СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия "История моей деревни. Балахоновка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на ознакомление обучающихся с историей родной деревни. Представленные материалы несут в себе историю становления д. Балахоновка и её жизни на сегодняшний день. Мероприятие рассчитано на то, чтобы ребенок задумался о ценности слова Родина, появилось желание дальнейшего изучения истории родной деревни.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия "История моей деревни. Балахоновка"»

Районный конкурс электронных учебно-методических материалов педагогов

«ИКТ в образовательном процессе»












Номинация «Методическая разработка урока (занятия) с использованием ИКТ»




Тема методической разработки:

Виртуальная экскурсия

«История моей деревни.

Балахоновка»




Автор: Данилова Оксана Николаевна,

учитель истории,

МБОУ «Балахоновская ОШ»










2022 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1.Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

1.2. Тема методической разработки: «История моей деревни. Балахоновка»;

Актуальность. Любовь к Родине начинается с семьи. Семья это нить, связывающая понятие Родина с домом, где вырос. Детские впечатления имеют эмоционально-окрашенный характер, и поэтому они прочно оседают в памяти человека, и навсегда ассоциируются с Родиной.

Поэтому так важно развивать чувство патриотизма, как в семье, так и в школе. Понятие патриотизм подразумевает в себе любовь к земле, где человек был рожден и вырос, т.е. к Родине.

Но история может стать забытой. Поэтому важной задачей образовательного учреждения является приобщение обучающихся к истории и культуре родной деревни.

1.3. Целевая аудитория мероприятия: обучающиеся 1-9 классов (7-15 лет);

1.4. Проект направлен на ознакомление обучающихся с историей родной деревни. Представленные материалы несут в себе историю становления д. Балахоновка и её жизни на сегодняшний день. Мероприятие рассчитано на то, чтобы ребенок задумался о ценности слова Родина, появилось желание дальнейшего изучения истории родной деревни.

Классные руководители могут использовать данный материал на классных часах, направленных на патриотическое воспитание обучающихся, педагоги - на уроках истории, географии, на занятиях по краеведению.

1.5. Цель проекта: познакомить обучающихся с историей становления д. Балахоновка и ее жизнью в настоящее время.

Задачи проекта:

  • приобщение обучающихся к изучению истории родной деревни;

  • воспитание любви к родному краю;

  • обогащение знаний обучающихся о своей малой родине.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • познавательный интерес и любовь к малой родине;

  • уважительное отношение к окружающим людям;

  • уважение к истории, традициям, культуре;

  • патриотизм.

Метапредметные результаты:

  • применять знания по краеведению при изучении истории, географии;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выражать собственное эмоциональное отношении к малой родине.

Предметные результаты:

  • находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

  • наблюдать, сравнивать, делать обобщения о своем крае.

1.6.Форма проведения: заочная экскурсия.

Проведенная экскурсия расширит знания обучающихся о родной деревне и позволит повысить интерес к истории и культуре своей малой родины.

1.7. Педагогическая технология: исследовательские методы обучения;

методы: рассказ, беседа, демонстрация, поиск информации, интервьюирование;

приемы: описание, объяснение.

1.8.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: ноутбук, проектор.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов: заочная экскурсия по родной деревне имеет образовательные и воспитательные задачи: открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире, и пробудить у них чувство любви к Родине. Экскурсия- это интеллектуальная деятельность, способствует прочному усвоению знаний. Следовательно, материалы этого внеклассного мероприятия можно использовать на уроках, классных часах, на занятиях по краеведению.







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Описание подготовки проекта.

  1. Определение цели и задач экскурсии;

  2. Продумывание содержания в соответствии с ними;

  3. Выбор педагогической технологии, методов и приемов;

  4. Продумывание структуры заочной экскурсии;


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»)

- Ребята, что такое Родина? (Это наша страна Россия, наша Смоленская область, Шумячский район, д.Балахоновка)

-Молодцы! Все правильно. Сегодня мы проведём заочную экскурсию по нашей родной деревне Балахоновка. В любом селе, городе есть свои достопримечательности или просто исторические места. Люди берегут их, хранят прошлое в памяти народной. Знакомство с историей своей родины – это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом. Если мы любим свою страну, мы не можем не любить своей истории, даже если это история маленького села – это наша страница истории.

Наша экскурсия начинается с истории появления нашей деревни (слайд 2).

  1. История появления д.Балахоновка.

Деревня Балахоновка Шумячского района Смоленской области возникла в конце 18 – начале 19 века при речке Сукроменке.

При Екатерине ΙΙ в Балахоновку были переселены крестьяне из других мест России. Косвенным подтверждением тому служит тот факт, что речь балахоновцев и сегодня имеет особенности, отличные от речи крестьян соседних деревень района.

Балахоновка - одно из мест воинских поселений (после 1831 года - пашенных солдат). До настоящего времени сохранились остатки фундаментов казарм и стен, выложенных из особо прочного кирпича (слайд 3).

-Ребята, кто-нибудь знает, почему наша деревня называется Балахоновка?(выслушиваются ответы детей)

По преданию, деревня была названа по названию верхней одежды – балахонов (длинных свободных рубах) - местных девушек, на которых женились солдаты.

Сохранились так же и топонимические названия, связанные с пребыванием на территории деревни воинских поселений.

Линейка - очень ровная дорога длиной 500 метров, шириной 50, идущая параллельно улице на расстоянии 50 метров от бывших хат, где происходили построения и учения солдат.

Шоссейка- выровненная, окопанная с двух сторон дорога, соединяющая деревни, в которых были казармы.

Гордеев участок – участок пахотной земли, площадью около 50 га, названный по фамилии офицера воинских поселений (слайды 4,5).

  1. Довоенная жизнь.

По переписи 1904 года в Балахоновке было 68 дворов и 613 жителей.

В 1932 году в Балахоновке было 105 крестьянских домов, они тянулись одной длинной – более километра - улицей, пересекая екатерининский тракт.

В 20-х годах в д. Балахоновка был организован колхоз «Дружба».

В колхозе люди работали с большим подъемом. Главными продуктами питания были капуста и картошка. На обед суп или щи, заправленные кусочком растолченного мяса и сала, каша и кружка молока. На завтрак – картошка густая и простокваша. Ели все с хлебом. Хлеб пекли сами. В ужин доедали то, что осталось от обеда. Русская печь в крестьянской избе топилась один раз, и пища готовилась на весь день.

В предвоенные годы люди стали жить зажиточно. Первое и главное – хватало хлеба. Второе – вдоволь было картошки.

Колхоз все время крепчал. Купили грузовую машину, льнотеребильную машину Антонова, сложную молотилку, открыли молокоперерабатывающий пункт, кинозал, магазин, различные животноводческие помещения, сараи, крытые тока, овины. Шло быстрое развитие общественного хозяйства. В колхоз стали приезжать молодые специалисты, учителя, агрономы. Люди работали дружно, сознательно, честно.

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Все в один миг переменилось, все планы рухнули. Война! 6 июля забрали всех мужчин, и деревня осталась сиротой. Уезжали они на лошадях, запряженных в повозки, провожала их вся деревня, плача и причитывая.

Из воспоминаний старейшей жительницы д. Балахоновка, ныне покойной, Игнатовой Татьяны Егоровны (слайд 6):

« В конце июля 1941 года было приказано угонять колхозный скот. Догнали до Козловки Рославльского района, а там стояло наше воинское подразделение. Мы доили коров, а молоко отдавали солдатам. Нам было приказано гнать скот до города Тамбова. Путь был очень трудным. Несколько раз попадали под бомбежку, но, слава Богу, все остались живы. Помню, останавливались в городе Калуге. Поили молоком солдат и детей. Примерно два месяца мы были в пути. Когда, наконец, добрались до места, то коров сдали районному начальству. Радостные, что выполнили задание, и что скот не достался врагу, мы возвращались домой».

В конце июля 1941 года деревню заняли немцы. Колхозники старались держаться вместе, помогать друг другу. Но нашелся предатель. Донес немцам, что агроном Каравацкий – коммунист. В конце октября его взяли дома в 4 часа утра. Связали, посадили на телегу и повезли на перекресток в д. Балахоновка. Завели в угловую хату и устроили допрос. В сапоге под стелькой у него нашли партбилет. Виселица уже была приготовлена.

(Из воспоминаний очевидцев) «В 5 утра вывели его на улицу, подвели к виселице, поставили на ящик, набросили на шею петлю и выбили ящик из - под ног. Грузное тело Каравацкого повисло в воздухе. Вслед за ним привели его жену. Увидев мужа на виселице, она запричитала, ее втолкнули на ящик, и она закачалась рядом. Трупы висели несколько дней. Проезжавшие мимо немцы, останавливались, фотографировались».

Снимал Каравацких с виселицы Василий Силантьевич Кузьмин со своим отцом. Они их похоронили ночью на кладбище под деревней Малеевка. Теперь кладбище носит название- Каравацкое (слайд 7).

Освободили нашу деревню на Сдвиженье – 27 сентября 1943 года.

  1. Ветераны Великой Отечественной войны.

(обучающимся было дано задание подобрать материалы о ветеранах ВОВ)

- Многие жители нашей деревни принимали участие в Отечественной войне, защищали нашу Родину от фашистов. О них нам расскажут ученики 8-9 классов.

(Слайд 8) «Михайлов Михаил Васильевич, уроженец д. Днесино, участник Великой Отечественной войны. Ушел воевать в октябре 1944 г. Воевал в 50-й гвардейской дивизии 150-го гвардейского полка. Участвовал в боевых действиях на территории Пермской области, в Белоруссии, на Кёнигсбергском направлении. При взятии Кёнигсберга был ранен. Демобилизован в 1945 году. Умер в 1915 г.

Награжден орденом Отечественной войны Ι степени, медалью «За победу над Германией». Михаил Васильевич был частым гостем в нашей Балахоновской школе».

(слайд 9) «Петров Павел Иванович, уроженец д. Глуменка, в октябре 1943 года, после Освобождения Шумячского района от немецких оккупантов, был призван в действующую армию. Попал Павел Иванович в 49 стрелковую дивизию. После трех месяцев учебы, Петрова П.И. назначили командиром пулеметного отделения.

25 декабря 1943 года по направлению к Чаусам, шли ожесточенные бои с немцами, в которых участвовало и отделение рядового Петрова. Под белорусской деревней Зеленый Прудок, Павла Ивановича тяжело ранило в лицо и кисть правой руки. С этого дня началась долгая жизнь по госпиталям: сначала полевой госпиталь, затем госпиталь в Смоленске, и наконец Москва. Там ему сделали операцию на правом глазу, глаз спасти не удалось. На правой руке отняли два пальца.

После выздоровления Петров П.И. служил в Монголии, недалеко от Улан- Удэ. Шел 1944 год. Наша страна готовилась к войне с Японией. Нужна была железная дорога. Павел Иванович принимал участие в ее строительстве.

После войны Петрова П.И. не демобилизовали, а направили в 33 отдельный мостовой железнодорожный батальон, который восстанавливал народное хозяйство в Молдавии, в Калининградской области. И только в марте 1948 года, после пяти лет разлуки с близкими, вернулся домой.

За храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками, Петров П.И. был награжден орденом Отечественной войны Ι степени в 1985 году, медалью за участие в боевых действиях против японских империалистов в 1946 году, медалью «За победу над Германией» в 1947 году, медалью Жукова в 1996 году».

Молодое поколение старается чтить традиции предков. Обучающиеся Балахоновской школы ухаживают за памятником павшим героям (слайд 10).

Памятник поставлен Сельским производственным кооперативом «Дружба», при поддержке администрации Снегиревского сельского поселения в 1995 году, к 50-й годовщине Великой победы над фашисткой Германией. Обелиск является данью памяти погибшим воинам- односельчанам в годы ВОВ.

Обелиск состоит из мраморной плиты и кирпичной основы. На мраморной плите двойная надпись: с одной стороны- Павшим воинам деревень Балахоновка, Глуменка, Днесино, Малеевка от благодарных односельчан; с другой стороны- Никто не забыт, ничто не забыто 1945- 1995.

Над памятником шефствует Снегиревское сельское поселение, СПК «Дружба» и МБОУ «Балахоновская ОШ».

Обелиск охраняется государством.


  1. Достопримечательности д. Балахоновка.

В деревне Балахоновка есть свои достопримечательности, которыми гордится каждый местный житель.

    1. Школа.

Первое упоминание о школе приходится на 1901 год. В это время в д.Балахоновка была открыта церковно-приходская школа. Здание школы было деревянным и находилось при въезде в деревню со стороны п. Шумячи. Сейчас на этом месте расположена автобусная остановка. Обучение в школе вел священник. К сожалению неизвестно его имя. Преподавались следующие дисциплины: « Закон Божий», «Грамота», «Арифметика». Все дети верили в бога, воспитывались в послушании и любви к близким. Им прививалась скромность и добропорядочность. Хотя нерадивых учеников наказывали. Либо били розгами, либо ставили в угол на колени, посыпав гороху. Церковно- приходская школа просуществовала вплоть до Великой Октябрьской революции.

В 30-х годах в д. Балахоновка было построено деревянное школьное здание. Школа была начальная - 4 класса. Сейчас на этом месте расположены совхозные амбары для зерна (слайд 11).

В 1943 году, когда немцы отступали, они жгли дома, амбары, сожгли и школу. Новое здание для Балахоновской школы было построено только в 1955 году. Первой учительницей была Анисимова Нина Алексеевна, жительница д.Малеевка. В этой деревне тоже была начальная школа и Нина Алексеевна сначала учительствовала там. К сожалению более подробных сведений о ее жизни нам не удалось найти.

Хотелось бы рассказать о двух учителях Балахоновской начальной школы: Петровой Елене Захаровне и Петровой Евгении Федоровне (слайд 12).

(рассказывают обучающиеся 7 класса)

ПЕТРОВА ЕЛЕНА ЗАХАРОВНА

Родилась в 1923 году в д. Погорелово Шумячского района Смоленской области. В 1938 году поступила в Рославльское педагогическое училище на школьное отделение. Закончила его перед самой войной. По направлению должна была работать в Рославльском детском доме воспитателем. К работе приступить надо было 1 июля 1941 года.

Но война разрушила все планы. Детский дом эвакуировали. Елена Захаровна приехала к родителям. Работала в совхозе учетчицей. Прожила там всю войну.

В 1950 году вышла замуж и переехала к мужу в д. Глуменка. Стала работать учительницей начальных классов в этой же деревне. В 1957 году перешла работать в Балахоновскую школу. Работала до 1978 года, до выхода на пенсию.

ПЕТРОВА ЕВГЕНИЯ ФЕДОРОВНА

Родилась в 1930 году в д. Грачево Монастырщенского района Смоленской области. В 1946 году поступила в Соболевское педагогическое училище Смоленской области по специальности «Педагогика». Закончила педучилище и по распределению в 1950 году была назначена учителем начальных классов в д. Малеевка. Там же вышла замуж. В 1954 году была переведена на работу в Днесинскую начальную школу. Работала там до 1980 года. В 1980 году перешла на работу в Балахоновскую школу. В 1989 году Балахоновская начальная школа была реорганизована в Балахоновскую неполную среднюю школу. Евгения Федоровна проработала в ней до 1999 года. Ее трудовой стаж составлял 49 лет. Евгения Федоровна была награждена медалью « За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ». Много раз была награждена грамотами Отдела по образованию.

- В 1989 году было построено новое кирпичное здание для Балахоновской школы. (слайд 13).

Начальная школа была реорганизована в Балахоновскую неполную среднюю школу. Директором школы стала и им же является до сих пор Стефаненко Лариса Васильевна, педагог с 50- летним стажем.

Лариса Васильевна не только чуткий педагог, но и творческая личность. Она пишет стихи, которые трогают до глубины души. Ее произведения не раз печатались. Лариса Васильевна награждена значком «Отличник просвещения».

    1. Дом культуры.

(слайд 14) Дом Культуры - самое « высотное» здание в окрестностях: в два этажа. Оно было построено в 1974 году. Капитальный ремонт был произведен в 1990 г. До сих пор СДК радует жителей концертами художественной самодеятельности. Концерты ставят не только жители д. Балахоновка, но и творческие коллективы деревень Шумячского района.

  1. Настоящее деревни Балахоновка.

(слайд 15)На сегодняшний день в нашей деревне осталось 50 домов, 80 жителей. В основном это люди от 48 до 85 лет. Это связано как с естественной убылью населения, так и с миграционным оттоком. Основными причинами миграции являются ограниченное предложение рабочих мест на рынке труда. Это приводит к тому, что выпускники после окончания выезжают в областной центр для обучения, получают там работу и остаются. Лишь малая часть возвращается обратно на Родину. И все же деревня живет.

- Ребята, вот и закончилась наша заочная экскурсия по родному краю.

- Что вам понравилось? Какие факты запомнили? (дети отвечают)

- Спасибо за внимание! До новых встреч!




ИСТОЧНИКИ

  1. Воспоминания жителей д.Балахоновка;

  2. Архив семей Петровой Е.З. и Петровой Е.Ф.;

  3. Перекресток: Шумячский альманах/Сост. П.А.Крупенёв, Н.А.Максимчук и др.-Шумячи: Издательство Шумячского общественного фонда развития и поддержки краеведческих исследований «Порубежье», 2004.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!