СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние психологических особенностей на склонность к лживости у подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

=

 

 

Аннотация

В статье анализируется понятие лживости в различных психологических подходах, структура лжи, а также особенности и причины склонности ко лжи в подростковом возрасте. Описывается исследование влияния психологических особенностей на предрасположенность к лживости у подростков, а также приводитсяперечень личностных свойств, оказывающих влияние на отношение к конкретным видам лжи.На основе сравнения подростков с разным уровнем склонности ко лжи, обозначены те особенности развития личности, которые влияют на предрасположенность к обману у детей.

 

Просмотр содержимого документа
«Влияние психологических особенностей на склонность к лживости у подростков»

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СКЛОННОСТЬ К ЛЖИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ


Автор: Перкун Е., обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ № 4 г. Серпухова Московской области

Научный руководитель: Пылова А.О., педагог-психолог


Аннотация

В статье анализируется понятие лживости в различных психологических подходах, структура лжи, а также особенности и причины склонности ко лжи в подростковом возрасте. Описывается исследование влияния психологических особенностей на предрасположенность к лживости у подростков, а также приводится перечень личностных свойств, оказывающих влияние на отношение к конкретным видам лжи. На основе сравнения подростков с разным уровнем склонности ко лжи, обозначены те особенности развития личности, которые влияют на предрасположенность к обману у детей.

Annotetion.

The article analyzes the concept of deceit in various psychological approaches, the structure of lying, as well as the characteristics and reasons for the tendency to lie in adolescence. A study of the influence of psychological characteristics on the predisposition to deceit in adolescents is described, and a list of personal characteristics that influence attitudes towards specific types of lies is provided. Based on a comparison of adolescents with different levels of propensity to lie, those features of personality development that influence the predisposition to deception in children are identified.

Ключевые слова: подростки, психологические особенности, психология лжи, лживость, личностные свойства.

Keywords: teenagers, psychological characteristics, psychology of lies, deceit, personal properties.


Подростки постоянно вынуждены искать допустимые обществом выходы своей энергии, отрицательные эмоции, до абсурда преувеличенные юношеским максимализмом, переполняют их. В сложившейся ситуации многие из них пытаются изменить свою жизнь в лучшую сторону, как-то проявить себя, что-то доказать этому миру. Но лишь очень немногим из них удается сделать что-то подобное. Такие люди не прячутся от воздействий мира, а адаптируются к нему. Находя свою нишу в этой жизни, они ничего не придумывают и не упрощают, и постепенно развиваются в зрелую личность. Но есть и другой, на первый взгляд куда более привлекательный вариант. Ведь можно убегать от мира, не полностью ограждаясь от него, а всего лишь надевая подходящую «Маску». Человек лжет себе, и ему кажется, что он изменился. Он лжет окружающим и ему кажется, что изменился мир вокруг. Придумывая свой новый образ, подростки, как правило, стремятся сделать его сильным и зачастую даже жестоким, утрачиваются представления о морали, честности, уважении.

Вопрос о детской лжи имеет большое практическое и теоретическое значение. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у подростка в годы школьного обучения создает негативные предпосылки успешности в учебной деятельности. Это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя и конечно родители. Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка.

Актуальность темы связана с поиском ответов на следующие вопросы: «Почему и в каких случаях подростки лгут товарищам, учителям, родителям? Каких целей, они достигают, прибегая к использованию лжи? Какие личностные свойства отличают лжецов? Какие аспекты воспитания и ситуации в целом влияют на продуцирование лжи подростками?»

Исходя из актуальности, мы поставили цель: изучить влияние психологических особенностей подростков на склонности ко лживому поведению.

Объектом исследования в работе выступают психологические особенности личности подростков, предметом: влияние психологических особенностей на склонность к лживости у подростков.

Мы предположили, что психологические особенности влияют на предрасположенность к лживости у подростков.

В ходе теоретического изучения проблемы было установлено, что лживость как индивидуально-психологическая особенность личности заключается в искажении информации, проявляется в операциональной и содержательной сферах, имеет широкую вариативность.

Для целостного понимания феномена лжи важным является рассмотрение исследований, относящихся к её типологии. В результате изучения теоретических источников мы видим, что, во-первых, нет одной и общепринятой типологии лжи, а во-вторых, существует значительное количество различных видов лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости от точки зрения на сущность проблемы.

Ложь детей и подростков имеет свои отличительные особенности, виды и мотивы. Связано это со своеобразием возрастных кризисов, происходящих в процессе развития личности. Подростковый возраст (11-16 лет) характеризуется тем, что неискренность и подверженность влиянию друзей в этот период достигают своего пика.

Существуют различные мнения относительно причин лжи. Причин, по которым у некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей степени - множество. Одни из них коренятся в личности ребенка, другие - в его окружении, третьи - зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества и среды, в которой развиваются дети.

Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели практическое исследование, которое было организовано на базе МБОУ СОШ № 4 г. Серпухова Московской области. В исследовании приняли участие 60 подростков 7 – 9 классов, возраст подростков – 13-15 лет, из них 30 девочек (50%) и 30 мальчиков (50%).

Для выяснения склонности подростков ко лжи нам нужно было сравнить личностные особенности подростков в зависимости от степени склонности ко лжи. Подросткам был предложен опросник 3-ФЛО, состоящий из 57 вопросов.

По результатам проведенной диагностики у нас получились 3 группы детей с разным уровнем лживого поведения: группа 1 - склонность ко лжи, группа 2 - ситуативная склонность к лживому поведению и группа 3 -правдивое поведение. Количественное распределение испытуемых по группам приведено на диаграмме (рис.1).

Рис 1. Группы подростков с различной склонностью ко лжи


Далее была проведена диагностика личностных особенностей подростков. Для этого мы использовали следующие методики: опросник «Виды лжи» (разработан И.П. Шкуратовой), вопросник «Лживость» (Церковная И.А.)., методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Проведя диагностическое исследование мы сделали следующие выводы:

  1. Для испытуемые, которые склонны к частому использованию лжи, характерны такие личностные особенности как выраженная экстраверсия, общительность и при этом невротичность, склонность к спонтанной агрессии, неуравновешенность и застенчивость, эмоциональная лабильность, низкий уровень готовности к открытому и доверительному общению, для данных испытуемых значимо наличие верных и хороших друзей, получение удовольствий, для чего они готовы проявлять жизнерадостность, самоконтроль, рационализм. Эти испытуемые используют самые разные виды лжи, при этом плохо относятся к тому, что окружающие люди также могут лгать. Эти подростки демонстрируют высокий уровень школьной тревожности, особенно в отношении ожиданий окружающих и отношений с учителями.

  2. Для испытуемых, которые лгут ситуативно, характерна достаточная эмоциональная уравновешенность, отсутствие невротических и депрессивных тенденций, открытость во взаимодействии с окружающими людьми. При этом данные испытуемые более интровертированы, чем испытуемые, которые часто лгут. Эти испытуемые ценят активную деятельную жизнь, познание и интеллектуальное развитие, счастливую семейную жизнь и для этого готовы проявлять ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к мнениям других, честность и образованность. Ложь эти испытуемые, как правило, используют в ситуациях, когда того требует этикет, если необходимо оградить другого от травмирующей информации, иногда они не лгут прямо, а умалчивают информацию.

3. Для испытуемых, которые стремятся быть правдивыми и не лгать, характерны такие личностные характеристики как интровертированность, эмоциональная уравновешенность и готовность к открытому доверительному общению. Эти испытуемые ценят активную деятельную жизнь, познание и интеллектуальное развитие, счастливую семейную жизнь. Они стремятся проявлять ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к мнениям других, честность, образованность и широту взглядов. Данные испытуемые в наименьшей степени из всей выборки склонны ко лжи. Они могут лгать, следуя нормам этикета или стараясь оградить другого от нежелательной информации. При этом ко лжи других людей относятся достаточно терпимо и признают, что у других могут быть свои причины для лжи. Они эмоционально стабильны, не испытывают выраженной тревоги в школе. В структуре их лживости не наблюдается выраженных проявлений, однако в наибольшей степени представлено стремление скрыть негативные эмоции, которые могут быть осуждены другими.

Следовательно, у лиц с различной склонностью ко лжи были выявлены разные личностные особенности. Наиболее явные различия касаются уровня экстраверсии: у более экстровертированных испытуемых наблюдалась более выраженная склонность ко лжи. Это можно объяснить тем, что стремление быть принятым другими людьми обуславливает готовность искажать информацию с тем, чтобы себя подать в лучшем свете, саму информацию преподнести в более выгодном для себя варианте.

Также обращает на себя внимание различия по эмоциональной устойчивости: у лиц, склонных ко лжи, эмоциональная устойчивость ниже, а у склонных к правдивости выше. Можно предположить, что чем выше эмоциональная устойчивость личности, тем она более терпима к внешним социальным воздействиям. Низкий уровень эмоциональной устойчивости сопряжен с тревогой и подверженностью влиянию окружающих.

Наконец, следует отметить и особенности ценностных ориентаций у подростков с разной степенью лживости. Так, подростки, которые часто лгут, демонстрируют ценности, адекватные подростковому возрасту (друзья, удовольствия), в то время как подростки, которые лгут ситуативно или стремятся не лгать вовсе, демонстрируют более зрелые ценности (интеллектуальное развитие, образованность), что позволяет предположить их большую личностную зрелость.

Таким образом, можно сказать, что наше предположение о том, что личностные особенности влияют на предрасположенность к лживости у подростков, полностью подтвердилось.


На основе сравнения подростков с разным уровнем склонности ко лжи, были выявлены те особенности развития личности, которые влияют на предрасположенность ко лжи. На склонность ко лжи влияют выраженная экстраверсия, общительность и при этом невротичность, неуравновешенность и застенчивость, низкий уровень готовности к открытому и доверительному общению, значимо наличие верных и хороших друзей, получение удовольствий, для чего они готовы проявлять жизнерадостность, самоконтроль, рационализм. При этом используется самые разные виды и мотивы лжи: ложь в защиту других и себя, защиту себя от наказаний, стремление выглядеть лучше в глазах других. И в то же время имеется отрицательное отношение к тому, что окружающие люди также могут лгать. К тому же уровень школьной тревожности достаточно высок, особенно в отношении ожиданий окружающих и отношений с учителями.

В практике работы психологов, педагогов и родителей могут быть использованы результаты данного исследования и оказания необходимой помощи через реализацию психолого-педагогических рекомендаций по профилактике лживости детей и подростков.


Список использованных источников:

  1. Душина Е.А. Исследование отношений подростков ко лжи /Е.А. Душину. – [Текст], М.: Просвещение, 2019. - 345 с.

  2. Гоцева Ю.А. Влияние взаимоотношений подростка с родителями на особенности его самопредъявления и склонности ко лжи /Ю.А. Гоцева // Психология и школа. - 2021. - № 8. - С.94-101.

  3. Жданова О.О. психологические особенности понимания лжи и обмана /О.О. Жданова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2018. - № 4. - С.126-131.

  4. Мелитан К.С. Психология лжи. /К.С. Мелитан. – [Текст], М.: Наукоград, 2016. - 278 с.

  5. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложных и правдивых сообщений /С.И. Симоненко. – [Текст], М.: АСТ-пресс, 2012. - 205 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!