Тема нашего сегодняшнего урока «Власть и церковь. Церковный раскол». План урока: Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформа Патриарха Никона. Усиление противоречий между церковью и светской властью. Церковный собор 1666 – 1667 гг. Протопоп Аввакум. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи. С гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни плачут, другие смеются и откровенно ликуют. Судьба этой женщины будет страшной. Её посадят в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. В основу сюжета картины Василия Сурикова легли следующие исторические события: смутное время в начале ХVII века и церковная реформа, инициированная патриархом Филаретом, но осуществленная позднее патриархом Никоном. Итак, обо всем по порядку. Церковь после Смуты. Смутное время стало суровый испытанием и для церкви. Назовите хронологические рамки периода, который мы называем Смутным временем? Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей. Что пообещал самозванец Лжедмитрий I польским магнатам и католической церкви? Патриарх Филарет. После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх. Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов. Как вы считаете, почему Филарету удалось добиться такого авторитета в государстве? Какие церковные вопросы остались не решенными после Филарета? Реформа патриарха Никона. В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились. Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Какие варианты проведения церковной реформы были предложены? Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Патриарх Никон (Никита Минов) (1605—1681) родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетием возрасте — монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характера. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Став в 1651 году патриархом, Никон старался подражать своему предшественнику — Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела. Но именно это привело к разрыву между патриархом и царем Алексеем в 1658 году. Лишенный в 1666 году сана патриарха, Никон остаток жизни провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им Новый Иерусалим, до которого ему не суждено было доехать — он умер в Ярославле по дороге из ссылки. Сравним прежние церковные нормы и предложенные патриархом Никоном. До реформы: - крещение двумя перстами; - земной поклон; - двукратное пение "аллилуйя"; - движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; - написание имени Христа Исус Реформа: - крещение тремя перстами; - поясной поклон; - троекратное пение "аллилуйя"; - движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; - написание имени Христа: Иисус Назовите основные положения реформы Никона. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Почему патриарх Филарет имел возможность влиять на государственные дела? Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Церковный Собор 1666-1667 годов. Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре. Кого называли старообрядцами? Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. Почему протопоп Аввакум не был согласен с церковной реформой? Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены. Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. Для крестьян-старообрядцев и посадского люда это была форма социального протеста. Только за 20 лет (1675—1695) в ходе массовых самосожжений погибло до 20 тысяч старообрядцев. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668—1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70—80-х годах. Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учиненная воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича, умершего в 1676 году. Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при царе Петре I. В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь насчитывающая около миллиона прихожан. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти. |