СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Власть и церковь. Церковный раскол

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока истории по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"

Просмотр содержимого документа
«Власть и церковь. Церковный раскол»

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол».


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями церковной реформы Патриарха Никона, причинами и результатами церковного раскола.


Задачи урока:

  1. Образовательные задачи урока.

Ученик должен знать простые и сложные материальные объекты: памятник Тысячелетия России, памятник патриарху Никону, старообрядческая икона, старообрядческий крест.

Ученик должен знать конкретные исторические личности: , патриарх Игнатий, царь Михаил Федорович, царь Алексей Михайлович, Патриарх Филарет, патриарх Никон, протопоп Аввакум.

Ученик должен знать конкретные исторические события:

1653-1655 гг. – церковная реформа;

1666 – 1667 гг. – церковный Собор;

11 апреля 1682 г. – казнь протопопа Аввакума.

Ученик должен знать типичных представителей социальных групп: старообрядцы.

Ученик должен знать новые исторические понятия: раскол, старообрядчество, церковный Собор, протопоп.

Продолжим формировать понятия: реформа, митрополит, патриарх.

Ученик должен понимать причину раскола русской церкви и появления старообрядчества.


  1. Развивающие задачи урока.

Ученик должен уметь сравнивать на основе информации о церковной реформе.

Ученик должен уметь сопоставлять на основе информации о идеях патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Ученик должен уметь отвечать на вопросы по тексту документа «Ж.Маржерет о религии и вере в России».

Ученик должен уметь давать характеристику исторической личности на примере патриарха Никона.

Ученик должен уметь работать с терминами на основе новых слов.

Ученик должен уметь составить краткий устный рассказ об образе жизни старообрядцев.

Ученик должен уметь переключаться с прослушивания информации учителя на запись в тетради.

  1. Воспитательные задачи.

Воспитание у учащихся чувство любви к Родине на примере борьбы старообрядцев на свои идеи.

Воспитание у учащихся нравственных качеств, таких как неприятие насилия на примере расправы над старообрядцами.

Воспитать у учащихся терпимость к людям другой веры на основе информации о церковной реформе.



Оснащение урока:

  • Карта «Россия в начале XVII века».

  • Карточки для опроса. № 1-15

  • Карточки для объяснения нового материала. № 15- 25

  • Карточки для закрепления. № 25 – 30.


Использованная литература:

  1. Аванта плюс. История России. М., 2001 г.

  2. Голубев А.В. и др. Современная школьная энциклопедия. Российская история. М., 2008.

  3. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М. 2002.10.

  4. Энциклопедический словарь. М., 2003.



Методическая часть.

Содержательная часть.

Опрос домашнего задания предлагается в форме контрольной беседы с использованием игровой методики обучения и тестовой.





Индивидуально, письменно, на основе игровой методики















Фронтально, устно.

Фронтально, устно.

Фронтально, устно.

Индивидуально, устно.

Фронтально, устно.

Фронтально, устно.


Индивидуально, устно.

Фронтально, устно.

Индивидуально, устно.

Фронтально, устно.

Фронтально, устно.

Индивидуально, устно.


Индивидуально, устно.



Опрос проводится по §6.

  1. Карточка № 1. «Заполни пустые века»

  2. Карточка № 2. «Подбери имя к дате»

  3. Карточка № 3. «Сколько прошло лет»

  4. Карточка № 4. «Что было раньше»

  5. Карточка № 5. «Выберите правильный ответ»

  6. Карточка № 6. «О ком идет речь»

  7. Карточка № 7. «Оцени историческую личность»

  8. Карточка № 8.«Придумай историческое прозвище»

  9. Карточка № 9. «Возможно или нет»

  10. Карточка № 10. «О ком можно сказать»

  11. Карточка № 11. «Составь слово»

  12. Карточка № 12. «Найди потерянные буквы»

  13. Карточка № 13. «Дайте определение понятию»

  14. Карточка № 14. «Выберите правильный ответ»

  15. Карточка № 15. «Соотнесите имена и даты»

  16. В результате каких событий пресеклась династия Рюриковичей?

  17. Кто стал первым царем из династии Романовых?

  18. В каком году был избран царем Михаил Федорович?

  19. Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти при Первых Романовых?

  20. С чем связано неуклонное падение роли Земских соборов и Боярской Думы?

  21. В чем проявлялась необходимость реформы приказной системы?

  22. В чем суть реформы приказной системы?

  23. Дайте характеристику Соборному уложению 1649 года.

  24. Почему стало необходимым принятие Соборного уложения 1649 года?

  25. Дайте определение понятию крепостничество?

  26. Какую роль в оформлении крепостной системы сыграло Соборное уложение 1649 года?

  27. Что писал о Российской системе управления А. Олеарий?




Методическая часть.

Содержательная часть.


Целевая установка.


План изучения нового материала.







Вводное слово учителя


Наглядный метод обучения.

Карточка № 16

«Боярыня Морозова»








АПД на припоминание



















АПД на припоминание



Наглядный метод обучения.

Карточка № 17 «Царь Михаил Федорович»


Связь с современностью.

Наглядный метод обучения.

Карточка № 18

«Патриарх Филарет»



АПД на личностную оценку


АПД на понимание


Наглядный метод обучения.

Карточка № 19

«Алексей Михайлович»

Наглядный метод обучения.

Карточка № 20

«Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»



АПД на понимание




Дополнительный материал


Связь с современностью.

Наглядный метод обучения.

Карточка № 21

«Патриарх Никон»



















Дополнительный материал
















АПД на понимание















АПД на понимание




Наглядный метод обучения.

Карточка № 22

«Суд над патриархом Никоном»
















АПД на запоминание




Наглядный метод обучения.

Карточка № 23

«Протопоп Аввакум»



АПД на понимание










Наглядный метод обучения.

Карточка № 24

«Соловецкое восстание»




















Связь с современностью.


Наглядный метод обучения.

Карточка № 25

«Старообрядческий крест и икона»

Тема нашего сегодняшнего урока «Власть и церковь. Церковный раскол».


План урока:

  1. Церковь после Смуты.

  2. Патриарх Филарет.

  3. Реформа Патриарха Никона.

  4. Усиление противоречий между церковью и светской властью.

  5. Церковный собор 1666 – 1667 гг.

  6. Протопоп Аввакум.


Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи. С гневом обращается она к собравшимся.

Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни плачут, другие смеются и откровенно ликуют. Судьба этой женщины будет страшной. Её посадят в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 
В основу сюжета картины Василия Сурикова легли следующие исторические события: смутное время в начале ХVII века и церковная реформа, инициированная патриархом Филаретом, но осуществленная позднее патриархом Никоном.

Итак, обо всем по порядку.

  1. Церковь после Смуты.

Смутное время стало суровый испытанием и для церкви.

Назовите хронологические рамки периода, который мы называем Смутным временем?

Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

        Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет.

Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Что пообещал самозванец Лжедмитрий I польским магнатам и католической церкви?

  1. Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. 

Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Как вы считаете, почему Филарету удалось добиться такого авторитета в государстве?


Какие церковные вопросы остались не решенными после Филарета?


  1. Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Какие варианты проведения церковной реформы были предложены?

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Патриарх Никон (Никита Минов) (1605—1681) родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слу­шать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к рели­гии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетием возрасте — монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспас­ского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характе­ра. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. В 1650 году, будучи новгород­ским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Став в 1651 году патриархом, Никон старался подражать свое­му предшественнику — Филарету, активно вмешивавшему­ся в светские дела. Но именно это привело к разрыву меж­ду патриархом и царем Алексеем в 1658 году. Лишенный в 1666 году сана патриарха, Никон остаток жизни провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им Новый Иерусалим, до которого ему не сужде­но было доехать — он умер в Ярос­лавле по дороге из ссылки.

Сравним прежние церковные нормы и предложенные патриархом Никоном.

До реформы:

- крещение двумя перстами;

- земной поклон;

- двукратное пение "аллилуйя";

- движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;

- написание имени Христа Исус

Реформа:

- крещение тремя перстами;

- поясной поклон;

- троекратное пение "аллилуйя";

- движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;

- написание имени Христа: Иисус

Назовите основные положения реформы Никона.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

  1. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Почему патриарх Филарет имел возможность влиять на государственные дела?

Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

  1. Церковный Собор 1666-1667 годов.

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что  Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Кого называли старообрядцами?

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

  1. Протопоп Аввакум.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Почему протопоп Аввакум не был согласен с церковной реформой?

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движе­ние старообрядцев объединяло представителей самых разных об­щественных слоев, понимавших по-своему приверженность тра­дициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать нико­новскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. Для крестьян-старообрядцев и посадского люда это была форма со­циального протеста.

Только за 20 лет (1675—1695) в ходе массовых самосожже­ний погибло до 20 тысяч старообрядцев.

Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за ста­рую веру были: Соловецкое восстание 1668—1676 годов, дви­жение раскольников во время Московского восстания 1682 го­да, выступление на Дону в 70—80-х годах.

Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловец­кого монастыря. Кровавая расправа, учиненная воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алек­сея Михайловича, умершего в 1676 году.

Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до кон­ца столетия, уже при царе Петре I.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь  насчитывающая около миллиона прихожан. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами

Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.






Вопросы по изученному на уроке материалу


Индивидуально, устно

на основе игровой методики


Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно

Фронтально, устно


Фронтально, устно



Фронтально, устно

Фронтально, устно




  1. Карточка № 26 «Подбери дату к термину»

  2. Карточка № 27 «Сколько прошло лет»

  3. Карточка № 28 «Придумай прозвище»

  4. Карточка № 29 «Оцени историческую личность»

  5. Карточка № 30 «Составь слово»

  6. Дайте определение понятию раскол.

  7. Дайте определение понятию патриарх.

  8. Дайте определение понятию протопоп.

  9. Какую роль сыграла Русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?

  10. В чем вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

  11. Чем была вызвана необходимость церковной реформы?

  12. В чем вы видите причины разногласий между церковной и светской властью?




Домашнее задание:

  1. Параграф 7.

  2. Внимательно ознакомьтесь с документом на старице 60-61 и ответьте на поросы.

  3. Дайте характеристику любой исторической личности, изученной на сегодняшнем уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!