СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в детском и подростковом возрасте

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на успешную социализацию личности, особенности детского коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в детском и подростковом возрасте»

Куликова Анастасия Игоревна. Дегенгарт Анна Валерьевна

г. Нижний Тагил,


ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Социализация, коллектив, сверстники, влияние коллектива, взаимодействие, успешная социализация, дезадаптация.

АННОТАЦИЯ: В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на успешную социализацию личности, особенности детского коллектива.

Kulikova Anastasiya Igorevna. Degengart Anna Valerevna

Nizhny Tagil,


INFLUENCE OF THE COLLECTIVE OF PEOPLE ON SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE CHILD AND ADOLESCENT AGE


KEYWORDS: Socialization, collective, peers, collective influence, interaction, successful socialization, disadaptation.

ABSTRACT:This article examines the main factors that influence the successful socialization of the individual, the characteristics of the children's collective.


Серьезной проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Формирование успешной личности является основополагающим положением в современной практике воспитания ребёнка и его развития, что прописано в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и является требованием ФГОС начального и основного общего образования.

Каждый индивид, начиная с детства, находится внутри какой-либо социальной группы. Сначала это семья, позже детский сад, школа, секции, кружки по интересам, учреждения профессионального образования, рабочий коллектив. Всю жизнь мы взаимодействуем с коллективом. Невозможно вести абсолютно обособленный образ жизни. Попадая в коллектив и социум, человек проходит процесс социализации и адаптации. [6]

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. [6]

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. [6]

Коллектив -  (от лат. collectivus — собирательный)  - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. [5]

Социализация человека происходит с помощью ряда психологических, социально-психологических и социально-педагогических механизмов. Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важную роль в формировании самооценки играет успешная деятельность в коллективе.

Процесс социализации может проходить по двум направлениям: успешная социализация и десоциализация. Процесс успешной социализации подразумевает под собой действенную социальную адаптацию человека, помогающую противостоять различным жизненным ситуациям, мешающим его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. То есть человек активно участвует в процессе социализации. Он адаптируется в обществе, приспосабливается к нему, а так же влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Так же существует процесс обратный социализации - десоциализация. При десоциализации человек не может нормально взаимодействовать с обществом. Его социальные навыки малы или полностью отсутствуют (в редких случаях). Самый главный признак социальной дезадаптации у личности, является длительный внутренний или внешний конфликт, без нахождения нужной формы поведения пригодной для его разрешения. Успешно социализированный человек готов к жизненным трудностям и в состоянии их преодолеть, в то время как десоциализированный человек не может удовлетворить свои потребности. На формирование успешной личности оказывает влияние множество факторов, одним из главных является коллектив, в котором ребенок растет и развивается, от него и будет напрямую зависеть процесс его социализации.

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Данная точка зрения верна лишь при условии того, что коллектив вокруг ребёнка сплочённый. При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Оно выступает инструментом формирования личности ребенка, а также действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования. Постоянно воздействуя на личность школьника, оно выполняет функцию нравственного контроля, следя за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения. Мнение большинства одновременно воздействует на сознание, на волю и на чувства ученика. Настроение большей группы людей неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики. Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности. Человек живет не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъема, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. [2]

Несмотря на это, нередко можно заметить неодобрение коллективом каких-либо его членов. Это обусловлено тем, что любой школьный класс разделяется на группы и подгруппы, причём по разным признакам. Но чаще всего это социальное расслоение, он проявляется в неравенстве социальных возможностей, в характере жизненных планов, уровне запросов и способах их реализации. Также складывается особая внутриклассная и внутришкольная иерархия, основанная на принадлежности учащегося к «активу» класса, успеваемости или его статусе. Учащиеся, не входящие в эти группы, переживают нападки со стороны сверстников либо игнорирование своей персоны. [1]

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Данная точка зрения правдива лишь при условии того, что коллектив вокруг ребёнка сплочённый. При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Оно выступает инструментом формирования личности ребенка, а также действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования. Постоянно воздействуя на личность школьника, оно выполняет функцию нравственного контроля, следя за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения. Мнение большинства одновременно воздействует на сознание, на волю и на чувства ученика. Настроение большей группы людей неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики. Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности. Человек живет не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъема, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. [2]

Несмотря на это, нередко можно заметить неодобрение коллективом каких-либо его членов. Это обусловлено тем, что любой школьный класс разделяется на группы и подгруппы, причём по разным признакам. Но чаще всего это социальное расслоение, он проявляется в неравенстве социальных возможностей, в характере жизненных планов, уровне запросов и способах их реализации. Также складывается особая внутриклассная и внутришкольная иерархия, основанная на принадлежности учащегося к «активу» класса, успеваемости или его статусе. Учащиеся, не входящие в эти группы, переживают нападки со стороны сверстников либо игнорирование своей персоны. [1]

Для выявления уровня социальной адаптации у детей разных возрастных групп было проведено анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ №64. Всего в исследовании принимали участие 73 человека. Был задан ряд вопросов учащимся 9-10 лет и 16-17 лет. Результаты показали, что 80% опрошенных младшей возрастной группы, ведут социально-активный образ жизни, они имеют друзей в школе и вне школы, посещают различные секции. 18% - не общаются с классом, а оставшиеся 2% имеют друзей лишь вне школы.

По данным опроса учащихся 16-17 лет, выяснилось, что некомфортно находиться в классе лишь одному человеку, в этом году он перешёл из другой школы, с предыдущим классом отношения складывались хорошо. С большой вероятностью это происходит из-за того что он ещё не адаптировался в новой обстановке, среди малознакомых людей.

По этим данным мы можем сказать, что подростки сталкиваются с проблемой социализации в коллективе реже, чем школьники начальных классов. В соответствии с возрастной периодизацией у младших школьников ведущим видом деятельности является учёба, а отношения с коллективом отходят на второй план. В то время как подростки стараются заявить о себе, поддерживая со всеми дружеские отношения. И в итоге к концу обучения люди на столько привыкают друг к другу, что между ними завязывается тесная связь, больше напоминающая дружбу, а все предыдущие разногласия, даже если они и были, забываются.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют агенты социализации, люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь сверстников. [4]

Проблема социализации личности в обществе всегда будет актуальной. Во все века люди сталкивались с этой проблемой, которая особенно остро проявляется в подростковом возрасте. Люди только начинающие адаптироваться в коллективе зачастую не могут обойтись без поддержки старшего поколения. Нужно помочь подростку разобраться в себе, помочь преодолеть стресс, подсказать пути преодоления недостатков. Каждый подросток тянется к общению, к коллективу, к совместному времяпрепровождению с товарищами. Это стремление подростка важно направлять в «нужное русло», и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Чуть ли не самой важной задачей учителя является вовремя обнаружить нарушение межличностных отношений в коллективе и грамотно их откорректировать.

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника- [электронный ресурс]- URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=562756

  2. Азарова Т. В. Влияние детского коллектива на личность- [электронный ресурс]-URL: (http://kursovaya.sokolbank.ru/vliyanie-detskogo-kollektiva-na-lichnost.html)

  3. Битянов М. Р. Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте- URL: (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=513824)

  4. Википедия- [электронный ресурс]- URL: (https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллектив)

  5. Википедия- [электронный ресурс]- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социализация

  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

  7. Волков П.В. Разнообразие человеческих миров. Издательский центр «Рипо классик», 2004.- 480 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!