СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР по теме "ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С БУМАГОЙ"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВКР по теме "ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С БУМАГОЙ"»

30



М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский педагогический колледж» (ОГБПОУ «РПК»)



Результаты защиты ВКР

Оценка_________________________

Протокол №________

«___» ____________________ 2023г.




выпускная Квалификационная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С БУМАГОЙ



Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах









Работу выполнила:

Казакова Анна Игоревна

«___» ___________ 2023г.


Руководитель ВКР:

Гальцева Галина Геннадьевна

«___» ___________ 2023г.






Рязань, 2023

О ГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования технологических умений младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой 14

1.1 Сущность понятия «технологические умения» 14

1.2 Формирование технологических умений в начальной школе 18

1.3 Работа с бумагой на уроках технологии в начальной школе 24

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ 32

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С БУМАГОЙ 33

2.1. Выявление уровня сформированности технологических умений у младших школьников (констатирующий этап исследования) 33

2.2. Система работы по формированию технологических умений на уроках технологии в начальной школе при работе с бумагой 40

2.3. Результаты проведения контрольного этапа исследования 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 55



ВВЕДЕНИЕ

Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных, а ее основной целью является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и технологических знаний. В рамках ее освоения происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.

Так, становление элементарных начальных знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих технологических умений являются одними из основных задач предметной области «Технология».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет формирование необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся начальной школы на уроках технологии.

Одним из условий реализации требований стандарта является информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов, то есть обеспеченность учебно-методическими материалами, в том числе учебными пособиями и учебниками, что не соответствует действительности. Как показывает практика начальной школы, овладение программным материалом осуществляется с использованием учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям стандарта предшествующего (второго поколения). Проведенный сравнительный анализ результатов, формируемых у обучающихся 2 класса по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего 3 поколения и содержания учебника «Технология» показал недостаточность наличия учебного материала, в том числе при изучении раздела «Работа с бумагой». Овладение технологическими умениями предполагает бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов, выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия; способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий), правила экономной и аккуратной разметки, рациональную разметку и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги, приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Содержание же учебника предполагает работу по образцу, разметку по шаблону.

Как видим, основная нагрузка по решению вопроса формирования технологических умений младших школьников осуществляется на уроках технологии, содержание которых можно использовать для осуществления межпредметных связей учебных предметов начальной школы, обеспечивающие речевое, художественное и техническое творчество обучающихся с учетом взаимосвязи всех компонентов деятельности, как: наблюдение, построение замысла; создание образно-знаковых моделей проектируемого объекта (схем, чертежей, рисунков, эскизов, измерения) отображения и создания гармонии цветов и оттенков.

Одним из разделов, позволяющих решать задачи по овладению технологическими умениями, является раздел «Работа с бумагой», так как бумага – самый распространенный и доступный в обработке материал.

В процессе работы с ней, обучающиеся получают представление о производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и ее обработкой, закладываются основы графической грамотности. Обучающиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку. В основу программ по обработке бумаги положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям.

Из всего вышесказанного возникает противоречие: между необходимостью овладения в полной мере технологическими знаниями, умениями и навыками обучающихся, и отсутствием специально разработанного учебно-методического сопровождения.

Выявленное противоречие позволяет изучить данную тему.

Цель исследования: выявить динамику в формировании технологических умений при работе с бумагой на уроках технологии в начальной школе.

Объект исследования: способы работы с бумагой.

Предмет исследования: технологические умения при работе с бумагой на уроках технологии в начальной школе.

Гипотеза исследования: формирование технологических умений у обучающихся в процессе работы с бумагой на уроках технологии начальной школы способствует: выполнению действия анализа, синтеза и сравнения, воспроизведению порядка действий при решении учебной/практической задачи; пониманию и знаково-символической информации, выполнению работы в соответствии инструкцией, соблюдению этапов выполнения изделия, определению правил работы с инструментами, ориентировке в терминах, используемых в технологии.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературные источники по теме исследования;

  2. Раскрыть содержание исследуемых понятий: «технологические умения», «способы работы с бумагой», «знаково-символическая информация»; «этапы выполнения изделия», «развертка», «разметка деталей», «правила работы с инструментами»;

  3. Рассмотреть формирование технологических умений при работе с бумагой в начальной школе;

  4. Выявить уровень сформированности технологических умений;

  5. Разработать и апробировать комплекс конспектов по формированию технологических умений при работе с бумагой;

  6. Обобщить результаты исследования, составить сравнительную характеристику, сделать выводы по теме;

  7. Разработать методические рекомендации при изучении раздела «Работа с бумагой».

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение

  • Эмпирические: наблюдение, тестирование, метод диагностирующих контрольных работ.

Исследование носит опытно-практический характер.


КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ

Критерии

Показатели

Измерители


Умение анализировать образец изделия

  • Анализируют простые изделия по образцу, рисунку, выделяют основные и второстепенные составляющие конструкции

  • Выделяет ориентиры

  • Выполняет действия

  • Моделирует этапы анализа образца

  • Действует по построенной модели

  • Контролирует и оценивает свои действия

Конспект урока №2

Умение составлять план работы

  • Имеет представление о выполнении действия

  • Составляет план и использует его на практике

  • Делит технологический процесс на этапы;

  • Выполняет этапы технологического процесса

  •  Контролирует и оценивает свои действия.

Конспект урока №1

Умение выбора средств обучения

 В объяснениях использует наглядные модели

 В объяснениях использует предметные инструкционные карты

 В объяснениях использует схематические инструкционные карты

 В объяснениях использует сборочную план-схему Владение технологической терминологией

 Знает необходимые инструменты и материалы

 Выполняет действия

 Знает технологические операции

 Кодирует информацию

 Строит ленту терминов

 Контролирует и оценивает свои действия

Конспекты урока №1, №2, №3

Умение работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема)

  • Имеет точное представление о выполнении операции

  • Выполняют разметку деталей с помощью линейки:

- размечают с верхнего левого угла;

- используют для разметки карандаш;

- начинают отсчет результатов от нуля;

- прижимают плотно к материалу

  • Строит модель предстоящих действий

  • Использует модель в практической деятельности

  •  Контролирует и оценивает свои действия

Конспекты урока №2, №3

Знать:

Определение понятия «Конструирование»

  • Дают определение понятию «Конструирование» - создание продукта труда из небольших деталей с элементом новизны

Практическая работа

Виды конструирования

  • Знают виды конструирования: называют и различают техническое и художественное конструирование

Практическая работа

Этапы изготовления изделия из бумаги

  • Знают этапы изготовления изделия из бумаги:

  1. Определить замысел;

  2. Разметить шаблоны деталей на бумаге

  3. Разметить детали, вырезать.

  4. Расположить детали последовательно.

  5. Соединить детали.

  6. Украсить дополнительными элементами.

Конспект №2


Правила разметки деталей изделия сгибанием

  • Знают правила разметки деталей изделия сгибанием

Тест 1,2


Правила работы с клеем и ножницами и умение их применять

  • Называют следующие правила:

Правила работы с ножницами:

  1. Брать только с разрешения учителя;

  2. При вырезании поворачивать материал, а не ножницы;

  3. Вырезать по правой стороне разметки;

  4. Не держать ножницы лезвием вверх;

  5. Передавать закрытые ножницы кольцами вперед;

  6. Хранить ножницы в футляре

Правила работы с клеем:

  1. На рабочий стол стелется клеенка;

  2. Наносится клей, равномерно на всю поверхность, на деталь, которую приклеиваем, с изнаночной стороны детали;

  3. При наклеивании деталей, после нанесения клея, дать небольшую выдержку;

  4. Высушивать изделие под прессом (если возможно).

Конспекты №1, №2, №3

Развивать:

Анализ

  • Оценивают свою работу по критериям, а готовую работу умеют раскладывать на части

Конспекты уроков № 1, №2, №3

Синтез

  • Соединяют детали в изделии в одно целое

Наблюдение


Творчество

  • Вносят дополнительные элементы в готовые изделия и придумывают свое изделие

Наблюдение

Технологическая грамотность при работе с бумагой

  • Выполняют поэтапно продукты труда, анализируют их, соблюдают правила работы инструментами, технологические правила

Готовый продукт труда

Воспитывать:

Аккуратность

  • Аккуратно изготавливают продукт труда

Наблюдение

Ценностное отношение к продукту труда

  • Принимают активное участие в изготовлении продукта труда. Анализируют и оценивают свой продукта труда и своих товарищей в соответствии с критериями

Наблюдение

Ценностное отношение к предмету «Технология», к художественному конструированию

  • Понимают важность и необходимость изучения художественного конструирования и умения принимают полученные знания вне урока технологии

Готовый продукт труда


Структура исследовательской работы:

• оглавление,

• введение,

• теоретическая глава: включает раскрытие понятия «технологические умения», формирование технологических умений в начальной школе, в том числе при работе с бумагой на уроках технологии;

• практическая глава: включает проведение диагностики уровня сформированности знаний и умений при работе с бумагой, овладения технологическими умениями на уроках технологии, описание результатов констатирующего этапа исследования, разработку комплекса конспектов по технологии по теме «Работа с бумагой», а также, результатов его внедрения и выявление динамики уровня сформированности технологических умений,

• заключение,

• библиографический список,

• приложение.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования технологических умений младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой

1.1 Сущность понятия «технологические умения»

Для определения понятия «технологические умения», рассмотрим понятие «умения». В научной литературе можно найти различные толкования понятия «умение». К примеру, С. Киссельгоф рассматривает умение как «овладение определенной системой операций и действий, используемых человеком в необычных, новых для него условиях, целесообразную деятельность на основе полученных знаний». [6, 13]

Л. М. Фридман – как «сознательное использование имеющихся у человека знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях решения задачи». [13, 34]

В толковом словаре Д. Н. Ушакова дается несколько иное определение: «умение - способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке». [19]

С. Ю. Головин в словаре практического психолога определяет умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. [16]

Стоит отметить, что во всех определениях отмечена взаимосвязь трех компонентов – умений, знаний и навыков. Взаимосвязь знаний, умений и навыков является бесспорным и признается всеми учеными, однако суть этой связи понимается по-разному. Некоторые исследователи, например, Н. Д. Левитов [7, 383], считают умение незавершенным навыком, что можно представить в виде схемы: «знание - умение - навыки». Другие же, например, И. А. Зимняя [5, 384], настаивают на том, что первичными являются навыки, а умение - вторично, что отражено в схеме: «знание - навыки - умение».

Платонов К. К. определяет умение как «...способность человека выполнять какую-либо деятельность или действие на основе ранее полученного опыта». Автор подчеркивает, что «психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения». [10, 174]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что единого определения к слову «умения» нет. В нашем исследовании мы будем рассматривать умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Теперь определим, что такое технологические умения.

Стоит сказать, что точного определения технологических умений также не существует. Поэтому при изучении литературы по теме исследования мы рассматривали несколько определений разных авторов.

В. Д. Симоненко [11, 78] утверждал, что технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно - технического прогресса и производства.

Технологические умения – это способы преобразовательной деятельности, которые освоил человек на основе полученных знаний, они формируются и развиваются в ходе выполнения различных упражнений, операций и проектов.

По мнению А. А. Боброва, что без знания не может сформироваться умение, одновременно навыки могут сформироваться и на основе механизма наследования. Умения формируются не только в процессе овладения знаниями, но и навыками использования опыта. Только те знания могут стать основой умения, которые отмечаются гибкостью, широтой. В этом и заключается значение специальных знаний в любой профессиональной подготовке: они должны стать основой для формирования умений. По мнению автора, в профессиональной подготовке важнее умения, сформированные на основе знаний, потому что сами по себе знания мало что дают, а умение является источником получения новых знаний. [4, 80]

Подводя итог вышесказанному, мы можем определить технологические умения как освоенные человеком способы преобразования деятельности, которые формируются в ходе выполнения различных упражнений.

Формировать технологические умения у младших школьников возможно на уроках технологии.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даѐт ребѐнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). В соответствии с данным УМК одной из задач изучения технологии в начальной школе является формирование технико-технологических умений.

К технико-технологическим умениям авторы относят умение работы с технологической документацией, умение соблюдать технологию изготовления изделия, освоение способами и приемами работы с различными материалами и инструментами, первоначальные умения поиска информации. [9, 157]

При работе с бумагой, выделяют следующие технологические умения:

  1. Умение анализировать образец изделия;

  2. Умение составлять последовательный план работы;

  3. Умение организовывать рабочее место;

  4. Умение выбора средств обучения (модели, инструкционные карты, план-схему и т.д.);

  5. Владение технологической терминологией;

  6. Умение выполнять разметку по чертежу, шаблону, технологической карте.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что технологические умения – это освоенные обучающимся способы преобразования действительности, которые формируются в ходе получения знаний и навыков обучающимися, а также в процессе технологической деятельности.






















1.2 Формирование технологических умений в начальной школе

Процесс формирования технологических умений в младшем школьном возрасте, по мнению С.Б. Шухардиной, представляет собой часть технологической деятельности, направленной на преобразование предметов труда (материалы, заготовки, информация) в объекты (продукты) труда, включающий ориентировочный (организационный), исполнительный и контрольный компоненты. Также, по мнению автора, процесс формирования технологических умения младших школьников должен основываться на преемственности дошкольного и начального обучения. Реализация воспитательных возможностей уроков технологического обучения в формировании технологических умений всегда была в поле зрения ученых и практиков. Вместе с тем, быстрые изменения приоритетов в сфере образования, в том числе, и в начальном звене, требуют постоянного внимания к ее организации с коррекционной целью ответа на новые задачи.

К этапам формирования технологических умений по мнению М.Н. Трофимовой [67] можно отнести: 1. представление о действии, первичный опыт и мотивация; 2. приобретение знаний о способе выполнения действий; 3. тренировка в применение имеющихся знаний, самоконтроль действий; 4. контроль умения выполнять определенное технологическое действие.

Технологическая подготовка младших школьников является фундаментом для формирования у них сознательного отношения к практическому применению знаний, умений и навыков, чему способствует организация и проведение уроков технологического обучения в начальной школе.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [2] закреплена данная цель и в учебной программе определен объем и содержание учебного материала по технологическому обучению в начальных классах, обозначены необходимые знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. Содержание программы строится таким образом, что с каждым годом обучения обучающихся объем знаний, умений и навыков по каждому отдельному виду труда усложняется, но обеспечивается преемственность, при этом между отдельными видами труда - обеспечивается взаимосвязь.

Целесообразным представляется короткое рассмотрение на примере работы с отдельным видом материала, что предлагает М.Н. Трофимова. Уже в первом классе осуществляется практическое ознакомление со свойствами материалов и их происхождением, с назначением инструментов и материалов для работы с материалами, овладение приемами выполнения простых технологических операций, выполнение работ по изготовлению изделий.

В следующем классе дети знакомятся с технологиями изготовления изделий прямоугольной формы; разметкой изделий по чертежам, с использованием шаблонов и с помощью линейки: планируют последовательность изготовления изделий, выполняют расчеты, определяют размеры, вычисляют количество необходимого материала, целесообразно размещают с экономией материала, украшают изделия.

В последнем классе начальной школы объем технологических знаний, умений и навыков в соответствии расширяется, обучающиеся знакомятся с правилами построения чертежей сложной формы; изготовление разверток, деталей изделия; приобретают навыки ухода за инструментами и подготовкой их к работе; выполняют технологические операции, художественно оформляют изделий.

Таким образом, обеспечена преемственность работы со всеми материалами: бумагой и картоном, тканью, пластилином, фольгой и проволокой, фанерой и природными материалами. Программой образовательной области «Технология» определяется взаимосвязь между отдельными видами труда, суть которого заключается в том, что при изготовлении изделий из различных материалов повторяются инструменты, приемы работы с ними, способы обработки материалов, выполнение операции, последовательность технологического процесса. Такая взаимосвязь между отдельными видами труда способствует расширению общего и политехнического кругозора обучающихся, обеспечивает их трудовую подготовку, способствует формированию технологических умений.

Основными задачами изучения этого предмета, должны стать:

  • формирование элементарных технологических, конструкторских знаний, технологических и технических умений и навыков;

  • расширение политехнического кругозора обучающихся, ознакомление с основами современного производства;

  • первоначальное ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование интересов к новым видам труда;

  • подготовка обучающихся к выполнению посильных видов труда дома, в семье.

Из этих задач становится очевидным, что уроки технологического обучения, по сравнению с уроками других учебных предметов имеют свои особенности, которые можно обозначить так: практическая работа обучающихся занимает центральное место на уроке, изделия, изготовленные ими, могут найти практическое применение как в школе, так и семье, что, естественно, повышает активность детей, но работа школьников с разными инструментами требует тщательного соблюдения правил безопасного труда.

Для развития навыков и умений в технологической деятельности младших школьников необходимо систематически, целенаправленно проводить работу, направленную на приобретение и развитие умений выполнения основных технологических операций: разметку деталей, таких как разметку деталей с помощью линейки, сгибание, вырезание, отрезание, складывание, соединение деталей, в том числе с помощью клея и т.д., сборку деталей и формообразование деталей.

Разметка — нанесение на поверхность заготовки линий (рисок) или точек, определяющих контуры детали, центры отверстий или места, подлежащие обработке.

При разметке применяются чертёжные и измерительные инструменты, такие, как карандаши, линейки, угольники, а также шаблоны. Цель операции — обозначить места, в которых следует обрабатывать деталь, и границы этих действий: точки сверления, линии загиба, линии сварных швов, обозначение маркировки и т.п.

Виды разметок:

  1. Разметка складыванием (симметричное деление). Следы разметки могут понадобиться при необходимости разделить заготовку без линейки на равные части. Используют фальцовку.

  2. Разметка сгибанием. Используется для получения квадратной заготовки из прямоугольника используется - карандаш и линейка.

  3. Разметка сгибанием. Используется для получения квадратной заготовки из прямоугольника используется - карандаш и линейка.

  4. Разметка по шаблону и трафарету. Используется карандаш, шаблон и трафарет. При разметке по шаблону его обводят твердым простым карандашом по внешнему контуру, по трафарету — по внутреннему контуру. И в том, и в другом случае карандаш держат строго вертикально.

  5. Разметка по выкройке. Для разметки деталей на ткани выкройку делают из тонкой плотной бумаги, чтобы ее можно было приколоть булавками. Теперь, когда выкройку держать не надо, правой рукой обводят контур мелом, а левой придерживают ткань, слегка оттягивая ее в противоположном направлении.

  6. Разметка через копировальную бумагу. Используются для перенесения контуров рисунка для вышивания на ткань. Используется твердый карандаш или шариковая ручка, копировальная бумага или кусок кальки с рисунком.

  7. Разметка контрольно-измерительными и разметочными инструментами. Используется – карандаш и линейка. Обязательно нужно рассказать правила отметки на бумаге. Знакомим с линейкой игровым моментом.

  8. Разметка циркулем. Используется - циркуль и линейка. Одна из трудностей разметки циркулем состоит в определении места будущего центра. Ребенок, как правило, старается вколоть иголку посередине листа. Поэтому сразу научим его хорошо известному приему разметки круга в самом уголке прямоугольной заготовки.

Сборка — образование соединений составных частей изделия.

Технологический процесс сборки заключается в последовательном соединении и фиксации всех деталей, составляющих ту или иную сборочную единицу в целях получения изделия. Кроме этого, в процессе сборки осуществляется контроль требуемой точности взаимного положения деталей.

Формообразование деталей - процесс создания формы по определенным законам, правилам, нормам с использованием различных технологических способов.

Для формообразования какого-либо объекта используют различные операции: приращение (добавление, сложение), удаление (вычитание), чередование, симметрирование и др. Рассмотрим особенности каждой операции формообразования.

Операция приращения (добавления, сложения) заключается в соединении исходных элементов формы в целое. Эта операция является одной из часто применяемых при образовании форм различных деталей.

Операция удаления (вычитания) состоит в изменении формы посредством удаления из нее каких-либо объемов.

Операция чередования состоит в определенном равномерном повторении двух или нескольких элементов, что позволяет создать новую форму предмета. Конструкция многих деталей основана на повторении одинаковых по форме элементов.

Операция симметрирования заключается в получении симметричной формы относительно одной или нескольких плоскостей симметрии.

Одним из показателей уровня сформированности технологических умений на уроках технологии является то, насколько обучающийся способен самостоятельно поэтапно, технологически правильно создать продукт труда, в том числе следуя технологической (инструкционной) карте.

Формирование технологических знаний и умений младших школьников происходит в процессе работы с технологической картой. Технологическая карта помогает детям выстраивать технологический процесс и успешно осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках технологии всегда реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Включать в процесс собственную разработку таких карт, начиная с самых простейших.

Таким образом, обучающиеся получат общее представление об изделии и деталях изделия, о конструировании изделий. Будут знать понятие о конструкции изделия, различные виды конструкций, способы соединения деталей и их сборки;

А также, при приобретении данных умений, будут уметь выделять детали конструкции, называть их форму, соединять и изготавливать конструкцию по плану или заданным условиям, используя различные виды разметок и правильный технологический процесс сборки.





1.3 Работа с бумагой на уроках технологии в начальной школе

При проведении урока технологии в младших классах, чаще всего применяется бумага. В большой советской энциклопедии определено: «Бумага - это материал из растительных волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединённых в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления». [14]

Работать с бумагой обучающиеся начинают с 1 класса. В рабочей программе по учебному предмету «Технология» УМК «Школа России» указано, что в 1 классе обучающиеся знакомятся с бумагой при изучении раздела «Бумажная мастерская» – они знакомятся с видами бумаги, их использованием, профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах. Исследуют свойства нескольких видов бумаги.

Также обучающиеся изучают оригами – искусство складывания бумаги, некоторые виды аппликаций, учатся работать по инструкционным картам, изучают инструменты, которыми можно работать с бумагой, знакомятся с техникой безопасности. знакомятся с понятиями «чертеж», «линия чертежа» при выполнении работ в технике оригами.

Узнают названия и назначения некоторых линий разметки, умеют их распознавать. Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1-4 классах производится с помощью карандаша, линейки, угольника, чертежного циркуля.

Во время проведения опытного исследования и наблюдения, обучающиеся узнают состав бумаги. Они определяют, что бумага состоит из волокон древесины, соломы, камыша. И при первом знакомстве со свойствами бумаги они учатся определять направление волокон на листке, а также знакомятся с качествами бумаги.

Во втором классе знания обучающихся по данной теме расширяются. Обучающиеся знакомятся с более сложными инструкционными картами, планами-схемами, изучают новые способы работы с бумагой, разметкой.

В третьих-четвертых классах, младшие школьники узнают о свойствах бумаги: масса, толщина, гладкость, пористость, прочность, растяжимость, мягкость, намокаемость. Как правило, данные свойства изучаются при проведении различных наблюдений, сравнений и исследований. [8, 157]

Рассмотрим основные виды бумаги, которые используются на уроках технологии в начальной школе.

Дизайнерская бумага - бумага разной плотности, толщины, цвета и фактуры, предназначена для воплощения различных художественных замыслов. Существует огромное количество вариантов дизайнерской бумаги, их задача - сделать процесс творчества максимально разнообразным и выразительным. В этот вид отнесли и бумагу для рисования, черчения, цветную бумагу, бумагу для набросков.

Картон - плотный древесноволокнистый материал, изготавливаемый подобно бумаге из древесной массы, целлюлозы, макулатуры и пр. В оформительских работах картон применяется для изготовления макетов, трафаретов и полноценных декоративных элементов, и изделий.

Обойная бумага - применяется для изготовления обоев разных сортов - непосредственно печатаемых на обойно-печатных машинах, для обоев, рисунки которых печатаются после грунтовки, для обоев с тиснением. Нам в оформлении интерьеров может пригодится. Разделяют бумагу на книжно-журнальную, газетную, санитарно- гигиеническую, синтетическую, обложечную, самокопирующую, документную и упаковочную.

Фальцованная - особым образом перфорированная бумага, предназначенная для использования в некоторых типах печатных устройств, в частности, матричных и барабанных принтерах.

Мелованная бумага - высококачественная бумага, используемая для производства глянцевых журналов, презентационных каталогов, буклетов и других материалов, для которых важна яркость красок и приятный внешний вид.

Копировальная бумага, копирка - тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой. [17]

  1. Сгибание и разгибание - Данная операция предполагает соединение краев бумаги под углом друг к другу.

Несмотря на то, что сам процесс сгибания и складывания требует лишь незначительных навыков, само же изготовление продуктов труда этим способом представляет определенную трудность. Поэтому в работе нужна не только аккуратность, но и внимательность, точность выполнения отдельных операций. Сгибают и складывают бумагу в различных направлениях: к себе, от себя, влево, вправо. Чаще всего без помощи инструментов, иногда используя линейку или гладилку. [18]

  1. Разметка - это технологическая операция по нанесению на заготовку точек и линий, указывающих места и границы обработки.

Выделяют следующие виды разметки:

1 - Разметка на глаз. Этот вид разметки представляет собой изображение на материале контура детали простой геометрической формы по памяти.

2 - Разметка складыванием (симметричное деление). Следы разметки могут понадобиться при необходимости разделить заготовку без линейки на равные части (большой квадрат разделить на 4 маленьких).

3 - Разметка сгибанием. Используется для получения квадратной заготовки из прямоугольника.

4 - Разметка по шаблону и трафарету.

5 - Разметка по выкройке.

6 - Разметка на просвет. Используется при изготовлении многодетальных бумажных аппликаций, и особенно для мозаичных изображений, требуется размечать криволинейные контуры.

7 - Разметка контрольно-измерительными и разметочными инструментами.

  1. Складывание - в этом случае лист бумаги подвергается либо одному перегибу, либо нескольким.

  2. Рицовка - надрезается верхний слой волокна бумаги резаком, при этом используют линейку, чтобы получить четкую или ровную линию сгиба на бумаге или картоне.

  3. Биговка - продавливание бумаги по линиям сгиба.

  4. Фальцевание - с помощью гладилки заглаживаются линии сгибов.

  5. Гофрирование - для этого бумагу складывают в несколько слоев, причем следует следить, чтобы их ширина была одинаковой.

  6. Просекание - эта операция требует просечку с помощью, которой пробиваются отверстия разного диаметра.

  7. Скручивание - данная операция производится помощью ножниц, спиц и т.д. и заключается в том, что бумажные полоски накручивают на какой-нибудь предмет. Чаще всего используется при изучении темы «Квиллинг».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа с бумагой в начальной школе начинается с 1 класса и с каждым классом расширяют уже имеющиеся знания о работе с бумагой. Мы узнали, что существует множество способов работы с бумагой. Организуя их, мы можем формировать технологические умения.






1.4. Формирование технологических умений младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой

Формирование технологических умений школьника происходит именно на уроках технологии, путем развития технологического мышления, потому что только «Технология» объединяет в себе знания всех известных наук, так как в основе своей предмет Технология имеет практико-ориентированную направленность, т.е. на его уроках дети учатся создавать конкретный готовый продукт (изделия из различного материала). Но, чтобы создать такой продукт школьнику необходимо обладать некоторыми знаниями, определёнными умениями и самое главное, способностью применять эти знания в решении конкретно поставленных задач.

В работах Н.Н. Новикова [39] указано, что обучающемуся необходимо искать новые, нестандартные решения, проявлять творческое отношение к работе, способность к пространственному воображению, уметь связывать теорию с практикой. В основе таких умений, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитые технологические умения.

Как показывает опыт В.М. Заенчик [16], одним из методов развития технологических умений на уроках технологии является решение технических задач. Это задачи, связанные с чтением чертежа, анализом конструкции изделия, которые решаются при обучении обучающихся обработке конструкционных материалов. Дети учатся составлять технический план, выполнять рабочие операции. Содержание задач должно учитывать особенности конструкции и технологии изготовления изделий, рекомендуемых для каждого класса. Важно научить школьников придерживаться наиболее целесообразной последовательности, как правило, вначале определяют название детали и ее элементов, затем их форму и размеры.

Е.А. Лутцева [37] отмечает, что формированию технологических умений на уроках технологии способствуют опорные конспекты, так как в процессе изучения предмета «Технология» обучающиеся должны не только научиться изготавливать простые изделия, но и знать технологию его изготовления.

Пространственное воображение – это, прежде всего, умение представить плоское изображение как фигуру или деталь, а графическое или схематическое изображение как способ деятельности. Для технологических умений, как показывают исследования Е.Б. Петелина [45], характерна четкость и логичность рассуждений, точность символики, умение наблюдать, анализировать и объяснять наблюдения. Если у обучающихся слабо развито пространственное мышление, необходимо условие задачи или задания проиллюстрировать.

Для проведения урока «Технологии» обязательна подготовка практического материала и инструментов в соответствии с темой. Деятельность на уроке должна быть выстроена в соответствии с целями и задачами, в решение которых обязательно включено развитие учебно-творческих способностей младших школьников. Педагогические условия формирования технологических умений у младших школьников были обозначены следующие. Чтобы обучение предметной области «Технология», в части формирования технологических умений и навыков младших школьников стало результативным, необходимо создавать специальные условия для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Условия – это те правила, которые установлены для той или иной области жизнедеятельности субъекта. Сформулируем те педагогические условия, которые будут способствовать развитию технологических умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Учет психологических и педагогических закономерностей процесса усвоения знаний.

3. Реализация системно - деятельностного подхода к формированию технологических умений младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой

Рассмотрим данные условия более подробно.

Большинство представлений обучающихся начальной школы связано со зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором для учителя. Также их отличительной особенностью является ярко выраженная эмоциональность восприятия. Эмоция предшествует мышлению, в результате чего ребенку легче решать поставленные вопросы при изготовлении конструкции какого-либо изделия и учитель должен на это постоянно обращать внимание. Первые три педагогических условия относятся к непосредственной теоретической компетенции учителя технологии, и что важно подчеркнуть, являются требованиями ФГОС НОО. Что касается четвёртого положения о педагогических условиях, о подборе специальных практических заданий, здесь остановимся более подробно. Как и в любой образовательной программе.

В программах по технологии есть тот необходимый минимум, который обязаны выполнять все дети. Если речь идёт, о подобного рода заданиях, это значит, что учитель на первом этапе должен выдавать всем детям задание одинаковое и затем зафиксировать, насколько успешно, или наоборот, каждый из детей справляется с подобного рода заданиями. Здесь очевидно, что некоторые из детей будут такие задания выполнять, что называется, с первой попытки, а остальные дети могут испытывать при этом различного рода трудности. Здесь имеет смысл говорить о том, что такие задания тоже должны обладать индивидуальностью и при этом учитывать интересы и возможности детей. Если школьнику не удаётся самостоятельно решить поставленные задачи, учитель предлагает ему подготовленные заготовки, шаблоны, трафареты, инструменты и др., то есть, создаёт дополнительные условия для сохранения положительного эмоционального фона у ребёнка. На уроках технологии учитель оставляет право выбора за обучающимися в выборе ими творческих элементов.

Педагоги утверждают, что работы каждого ученика индивидуальны и разнообразны. Для каждого ребёнка можно найти наиболее подходящий способ для развития учебно-творческих способностей. Но это возможно лишь при условии включения заданий учителем на изменение алгоритма выполнения задачи или на преобразование базовых форм. Это могут быть задания на дополнение действий, на составление самостоятельной схемы-алгоритма выполнения работы, на изменение использования материала и др.

Формирование у обучающихся начальной школы технологических умений предполагает такую организацию образовательного процесса, основой которого является совокупность педагогических условий, позволяющих осуществлять целесообразную взаимосвязь между содержанием, формами, методами и компонентами проектно-художественной деятельности младших школьников. В определении педагогических условий для формирования технологических умений младших школьников мы ориентировались на идею понимания сущности технологических умений как способности преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний, способности осознанно выполнять практические действия, направленные на создание различных объектов внешнего мира в соответствии с законами красоты и функциональности.


ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ

Технологические умения – это способы преобразовательной деятельности, которые освоил человек на основе полученных знаний, они формируются и развиваются в ходе выполнения различных упражнений, операций и проектов.

При работе с бумагой, выделяют следующие технологические умения:

  1. Умение анализировать образец изделия;

  2. Умение составлять последовательный план работы;

  3. Умение организовывать рабочее место;

  4. Умение выбора средств обучения (модели, инструкционные карты, план-схему и т.д.);

  5. Владение технологической терминологией;

  6. Умение выполнять разметку по чертежу, шаблону, технологической карте.

Для развития навыков и умений в технологической деятельности младших школьников необходимо систематически, целенаправленно проводить работу, направленную на приобретение и развитие умений выполнения основных технологических операций: разметку деталей, таких как разметку деталей с помощью линейки, сгибание, вырезание, отрезание, складывание соединение деталей в том числе с помощью клея и т.д., сборку деталей и формообразование деталей.

Чтобы обучение предметной области «Технология», в части формирования технологических умений и навыков младших школьников стало результативным, необходимо создавать специальные условия для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей.


ГЛАВА 2. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С БУМАГОЙ

2.1. Выявление уровня сформированности технологических умений у младших школьников (констатирующий этап исследования)

Цель: выявить уровень умения работать с бумагой у младших школьников.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №24». В качестве исследования был выбран 2 «А» класс. Класс занимается по учебно-методическому комплекту «Школа России». В классе обучается 20 детей, где 7 девочек и 13 мальчиков.

Возраст обучающихся 9 – 10 лет. Данный возраст является сензитивным для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, а также организованности и саморегуляции. Происходит формирование таких личностных новообразований, как закрепление самооценки и уровня оценки, развивается ответственность, дисциплинированность, трудолюбие и способность к рефлексии.

Этапы исследования:

I этап – констатирующий 20.03.2023 – 27.03.2023г.

II этап – формирующий 03.04.2023 – 27.04.2023г.

III этап – контрольный 27.04.2023 – 30.04.2023г.

Во время констатирующего этапа исследования, проведены беседы с обучающимися и классным руководителем класса (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Для выявления уровня сфомированности умения работать с бумагой у младших школьников в ходе констатирующего этапа исследования были подобраны и использованы диагностические методики:

Диагностика № 1: «Технологические умения» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2);

Диагностика № 2: «Технологические знания» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2);

Результаты наблюдения, направленные на воспитательный компонент (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3);

Диагностика № 1: «Технологические знания»

Обучающимся было предложено:

  1. Выбрать верное определение.

  2. Перечислить виды разметки.

  3. Определить изображение, где показана развёртка куба.

  4. Восстановить последовательность схемы изготовления фигуры в технике оригами.

  5. Дополнить правила работы с клеем и ножницами.

При анализе результатов выполненных заданий, было выявлено, что большинство обучающихся затрудняется в перечислении видов разметки, а также, с последовательностью изготовления фигуры с применением разметки способом сгибания и складывания по технологической карте.

Диагностика № 2: «Технологические умения»

Цель: выявить уровень сформированности технологических умений у младших школьников;

Обучающимся предлагалось:

  1. Сравнить две геометрические фигуры, выявить схожие и различные признаки.

  2. Найти и соединить те объекты, у которых есть один общий признак.

  3. Сложить фигуру по предложенной схеме.

  4. Построить фигуру по заданным параметрам.

Было выявлено, что не все обучающиеся могут выделить признаки, по которым геометрические фигуры схожи и различаются. У многих возникло затруднение со складыванием бумаги по схеме.

Оценка уровня знаний и умений выполнена в соответствии с критериями:

«Низкий» – выполнено менее 2 заданий. Обучающийся не ответил на вопросы, не выполнил задания. Затрудняются ответить на большинство вопросов, либо дают неправильный ответ.

«Средний» – выполнено 3 – 4 заданий, обучающийся ответил на вопросы, но недостаточно полно, выполнил практические задания с недочетами, неточностями.

«Высокий» - выполнено 4 заданий обучающийся ответил на вопросы полно или недостаточно полно, выполнил практические задания верно.


Диагностика № 1 «Технологические знания»

1. Выберите определение разметки:

А) искусство складывания бумаги

Б) нанесение на поверхность заготовки линий (рисок) или точек, определяющих контуры детали, центры отверстий или места, подлежащие обработке.

В) техника изобразительного искусства, в которой художник создает живописный образ при помощи акварельных красок и фактуры основы.


2. Перечисли виды разметки:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________


3 . Обведите изображение, где показана развертка куба:

  1. Восстанови последовательность изготовления фигуры лисы в технике оригами:




1



3


4





2


5




  1. Дополни правила работы с клеем:

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. …

4. …

  1. Дополни правила работы с ножницами:

  1. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

  2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы

Диагностика № 2 «Технологические умения»

  1. Сравните геометрические фигуры. Напишите, чем они отличаются и чем они схожи:

Сходства: Различия:

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________





  1. Соедини те объекты, у которых есть общий признак:











  1. Сложи лист по схеме:

















  1. Начерти ниже полоску длиной 7 см и шириной 2 см. Вырежи ее и соедини:














































































































































































































  1. Соедини условное обозначение с изображением:


Линия сгиба на себя «долина»


Линия сгиба от себя «гора»

Линия перегиба

Линия разреза



Результаты диагностики №1 показали, что высокому уровню соответствовали ответы 8 обучающихся. Что составило в процентном соотношении 41%. Детям было предложено выбрать верное определение разметки, перечислить виды разметки, обвести развертку куба с нужным изображением, восстановить последовательность изготовления фигуры лисы в технике оригами, дополнить правила работы с ножницами и клеем.

Средний уровень показало 7 обучающихся, что составило в процентном соотношении 35%. При выполнении задании обучающиеся допускали ошибки при перечислении видов разметки и последовательности изготовления фигуры.

Низкий уровень показали 5 обучающихся, что составило 24%. Дети затруднились при выполнении каждого задания.

Обучающимся было предложено сравнить квадрат и прямоугольник, написать, чем они отличаются и чем они схожи, соединить объекты, у которых есть общий признак, сложить лист бумаги по определенной схеме, а также построить фигуру с определенными значениями.

2) Результаты обследования были внесены в таблицу. Анализ результатов диагностической работы показал: высокий уровень соответствует 7 обучающимся, что составляем 25%. Среднему уровню соответствуют ответы – 8 детей – составляет 41%. Обучающиеся с интересом выполняли задания, работали самостоятельно. Допускали неточности при складывании листа бумаги и из-за этого фигура не соответствовала образцу. Дети затруднились в определении сходств и различий данным им фигур.

На низком уровне находится 5 детей, что составило 34% от общего количества обследуемых. Дети затруднились в выполнении заданий, работали медленно, не смогли сложить лист бумаги по схеме. На вопросы отвечали неточно.

Таким образом, анализ результатов проведения диагностических работ показал, что дети допускают ошибки при выполнении заданий. Затрудняются в складывании листа бумаги. Не всегда выполняют задание самостоятельно.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения работы с обучающимися 2 класса, направленной на формирование универсальных учебных познавательных действий при использовании технологических умений на уроках технологии.


2.2. Система работы по формированию технологических умений на уроках технологии в начальной школе при работе с бумагой

По результатам констатирующего этапа исследования, после анализа возникших у обучающихся трудностей, при выполнении заданий, была составлена модель преобразования педагогической действительности, которая заключалась в разработке системы конспектов (ПРИЛОЖЕНИЕ №5, 6, 7) с включением заданий и упражнений, направленных на формирование технологических умений, достижение целей и, следовательно, углубления и расширения знаний, умений и навыков у обучающихся по темам.

Тема урока

Цель урока

Критерии

Показатели

Изготовление бумажной модели белого аиста.

Сформировать представление о понятии разметка, об искусстве складывания бумаги в технике оригами.

Научить изготавливать аиста из бумаги в технике оригами.

Правильное выполнение задания на этапе «Самостоятельная творческая работа»

Применение шаблонов, инструментов для получения готового изделия.

Оригами. «Весенние радости» (работа с бумагой)

Сформировать представление об искусстве складывания бумаги в технике оригами.

Научить изготавливать цветы из бумаги в технике оригами. Сформировать представление о видах разметки

Правильное выполнение задания на этапе «Самостоятельная творческая работа.»

Применение технологической карты для получения готового изделия

Оригами «Кораблик»

Сформировать представление об искусстве складывания бумаги в технике оригами.

Научить изготавливать кораблик из бумаги в технике оригами

Правильное выполнение задания на этапе «Самостоятельная творческая работа.»

Применение инструментов, технологической карты для получения готового изделия



2.3. Результаты проведения контрольного этапа исследования

Для определения характера изменений, с целью выявления динамики сформированности технологических умений, после внедрения модели преобразования педагогической действительности, была проведена повторно диагностическая контрольная работа, направленная формирование технологических умений на уроках технологии в начальной школе при работе с бумагой. Содержание контрольной работы и критерии оценки соответствовали содержанию работы и критериям оценки, констатирующего этапа исследования.

Диагностика № 1 «Технологические знания»

    1. Выберите определение разметки:

А) искусство складывания бумаги

Б) нанесение на поверхность заготовки линий (рисок) или точек, определяющих контуры детали, центры отверстий или места, подлежащие обработке.

В) техника изобразительного искусства, в которой художник создает живописный образ при помощи акварельных красок и фактуры основы.


    1. Перечисли виды разметки:

__________________________________________

__________________________________________

___________________________________________


    1. Обведите изображение, где показана развертка пирамиды:


    1. Восстанови последовательность изготовления фигуры «Бабочка»:





7


1





2



4





8


9


3




5

6



5. Дополни правила работы с клеем:

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. …

4. …

6. Дополни правила работы с ножницами:

  1. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

  2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы

Диагностика № 2 «Технологические умения»

  1. Сравните геометрические фигуры. Напишите, чем они отличаются и чем они схожи:

Сходства: Различия:

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________








  1. С оедини те объекты, у которых есть общий признак:









  1. Соедини стрелкой виды разметки и их изображение:

По шаблону

На глаз

С помощью линейки

Сгибание

Складывание

По трафарету

С помощью копировальной бумаги


  1. Начерти ниже полоску длиной 5 см и шириной 7 см, вырежи и соедини ее:






















































































































































































































































































































































  1. Соедини условное обозначение с изображением:


Линия сгиба на себя «долина»


Линия сгиба от себя «гора»

Линия перегиба

Линия разреза


Содержание работы включало в себя задания, используемые на констатирующем этапе исследования с измененным содержанием.

В диагностической работе принимали участие 28 человек, это связано с отсутствием некоторых обучающихся по болезни.

Диагностирующая контрольная работа продемонстрировала положительную динамику в обученности и развитии обучающихся (Приложение) Но остались обучающиеся, которые допускали ошибки в заданиях, направленных на умение складывать лист бумаги по схеме (основная ошибка: невнимательность при определении последовательности).

Результаты диагностики №1 показали, что высокому уровню соответствовали ответы 10 обучающихся. Что составило в процентном соотношении 50%. Детям было предложено выбрать верное определение разметки, перечислить виды разметки, обвести развертку куба с нужным изображением, восстановить последовательность изготовления фигуры бабочки в технике оригами, дополнить правила работы с ножницами и клеем.

Средний уровень показало 7 обучающихся, что составило в процентном соотношении 33%. При выполнении задании обучающиеся допускали ошибки в последовательности изготовления фигуры бабочка.

Низкий уровень показали 3 обучающихся, что составило 17%. Дети затруднились при выполнении каждого задания.

Обучающимся было предложено сравнить квадрат и прямоугольник, написать, чем они отличаются и чем они схожи, соединить объекты, у которых есть общий признак, сложить лист бумаги по определенной схеме, а также построить фигуру с определенными значениями.

2) Результаты обследования были внесены в таблицу. Анализ результатов диагностической работы показал: высокий уровень соответствует 12 обучающимся, что составляем 61%. Среднему уровню соответствуют ответы – 5 детей – составляет 22%. Дети с интересом выполняли задания, работали самостоятельно. Допускали неточности при складывании листа бумаги и из-за этого фигура не соответствовала образцу.

На низком уровне находится 3 детей, что составило 17% от общего количества обследуемых. Дети затруднились в выполнении заданий, работали медленно, не смогли сложить лист бумаги по схеме. На вопросы отвечали неточно.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что внедрение модели преобразования педагогической действительности, включающей комплекс конспектов по технологии для формирования технологических умений при работе бумаги повышает уровень «технологических умений» у обучающихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет формирование необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся начальной школы на уроках технологии.

Овладение технологическими умениями предполагает бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов, выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия; способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий), правила экономной и аккуратной разметки, рациональную разметку и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги, приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Содержание же учебника предполагает работу по образцу, разметку по шаблону.

Одним из разделов, позволяющих решать задачи по овладению технологическими умениями, является раздел «Работа с бумагой», так как бумага – самый распространенный и доступный в обработке материал.

Технологические умения – это способы преобразовательной деятельности, которые освоил человек на основе полученных знаний, они формируются и развиваются в ходе выполнения различных упражнений, операций и проектов.

При работе с бумагой, выделяют следующие технологические умения:

  1. Умение анализировать образец изделия;

  2. Умение составлять последовательный план работы;

  3. Умение организовывать рабочее место;

  4. Умение выбора средств обучения (модели, инструкционные карты, план-схему и т.д.);

  5. Владение технологической терминологией;

  6. Умение выполнять разметку по чертежу, шаблону, технологической карте.

Исследование носит опытно-практический характер

Следовательно, целью исследования являлось: выявить эффективность формирования технологических умений при работе с бумагой на уроках технологии в начальной школе.

Для достижения поставленной цели была разработана система конспектов по предмету «Технология» во 2 классе, в которых использовалась работа с бумагой в технике оригами. Конспекты уроков не противоречили возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Содержание конспектов урока включало в себя задания, способствующие формированию технологических умений.

Для определения характера изменений в педагогической действительности в результате апробирования использования работы с бумагой для формирования технологических умений при работе с бумагой на уроках технологии во 2 классе была проведена диагностическая контрольная работа.

Диагностирующая контрольная работа продемонстрировала положительную динамику в обученности и развитии обучающихся. Но остались обучающиеся, которые допускали ошибки в заданиях, направленных на умение работать со схемой складывания листа бумаги.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что внедрение конспектов по технологии с использованием работы с бумагой для формирования технологических умений способствует выполнению действия анализа, синтеза и сравнения, воспроизведению порядка действий при решении учебной/практической задачи; пониманию и знаково-символической информации, выполнению работы в соответствии инструкцией, соблюдению этапов выполнения изделия, определению правил работы с инструментами, ориентировке в терминах, используемых в технологии.

В результате проведенного исследования мы выявили, что использование работы с бумагой для формирования технологических умений на уроках технологии во 2 классе является целесообразным, так как прослеживается положительная динамика в формировании технологических умений у обучающихся 2 класса.

Таким образом, систематическое, последовательное использование работы с бумагой на уроках технологии во 2 классе, способствует формированию технологических умений, следовательно, обучающиеся будут:

  1. Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

  2. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  3. Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира;

  4. Логически и критически оценивать учебные ситуации;

Следовательно, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

Проблема, над которой мы работали – актуальна, так как у обучающихся необходимо формировать такие умения, как выполнение действия анализа, синтеза и сравнения, воспроизведению порядка действий при решении учебной/практической задачи; понимание знаково-символической информации, выполнение работы в соответствии инструкцией, соблюдение этапов выполнения изделия, определение правил работы с инструментами, ориентировка в терминах, используемых в технологии. Работа будет продолжена.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 года

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / министерство образования и науки Рос. Федерации. — м.: просвещение, 2021. — 31 с. — (стандарты третьего поколения).

II

  1. Бобров А. А. Формирование у обучающихся учебных умений / А. А. Бобров. – Москва: Знание, 2014. – 80 с.

  2. Бобров, А. А. Формирование у обучающихся учебных умений / А. А. Бобров. – Москва: Знание, 2014. – 80 с.

  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник по педагогической психологии / И. А. Зимняя. – Москва: Пресс, 2010. – 384 с.

  4. Киссельгоф, С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С. И. Кисельгоф. – Ленинград, 1973. – 240 с, с. 13

  5. Левитов, Н. Д. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов – Москва: АПН РСФСР, 1952. – 383 с.

  6. Лутцева Е. А. Л86 Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 157 с. — ISBN 978-5-09-033721-2

  7. Лутцева Е. А. Л86 Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 157 с. — ISBN 978-5-09-033721-2.

  8. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. Пособие для учеб. Заведений профтехобразования. – 2- е издание / К.К. Платонов, - М.: высшая школа, 1984. – 174 с.

  9. Симоненко, В. Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В. Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2011. – 214 с., с. 78

  10. Статья «Сущностная характеристика процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи у детей младшего дошкольного возраста», научно-методический электронный журнал «Концепт» №05 (май), 2022

  11. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. – Москва.: Просвещение, 1991. – 288 с., с. 34


III

  1. Большая советская энциклопедия https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/71685/Бумага (дата обращения: 12.11.2023)

  2. Психолого-педагогические основы формирования технологических умений младших школьников на уроках технологии / Е.С. Филенкова // Моя профессиональная карьера – URL: https:///doc134054385

  3. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. https://psychology.academic.ru/2716/умение]

  4. Статья «Бумага. Виды и свойства бумаги» https://ivorob.jofo.me/591539.html (дата обращения: 11.12.2023)]

  5. Статья «Методы работы с бумагой на уроках технологии» https://studbooks.net/1977664/pedagogika/metody_raboty_bumagoy_ispolzuemye_urokah_tehnologii (дата обращения: 11.12.2023)

  6. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1067178 (дата обращения: 12.11.2023)

  7. Условия формирования технологических умений младших школьников на уроках технологии / Е.С. Филенкова // Педагогический альманах – URL: https://www.pedalmanac.ru/24935 (дата обращения: 12.11.2023)










ПРИЛОЖЕНИЯ
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Результаты диагностирующей работы по выявлению технологических знаний



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Результаты диагностирующей работы по выявлению технологических умений








ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Р езультаты наблюдения, направленные на воспитательный компонент

































ПРИЛОЖЕНИЕ 4










































ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект урока по технологии

Тема: Изготовление бумажной модели белого аиста.

Цели: сформировать представление об искусстве складывания бумаги в технике оригами. Научить изготавливать аиста из бумаги в технике оригами

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- формирование мотивации к творческому труду, навыкам работы с бумагой, работе на результат; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

- формирование эстетического вкуса в оформлении работы.

- развивать мыслительные операции: анализ-синтез;

- произвольное внимание;

-воспитывать аккуратность, организованность

УУД

Личностные

1. способность к оценке своей учебной деятельности;

2.формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3. адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

4. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Предметные

Научатся:

- выявлять особенности изделия в процессе его анализа

- углублять представление о традиционном образе птицы в народном творчестве

- выполнять работу по предложенному плану;

- моделировать и осуществлять совместную деятельность.

Регулятивные

1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

3. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей;

Познавательные

1.осуществлять синтез как составление целого из частей;

2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

3. строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные

1. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

2. формулировать собственное мнение и позицию;


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята.

- Проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем с вами мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, карандаш.
Клади на место поскорей.
Все на парту положи,
В порядке вещи содержи.

- Все готовы? Молодцы!

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.













Да.

2.Основной этап

- Отгадайте загадку, и вы узнаете кому посвящена сегодняшняя наша тема:

У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев

- Одним из первых напоминаний наступления весны являются птицы, которые возвращаются из тёплых стран. Суета птиц, их щебетание приветствует возрождение природы.

Белый аист – птица солнца, мира и добра. (демонстрирует фото). Ежегодно возвращается он на старое место в конце марта или в начале апреля. Люди привыкли рассматривать аиста как ангела-хранителя домашнего очага, как мирный символ постоянства и благополучия.

- Чем птицы, изображенные справа отличаются от тех, которые изображены слева?

- Что нужно сделать с бумагой, чтобы получились такие птички?

-А вы знаете в какой технике они выполнены?

-Верно, ребята они выполнены в технике оригами.

-Вы уже догадались, что мы будем делать на уроке?

- Чему научимся сегодня на уроке?

- Я хочу предложить вам сделать аиста из бумаги (показать образец).

-Итак, посмотрите на доску и скажите какой материал нам нужен для поделки?

- Какие инструменты помогут сделать поделку? Посмотрите приготовлены ли они на вашем рабочем месте?

- Ножницы – инструмент нужный, но опасный. Что нужно знать, чтобы не причинить себе вреда при работе с ножницами?

- Вспомните правила безопасной работы с ножницами.












-Верно, ребята.

- У каждой схемы, технологической карты есть свои обозначения. Давайте повторим, какие обозначения есть




-Посмотрите, как нужно складывать птицу

-Смотрите и запоминайте как делать птицу:

1. Вырезаем квадрат из листа плотной белой или цветной бумаги А4.

2. Сгибаем квадрат пополам по сгибу.

3. Накладываем шаблон головы, совмещая плоский край шаблона со сгибом, а угол – с углом. Обводим шаблон простым карандашом до красных отметок. Между красными отметками не обводить.

4. Ножницами разрезаем по линиям до отметок.

5. Разворачиваем квадрат, разглаживаем руками на поверхности стола.

6. Фломастерами или цветными карандашами рисуем на голове аиста глаза, клюв. В углу напротив головы простым карандашом по линейке чертим перышки хвоста: сначала чертим центральную линию по сгибу длиной 5 см, потом справа и слева от центральной линии на расстоянии 1 см еще по 3 линии такой же длины.

В боковых углах таким же образом чертим перышки крыльев.

Раскрашиваем перышки черным карандашом или фломастером

7. Вырезаем перышки хвоста и крыльев ножницами по линиям.

8. Держа одной рукой за голову, а другой за хвост, выворачиваем и вставляем хвост в прорези.

9. С помощью карандаша закручиваем перышки хвоста и крыльев. Аист готов.

-Отлично, наш аист готов!




Птицы.




Слушают учителя.














Реальные птицы и сделанные из бумаги.


Согнуть.


Оригами.




Да.


Научимся делать птицу из бумаги.



Листы белой бумаги, простые карандаши, линейки, ножницы, фломастеры или цветные карандаши.



Да.





Правила техники безопасности работы с ножницами.

1.Не держи ножницы концами вверх.

2.Не режь ножницами на ходу.

3.Не машите ножницами, не подносите к лицу.

4.Не подходи к товарищу во время резания.

5.Не оставляй ножницы в открытом виде.

6.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

7.Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.




Линия сгиба на себя «долина». Сгиб как бы уходит внутрь листа

бумаги

Линия сгиба от себя «гора». Бумага сгибается на другую

сторону, а сгиб находится снаружи

Линия перегиба. Линия прерывается, не доходя до контура

фигурки, обозначает как перегиб «горой», так и перегиб «долиной»

Линия разреза. Более толстая, проходит от начала до конца

разреза




Делают оригами.
































3. Заключительный этап

- Какую технику работы с бумагой мы сегодня закрепили?

- Какую птицу мы с вами сделали?

Оригами.


Мы сделали аиста.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Конспект урока по технологии

Тема: «Оригами. "Весенние радости" (работа с бумагой)»

Цель урока: сформировать представление об искусстве складывания бумаги в технике оригами. Научить изготавливать цветы из бумаги в технике оригами

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомятся с видами техники оригами, с условными обозначениями техники оригами;

  • расширят представление об истории зарождения искусства оригами;

  • научатся соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, выполнять работу по схеме, понимать условные обозначения техники оригами, складывать фигурки оригами по схеме;

  • выполнять работу над изделием

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение;

  • оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • договариваться с партнерами;

  • воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:

  • Уметь оценивать работы одноклассников и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Проявлять уважение к культурным традициям других народов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

-Ребята, здравствуйте! Посмотрите в окно. Сегодня чудесный день, легкий ветерок колышет ветки тополя. У вас хорошее настроение?

-Давайте проверим, все ли инструменты и материалы у нас готовы для работы?

Приветствуют учителя и друг друга. Отвечают на вопросы учителя

Проверяют инструменты и материалы для работы

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний и умений учащихся.

-Угадайте. К кому в гости мы отправимся.

Пришла пава

Села на лаву

Распустила перья

Для всякого веселья.

Что это за пава?

-Весна – удивительное время года. Какие чудеса происходят весной?


Отгадайте загадки

1.Белые овечки

Бегают по свечке.

2. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки

3. Про листья этого растения говорят: «Одна сторона его ласковая. Как мать, а другая холодная, как мачеха.

-Однажды весна решила собрать все эти цветы на волшебной поляне и одарить их звуками, неповторяющимися ароматами. И чтобы оказаться на этой волшебной поляне, надо закрыть глаза и хлопнуть в ладоши.

«Раз, два, три» (открывается поляна, но вместо цветов на ней лежит снег)

-Что же делать нам? Давайте сделаем цветы и вернем радость людям.

-Рассмотрим образец

-Ребята из какого материала будем выполнять работу

-Складывание из бумаги настоящее искусство и называется ОРИГАМИ. Это японское слово. Впервые фигурка из бумаги делали в Японии. Это было очень давно. Бумагу делали ручным способом и использовали на праздниках, позже оригами стало семейным развлечением японцев, а еще позднее частью национальной культуры.

Участвуют в учебном диалоге

Отгадывают загадки

Весна




-Тает снег, бегут ручьи, солнце становится ярче и теплее, почки деревьев и кустов набухают, прилетают птицы

Верба


Ландыш


Мать-и-мачеха.













-Из бумаги

Слушают о

происхождении технике оригами



Формирование новых знаний.

-Какие виды бумаги вы знаете?

-Какие виды бумаги вы видите на нашей полянке?

-Какие свойства бумаги надо учитывать при работе с бумагой?

Анализ образца.

- Из каких частей состоит цветок?

- Сколько деталей?

- Какой материал будете использовать? Почему?

- Как вы думаете, стебель и лепесток одна деталь?

- Какая бывает разметка деталей?




- Верно. С помощью чего будете скреплять детали?

- Давайте повторим правила работы с клеем

Ответы детей

-Цветная бумага

- Бумага легко рвется, бумагу можно мять и разглаживать, бумагу можно склеивать

- Лепестки, листья и стебель

Ответы детей

- Бумагу

- Нет

-Разметка на глаз, по шаблону и трафарету, складыванием, сгибанием, через копировальную бумагу, с помощью линейки

- С помощью клея

Правила работы с клеем:

  1. На рабочий стол стелется клеенка;

  2. Наносится клей, равномерно на всю поверхность, на деталь, которую приклеиваем, с изнаночной стороны детали;

  3. При наклеивании деталей, после нанесения клея, дать небольшую выдержку;

Высушивать изделие под прессом (если возможно).

Применение полученных знаний

- Рассмотрим технологический рисунок. С последовательностью выполнения работы. Итак, давайте повторим этапы работы

ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ

1. Разметка изделий

2. Заготовка деталей

3. Сборка изделия

4. Оформление изделия.

Изготовление изделия по технологическому рисунку. Предупреждение ошибок. Индивидуальная помощь.

Читают информацию по технологическим картам. Вместе с учителем выполняют работу.

Подведение итогов.

Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Где и когда пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?

-Какие трудности возникли при ее изготовлении?

-Работы прикрепляются на волшебную полянку.

-Ребята, посмотрите, как расцвела наша полянка. А знаете почему? Потому что это чудо вы создали своими руками.

Звучит аудиозапись (голоса птиц)

Ответы детей

Ответы детей


Ответы детей



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Конспект урока по технологии

Тема урока: Оригами «Кораблик».

Цели урока: сформировать представление об искусстве складывания бумаги в технике оригами. Научить изготавливать кораблик из бумаги в технике оригами

Планируемые результаты:

предметные:

формировать навыки сгибания складывания бумаги, дать понятие «оригами»;

закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.

личностные:

научатся осознавать свои возможности в учении;

смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие нового знания.


Этапы урока.

Содержание.

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к уроку.

Контроль за подготовкой рабочих мест.

Подготовка личного рабочего места.

Р: самоконтроль.

Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку.

-Сегодня нам понадобится: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.


Формулировка темы и цели урока.

-Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся путешествовать в Страну Восходящего Солнца. Именно в этой стране раньше всех на планете наступает новый день, первыми встречают Новый год. Эта островная страна – родина искусства оригами.

-Как называется эта страна?

-Изготовление различных фигурок из бумаги – это очень интересное и увлекательное занятие, которое помогает человеку расслабиться и получить удовольствия, как от творческого процесса, так и от полученного результата.

-Какая тема урока у нас будет сегодня?

-А какую цель мы поставим перед собой?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.






Япония








-Оригами

-Научиться складывать оригами

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К: правильно формулировать цель урока.

Объяснение нового материала.

-Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

-Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори - "бумага" и ками - "складывание".

Слушают учителя.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

К: слушать и понимать речь других.

Первичная проверка понимания.

-А сейчас мы с вами проверим, что вы запомнили, ответим на вопросы.

-Что такое оригами?

-Где появилось оригами?

-Ребята, название поделки, которую мы с вами будем делать, отгадайте вот в этой загадке:

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет...

Отвечают на вопросы.


-Искусство складывания бумаги

-В Японии




-Корабль


К: вступать в беседу, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.

Пед. показ

-На сегодняшнем уроке мы будем работать с бумагой, ножницами и клеем.

-Выполнять работу мы будем по пунктам плана, который вы видите на доске.

Слушают учителя.

Проверяют свою готовность к работе.


П: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации.

Физминутка.

-Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем разминку для ваших рук.

Разминают руки.

Л: установка на здоровый образ жизни

Самостоятельная творческая работа.

-Ребята, а теперь приступайте к работе самостоятельно. Пользуйтесь планом, который вы видите на доске. Если у вас будут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Выполняют кораблик по плану.

Р: уметь организовать свою деятельность

Выставка готовых работ. Оценка проделанной работы.

-По мере готовности ученики помещают свои работы на парту. Анализ работ.

Анализируют работы.

Р: уметь оценивать правильность выполнения работы

Подведение итогов урока.

-Ребята, какую цель мы ставили перед началом работы?

-Мы ее выполнили?

-Кто доволен своей работой?

Подводят итоги своей деятельности.

Р: наблюдение и сравнение

Уборка рабочего места.

-Ребята, собираем бумагу, убираем мусор.




ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Результаты выполнения работы по выявлению технологических знаний (контрольный этап исследования)



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Результаты выполнения работы по выявлению технологических умений (контрольный этап исследования)









ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Р езультаты наблюдения, направленные на воспитательный компонент
































































ПРИЛОЖЕНИЕ 11





















П РИЛОЖЕНИЕ 12
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!