за правильный ответ.

Учитель зачитывает загадку. Команда говорит свой ответ. Учитель говорит – правильный ответ или нет.

Вопросы для команды «Знайки»:


 1.     Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2.     Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3.     Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

4.     Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5.     В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

Вопросы для команды «Правоведы»:


1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».) 

Слово жюри.

  1. КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Подведение итогов.

Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Ей присуждается звание «Знатоки права». Не зависимо от того, кто выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.

Будьте вы законопослушными гражданами нашей республики, послушными детьми своих родителей, послушными учащимися своей школы!

Спасибо всем за участие и внимание.

Найдите 8 слов, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой. За каждое слово – 1 бал.

Ж И О Б Р О В А

И З Н Ь А З З Н

Н Д И У Ж Е А И

Х И М В А Н Б Е

Ы В Я С У И О Т

Д И Д О Г Е Х У

Т Д Л Ь С Т Ы О

О У А Н О Ь Д Т













Для первой команды:

1. «Я уважаю твое право на ….. и не стану тебя бить»

2. «Я уважаю твое право на …. и не стану отвлекать тебя на уроке»

3. «Я уважаю твое право на …. и не стану тебя обижать»

4. «Я уважаю твое право на …… и не стану на тебя клеветать»



Для второй команды

1. «Я уважаю твое право на ….. и не стану читать твои смс в телефоне, записки, и подслушивать твои телефонные разговоры»

2. «Я уважаю твое право на твою ……. и не стану с тобой ссориться»

3. «Я уважаю твое право на ….. и не стану тебе мешать»

4. «Я уважаю твое право на ….. и не стану тебе вредить»





























Вопросы для первой команды

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

2. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

3. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

4. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.



Вопросы для второй команды

1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

2. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

3. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

4. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта.



КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(незаконченные предложения из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … 

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … 

3. Статья 19. Все равны перед законом и 

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется 

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … 

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … 

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … 

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … 

10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к 

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … 

12. Статья 91. Президент РФ обладает …

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!