СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние физической культуры на здоровье школьника

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для поддержания здоровья обучающих

Просмотр содержимого документа
«Влияние физической культуры на здоровье школьника»

ГОУ ЛНР КСШ№1 им. А. М. Горького





Реферат

На тему: "Влияние физической культуры на здоровье школьника "













Выполнил:

Ученик 9-Б класса

Бойко Артём

Проверила:

Скрипникова М. В.





г. Краснодон,

2023



Содержание

Введение 3

1. Зачем нужен спорт? 7

2. Влияние физических упражнений на здоровье школьников 9

Заключение. Основные выводы. 13

Список использованной литературы 15































2

Введение

В связи с прогрессирующим снижением доли здоровых детей проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Одна из важнейших причин неблагополучного здоровья учащихся - недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников. Учебные нагрузки, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни школьников.



Результат этого - низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активизируется работа всех органов и систем, формируется позитивный жизненный настрой. Правильное сочетание занятий физической культурой с учебой повышает ее эффективность, так как физические упражнения увеличивают продолжительность продуктивной умственной работы. И чем шире диапазон используемых средств и упражнений, чем больше возможность занятий спортом, тем ярче проявляется их стимулирующие влияние на физическое развитие детей.

Цель работы: изучение эффективности влияния дополнительных занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья учеников МБОУ «СОШ №101»

3



Задачи:



1. Изучить литературу, раскрывающую вопросы, связанные с формированием показателей здоровья детей и подростков школьного возраста средствами физической культуры и спорта.



2. Определить показатели развития физических качеств (двигательную активность) у обучающихся, занимающихся на уроках физической культуры и в спортивных секциях.



3. Определить влияние уроков физической культуры и занятий спортом на состояние здоровья детей и подростков школьного возраста и интерес к занятиям.



4. Определить уровень двигательной активности школьников, наметить возможности устранения гиподинамии.



Актуальность проблемы.



Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV век до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ, не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: "Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта". Древнеримский врач Гален в своем труде "Искусство возвращать здоровье" писал: "Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений". Французский врач Симон-Андре

4

Тиссо (ХVIII век) писал: ".... движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения".



Актуальность темы в настоящее время определяется тем, что средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю, однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологическую потребность детского организма в движениях. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал, что движения, необходимого для нормального роста и физического развития, школьники недополучают на 50%. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать 11% суточной нормы двигательной активности ребенка.



Таким образом, исследование вопросов, связанных с двигательной активностью, как средством формирования здоровья школьников, является актуальным.



Практическая значимость.



Ряд нововведений в режим дня школьника окажут помощь в повышение уровня двигательной активности, вследствие чего повысится уровень здоровья учащихся. Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут и должны учитываться учителями физической культуры при формировании двигательных умений и навыков и в повышении физической подготовленности, а также интереса к занятиям физическими упражнениями обучающихся.



Методы исследования:





5

1. Анализ научно-методической литературы.



2. Теоретическое исследование по медицинским заключениям.



3.Тестирование двигательной активности.



4. Обработка результатов.

































6

Зачем заниматься спортом?

Для нашего времени достаточно известной и популярной темой является здоровый образ жизни. Из-за резких ухудшения, экологической ситуации, переход от натуральных продуктов к синтетике, темп современной жизни достаточно неблагоприятно влияет на здоровье людей. Что же такое здоровье? Под здоровьем Всемирная организация здравоохранения понимает состояние полного физического, социального и душевного благополучия, в связи с этим понятно, что каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с проблемами здоровья. Отличным лекарством для решения почти всех проблем со здоровьем является спорт. Спорт — это противостояние с самим собой. Это та самая активность, в которой ты сегодня должен быть лучше, чем ты здесь же вчера. Спорт — это шаг навстречу самому себе, здоровью и другим достижениям в жизни. Помимо влияния на физическую сторону развития человека, спорт помогает выработке психологической готовности человека к профессиональной деятельности. По статистике ученых, каждый год более 300 человек считаются инвалидами из-за остеопороза. Из них 76% - люди трудоспособного возраста. Со стремлением профилактики этого заболевания нужно бороться с малоподвижным образом жизни. Остеопороз не единственная болезнь, которая может возникнуть благодаря малой физической активности. Вместе с ней также существует проблема появления сердечно-сосудистой патологии, ожирения, бессонницы и нарушений сна, нервно подобных расстройств, нарушений мозгового кровообращения и другие. Для сохранения и упрочнения своего здоровья медики советуют направить свое время физическим нагрузкам и обратить внимание на спорт, так как он великолепно влияет на человеческий организм. В процессе умеренных физических нагрузок происходит:

1. Укрепление опорно-двигательного аппарата - кости делаются более надежными и прочными к нагрузкам, развиваются силовые параметры мускулов, улучшается кислородное мышечное питание;

2. Улучшение сердечно-сосудистой системы – сердце и сосуды становятся более стойкими, с малым промежутком времени становятся привычны нагрузки, а также происходит быстрое восстановление;



7

3. Повышение иммунитета и улучшение состава крови – при стабильных тренировках, увеличивается уровень эритроцитов и лимфоцитов, что способствует хорошему иммунитету и помогает организму меньше болеть и бороться значительно лучше с вирусами и бактериями;

4. Укрепление и развитие нервной системы - возрастает быстрота, ловкость, становится лучше координация движения и появляются новые условные рефлексы, в следствии скорость нервных процессов также развивается;

5. Улучшение метаболизма – происходит продуктивная и результативная регуляция содержания сахара и других веществ в крови;

6. Улучшение работы органов дыхания – за счет нужды организма в кислороде, дыхание происходит более углубленным, становится больше жизненная емкость легкость;

7. Изменение отношения к жизни – физическая активность формирует у людей стимул к лучшей жизни. Человек меньше грустит и раздражается.































8

Влияние физических упражнений на здоровье школьников

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.



Обучение в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.



Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.



Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

9

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.



Двигательная активность



Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.



Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.



Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые

10

мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.



При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.



Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.



Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.



Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.



Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время



11

работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.



Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная ёмкость лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.



Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.



У ребят, которые регулярно выполняли предложенные комплексы упражнений, наблюдалась высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, чем у тех ребят, которые совсем не занимались физическими упражнениями.



Многие из ребят, кто приступил к занятиям, отметили улучшение работы пищеварительной и кровеносной систем. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, возрастает сопротивляемость организма к вирусным инфекциям. При правильном распределении физических упражнений происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Также после занятий физическими упражнениями все дети отмечают улучшение настроения.



12

Заключение. Основные выводы.

Подводя итоги, нужно отметить, что занятия физической культурой и спортом должны быть незаменимыми, составляющими ежедневной жизни общества, так как двигательная активность - определяющий фактор здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это характер жизнедеятельности человека, направленный на формирование, сохранение, укрепление, потребление и передачу здоровья. Такой образ жизни следует начинать устанавливать с раннего возраста влиянием на поведение и мировоззрение школьников педагогами и родителями.

Физические упражнения, как основное средство физического воспитания, формирует здоровую, активную, сильную личность. Поэтому уроки физической культуры в школе очень важны. Но их недостаточное количество не может полностью компенсировать дефицит двигательной деятельности у школьников. В связи с этим ученики должны посещать спортивные секции. Пропагандируя занятия физической культурой и спортом, возможно уменьшить распространение вредных привычек у подростков, тем самым укрепить здоровье нации.



Основные выводы:



1. Анализ литературных источников показал, что школьный возраст является одним из важнейших периодов в становлении и развитии человека. При этом основную роль в физическом развитии и здоровье ребёнка играет физическое воспитание. Правильное сочетание занятий физической культурой с учебой повышает ее эффективность, так как физические упражнения увеличивают продолжительность продуктивной умственной работы. Большое значение для развития детей школьного возраста имеет двигательная активность.



2. В ходе исследования удалось выяснить, что в группе обучающихся, занимающихся в спортивных секциях (помимо уроков физической культуры),

13

наблюдается более высокий прирост показателей физической подготовленности по всем тестам, как у мальчиков, так и у девочек, и, как следствие, улучшение состояния здоровья.



3. Введение дополнительных уроков по физической культуре, а также утренней зарядки, физкультминуток, динамических часов, экскурсий на свежем воздухе, занятия обучающихся в спортивных секциях, в танцевальном кружке дает большой положительный эффект, по сравнению с традиционным двигательным режимом.



4. В настоящее время, мы предполагаем, нет более эффективного метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная деятельность.



























14

Список использованной литературы

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/04/17/vliyanie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-na-zdorove-obuchayushchihsya

https://multiurok.ru/files/vliianie-fiikhicheskikh-uprazhnenii-na-zdorove-shk.html?ysclid=lq5lo8bemg371972118

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/09/21/doklad-po-teme-samoobrazovaniya-vliyanie-fizicheskikh









































15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!