СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Визуальный и инструментальный контроль качества. Защитная и декоративная отделка деталей. 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока № 37-38 по технологии. Практическая работа  № 17 «Отделка изделий».

Просмотр содержимого документа
«Визуальный и инструментальный контроль качества. Защитная и декоративная отделка деталей. 6 кл»

Конспект урока № 37-38

ТЕМА: Визуальный и инструментальный контроль качества. Защитная и декоративная отделка деталей.

Задачи: 1.Ознакомить учеников с видами отделки металла. 2.Научить приемам отделки металлических изделий. 3.Развивать умение обрабатывать металл. 4.Воспитывать дисциплинированность, экономность при использовании материалов.

Тип урока: комбинированный, практическая работа № 17 «Отделка изделий».

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, таблица «Отделка металлических поверхностей».

Оформление доски: тема урока, новые слова (антикоррозионное покрытие, воронение, лужение, металлизация).

Дата проведения: 3 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.УСТНЫЙ ОТВЕТ ПО КАРТОЧКЕ.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

-- Как выполнять соединения деталей изделий на заклепках?

2.Для этого вспомни:

  • Инструменты и приспособления для выполнения заклепочного соединения.

  • Порядок выполнения соединения деталей заклепками.

  • Правила безопасной работы.

3.Сделай вывод.


2.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

  1. Где применяются заклепочные соединения?

  2. Как подсчитать необходимую длину заклепки?

  3. Какие инструменты и приспособления применяются при клепке?

  4. В какой последовательности выполняется клепка?

  5. Какие требования безопасности нужно соблюдать при клепке?




Отвечает один ученик







Отвечают на поставленные вопросы.


III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Изучив приемы обработки металлов, вы уже самостоятельно сможете изготовить несложное изделие. Но какое бы вы изделие ни сделали, как бы им ни гордились, со временем оно может потерять свой товарный (внешний) вид. Для того чтобы этого не случилось, применяются различные способы отделки металлических изделий. Именно они придают изделиям законченный вид, повышают их надежность и долговечность.

План:

  1. Виды антикоррозионных покрытий.

  2. Лакокрасочные покрытия.

  3. Шлифование и полирование.

  4. Оксидирование.

  5. Металлическое покрытие погружением (лужение, оцинкование).


Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.

Прочитайте § 23, стр. 99-100.

Отделка – это завершающая операция при изготовлении изделий. Для деталей из сортового проката она включает окончательную обработку поверхностей бархатными напильниками или мелкозернистой шлифовальной шкуркой и нанесение декоративных или антикоррозионных покрытий. Металлические изделия покрывают красками, эмалями, лаками, тонким слоем металлов и т.д.

Широко применяется покрытие поверхностей металлических изделий окисными пленками (оксидирование). Его можно успешно использовать в школьных мастерских. Для этого изделие нагревают в муфельной печи и охлаждают в специальном растворе. Поверхность таких изделий имеет черный или темно-синий цвет. Этот способ отделки называют воронением (чернением).

На предприятиях антикоррозионную отделку металлических изделий выполняют рабочие различных специальностей: покрытие оловом – лудильщики, электролитическое покрытие хромом, никелем и другими металлами – гальваники, покрытие любым распыленным металлом – металлизаторы. Рабочие должны хорошо знать свойства металлов и сплавов, устройство установок для отделки изделий.



2.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ОТДЕЛКЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ.

Все процессы классифицируют по трем основным видам: механическая отделка – шлифование и полирование; нанесение декоративно-защитных покрытий – чернение, эмалирование, окрашивание красками, лаками и эмалями; химическая или электромеханическая обработка – анодирование, химическое окрашивание – оксидирование.

Лакокрасочное покрытие:

  • Подготовка к отделке. Металлическое изделие должно быть очищено от масла, ржавчины, окалины и т.д. Прежде всего, надо удалить ржавчину. Толстые и рыхлые слои можно удалять с помощью металлической щетки, грубой наждачной бумаги, стальной мочалки. Тонкие слои ржавчины удобнее устранять химическими средствами, в состав которых входят кислоты, способные растворять ржавчину, например такими, как «Преобразователь ржавчины», «Антикор» и др. Выпускают такие средства в виде порошков, жидкостей и паст, часто содержащих абразивы и моющие добавки, которые очищают поверхность металла не только от ржавчины, но и от иных загрязнений.

  • Обезжиривание, т.е. удаление жиров и масел, которые обычно смывают мылом, содой или раствором едкого натра, а также смесью жженой извести с содой. Чтобы не касаться обрабатываемых поверхностей руками, изделие рекомендуется подвязать к проволоке из того металла и опустить на ней в обезжиривающий раствор. Если жир с поверхности удален полностью, то вода будет смачивать всю поверхность равномерно.

  • Окрашивание металлических изделий. Стальные изделия можно покрывать любыми красками, лаками и эмалями. Поскольку сталь на воздухе окисляется, очищенную поверхность необходимо как можно быстрее грунтовать, так как грунт хорошо сцепляется с поверхностью металла, обеспечивая тем самым и прочность всего покрытия (грунта и краски). Грунт накладывают на поверхность изделия слоем толщиной не более 0,2 мм, дают ему высохнуть, после чего шлифуют шкуркой до получения ровной поверхности. Окрашивание производят мягкими кистями в два слоя. Можно и удобно окрашивать с помощью краскораспылителя. На изделия из цветных металлов (алюминия, цинка, меди) также нередко наносят защитные красочные покрытия. Алюминий перед окрашиванием очищают бензином или нитрорастворителями. В качестве грунтов для этого металла употребляют: фосфатирующие грунты ВЛ-02 и ВЛ-88; глифталевые ГФ-030, ГФ-031; акриловые АГ-10С; эпоксидные Э-4021 и ЭП-09Т. Грунтованную поверхность красят в два слоя красками на основе эпоксидных или синтетических смол.

Шлифование и полирование:

Это чистовая обработка поверхностей изделий абразивными материалами и инструментами. При шлифовании поверхность получается ровной и гладкой, при полировании – зеркальной. Ясно, что четкой границы между этими двумя операциями нет.

В домашних условиях они применяются чаще всего для удаления ржавчины и получения ровной поверхности, на которую затем наносится защитное покрытие: краска, эмаль, лак.

При полировании используют только свободные абразивы, носителями которых служат эластичные круги, щетки и полировники. Наиболее распространены волосяные, нитяные, суконные, фетровые щетки. На поверхность круга наносят полировочные пасты, круг приводится во вращение и касается обрабатываемого изделия. Из полировочных материалов особенно популярны пасты на основе оксида хрома (паста ГОИ) и оксида железа (крокусная паста). Для тонкого полирования металлов применяют порошок «Блеск», разведенный машинным маслом.

Оксидирование:

Погружение деталей в раствор едкого натра (550 г/л), азотнокислого натрия (200 г/л) и поваренной соли (200 г/л), который нагревают до 135-150°С. после процедуры детали моют, протирают насухо и смазывают. Под действием различных химических реактивов на поверхности металла происходит реакция с образованием новых химических соединений, которые прочно сцепляются с основным металлом и придают ему тот или иной цвет. На поверхности образуется токая пленка.

Лужение и оцинкование:

Назначение этого способа обработки изделий состоит в предохранении их поверхностей от окисления путем покрытия изделий слоем олова или цинка, на которые почти не действуют влага, кислоты, щелочи. Изделие очищают от грязи и оксидов и погружают в расплав олова или цинка, а достав его, удаляют лишний металл и распределяют защитный слой по горячему изделию тряпкой или щеткой, смоченными горячим маслом. Иначе покрывают оловом медные изделия: их нагревают на углях, посыпают нашатырем, наливают на поверхность немного расплавленного олова и с помощью пакли распределяют его по всей поверхности изделия.


Записывают определение в тетрадь



Работают с текстом учебника.














Слушают учителя

V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 17

«Отделка изделий».

1.Вводный инструктаж.

  • Выбор способа отделки изделия.

  • Подготовка рабочего места.

  • Отделка металлического изделия.


2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.


3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.







Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Что такое отделка изделий?

  2. Какие покрытия вы знаете?


Отвечают на вопросы.

VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины и пути преодоления. Объявляет ученикам оценки. Называет лучших учеников.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 23 стр. 99-100.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

--Как выполняют отделку изделий из металла?


Записывают в дневник и тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!