Русский язык 4 класс
Тема урока: Винительный и творительный падежи имен существительных женского рода.
Цель: развивать умения определять падежи имен прилагательных, правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода.
Ход урока
Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
-Настроение- важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу.
Подарите добрые слова.
Минутка чистописания.
- Для начала давайте откроем свои тетради и выполним минутку чистописания, напишем число и вид работы.
Итак. Какая буква перед вами? Какой звук обозначает буква «з» (согласный, парный, бывает мягким и твердым).
Слово «зима»- в этом слове звук «з» какой- мягкий или твердый? (мягкий). Прописали в тетрадях.
Грамматическое задание.
- Итак за окном и у нас в тетрадях время года –зима. Подберите эпитеты(прилагательные) к слову зима. (снежная, морозная, холодная)
-Составьте со словом зима предложение.
- Разберите это предложение по членам предложения.
Самоопределение к деятельности.
-Прочитать словосочетания.
На солнечную полянку, извилистой тропой, в зимнюю стужу, с грустной вестью, пушистую белку, за каменной оградой, точную копию.
- Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)
- На какие две группы их можно разделить?(Словосочетания в винительном падеже и словосочетания в творительном падеже.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в винительном падеже? (какую?) Какие окончания они будут иметь? –ую,- юю.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в творительном падеже? Какие окончания они будут иметь? (какой?) –ой.
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать имена прилагательные в винительном и творительном падежах, правильно писать окончания этих имен прилагательных.)
Тема нашего урока.
-Вспомним, что такое имя прилагательное?
Физкультминутка
Работа по теме урока
1)Работа по учебнику упр. 71(с.34)-устно по заданиям учебника.
2) упр. 73(с.34)-устно по заданиям учебника.
-Сделайте вывод: где и для чего в творительном падеже употребляются окончания –ою,-ею. (в поэтических произведениях для создания благозвучия, мелодики произведения.)
2) упр. 74 (с.35).
- Прочитайте поэтические строки.
- Какой вариант окончаний вы выберете? Почему? ( Желтою резьбой, грустью темную.)
- Запишите полученные варианты строк.
7. Закрепление изученного материала.
- Формирование навыков работы с текстом
Снежн.. шуба нужна для з..щиты от х..л..да. Хор..шо хл..бам под снежн.. шубой. Т..пло им под пуш..ст… подушкой. В суров.. морозн…..зиму в снег пряч.. тся тетерева и глухари. В мягк… постельк… они устроили себе н..члег. Под снежн….. покрывалом маленьк…. мышка находит себе пищу. Бурундук спит в ямке под легк… п..ринкой.
Задания по вариантам:
1 вариант:
Выписать предложения с именами прилагательными в В.п. Произвести синтаксический разбор предложения.
2вариант:
Выписать предложения с именами прилагательными в Т.п. Произвести синтаксический разбор предложения.
- На какие правила вам встретились пропущенные орфограммы?
- Взаимопроверка. Самооценка.
Рефлексия.
- Составить и записать словосочетания по схемам.
1) сущ.+прил. Ж.р. в т.п.;
2) сущ.+прил. Ж.р. в в.п.;
3) сущ.+прил. Ж.р. в д.п.;
(Взаимопроверка)
-Оцените свою работу на уроке. (Смайлики.)
7. Подведение итогов урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- За что вы можете похвалить себя?
8. Домашнее задание- упр.75 с. 35