Влияние внеурочной деятельности на духовно-нравственное воспитание младших школьников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [11], утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность [41].
Согласно Федерального образовательного стандарта начального общего образования на данный момент уделяется большое внимание в организации внеклассной деятельности в современной системе образования, так как успех обучения детей зависит не только от того, как будет организован урок, но и как будут проходить внеклассные занятия [41].
Внеурочная деятельность всегда привлекала особое внимание учителей. В результате анализа различных методологических и педагогических разработок, обнаружился факт, что наряду со множеством определений «внеклассной деятельности», существуют многочисленные связанные понятия. При сравнении различных интерпретаций «внеклассной деятельности», предлагаемых исследователями и методологами, нами предпринята попытка найти наиболее приемлемую, чтобы продолжить работу.
В теме нашей работы используется понятие внеурочная деятельность, под которой, согласно Федерального образовательного стандарта понимается такая деятельностях организация основу которой составляет базисный учебный план, который организуется именно участниками образовательного процесса и который отличается от урочной системы образования. Такой вид деятельности организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся младших классов при организации содержательного досуга, а также их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности [41].
Под «внеурочной деятельностью» в настоящей работе будет пониматься любая автономная деятельность школьников, организованная учителем или учеником во внеклассные часы и осуществляемая сознательно, то есть на основе личных интересов учеников. Целью такой деятельности должно быть развитие школьников, как в образовательном, так и в духовно-нравственном плане. Анализ литературных источников позволил понять и дать определение понятию «внеклассная деятельность». Наличие большого количества различных трактовок этого термина только доказывает актуальность выбранной для исследования темы в рамках настоящей работы и оправдывает важность проводимой теоретической работы.
Внеурочная деятельность отличается от урочной системы образования следующим:
- добровольностью участия детей во внеклассной деятельности;
- нет четкой и строгой системы регламентации относительно времени проведения, места деятельности, формы проведения;
- не требуется, чтобы у детей были четкие знания относительно того или иного предмета, не требуются определенные умения и навыки;
- от учащихся необходимо проявление самостоятельности и инициативности при участии во внеурочной деятельности [10].
Необходимо отметить, что у образовательного учреждения имеется большая заинтересованность в организации внеурочной деятельности не только из-за того, что ее требуется в обязательном порядке включить в учебный план, но и из-за того, что благодаря ей у учащихся улучшаются результаты в учебной деятельности.
По результатам выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Под внеурочной деятельностью понимается определенная часть общего образования, которая полностью направлена на то, чтобы помогать педагогам и учащимся в освоении какого-то нового вида учебной деятельности, а также помогает в формировании и повышении учебной мотивации.
Внеурочная деятельность помогает расширить образовательное пространство школы, помогает создать дополнительные условия для развития учащихся.
Через внеурочную деятельность происходит выстраивание такой сети, которая поможет учащимся школы при адаптации в учебном процессе, при социальных пробах при обучении в процессе всего периода.
Целью внеурочную деятельности является создание таких условий для работы учащихся, которые будут оказывать положительное влияние на развитие ребенка, на его интересы через свободный выбор деятельности [8].
Основными принципами организации внеурочной деятельности являются следующие:
- учет возрастных особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
- применение современных образовательных технологий в работе;
- учет традиций в работе и положительного педагогического опыта при организации внеклассной деятельности;
- обязательный учет ценностных ориентаций в воспитательные системы школы;
- возможность свободного выбора на основе учета личных интересов детей, их возможностей и склонностей [10].
Важной задачей при организации внеурочной деятельности является формирование познавательного интереса у учащихся. В рамках выполнения данной задачи можно выбрать следующие формы организации внеклассной деятельности экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования [10].
Педагогам, при организации внеурочной деятельности, необходимо помнить о том, что такая работа должна быть регулярной, а не эпизодической, так как в таком случае можно постоянно поддерживать интерес учащихся и не терять его. Поэтому при организации внеурочной деятельности педагогу всегда необходимо проводить занятия таким образом, чтобы развивать любознательность, учитывать интерес школьников и требовать, чтобы они проявляли свои волевые качества.
Чтобы внеурочная работа действительно оказывала положительное влияние на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, необходимо давать им больше самостоятельности и организовывать больше практическую деятельность, где дети смогут проявить все свои навыки. Необходимо отметить, что, когда ребенок в младшем школьном возрасте самостоятельно добывает знания и развивает умения и навыки, это приносит полное удовлетворение самим собой и уверенность в своих собственных силах и возможностях, так у ребенка формируется стремление к тому, чтобы продолжать процесс изучения какого-либо материала [2].
Так же при организации внеурочной работы очень важно то, такие средства применяются в работе и то, как они сказываются на развитии познавательных процессов детей.
Под средствами обучения во внеурочной работе понимаются такие источники, которые оказывают положительное влияние на формирование знаний, умений, навыков в формировании качеств личности детей младшего школьного возраста. Рассматривая данное определение в широком смысле, под средствами обучения понимается те возможности, которые оказывают положительное влияние на достижение поставленных целей ребенком, то есть это формы, методы, содержание и специальные средства обучения детей в младших классах. Все средства и методы, которые используются при организации внеклассной деятельности с детьми полностью облегчают познание ребенком окружающего мира, предмета, действительности. Средства обучения выполняют следующие функции: обучающую, воспитывающую, развивающую. Так же они служат средством побуждения, управления, контроля за учебной и познавательной деятельностью учащихся [18].
Далее рассмотрим те средства внеурочной работы, которые оказывают положительное влияние на формирование духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста:
● Коммуникативный компонент, его развитие происходит через общение, совместную деятельность, усвоение ребёнком общепринятых в обществе норм, правил и обычаев, с помощью которых он может развивать межличностные взаимоотношения;
● Познавательный компонент, его ребенок развивает через получение знаний, проведение рефлексии и понимание сути изучаемой области;
● Ценностно-смысловой компонент, у ребенка появляется ценностный ориентир, появляются собственные предпочтения, мотивы и установки, которые определяют его отношение к кому или чему-либо;
● Практический компонент, здесь ребенок должен усвоить практические навыки в разных видах деятельности, проявлять себя в творчестве [4].
Реализация педагогического сопровождения необходима для социализации современных детей начальной школы, для этого требуется:
● Проводить диагностику, включающую в себя все компоненты социализации (коммуникативные, познавательные, ценностно-смысловые, практические);
● Разработать авторскую программу, включающую в себя теоретические материалы;
● Вовлекать детей младшего школьного возраста в различные виды совместной внеурочной деятельности [15].
Таким образом, на основе выше сказанного можно сделать вывод о том, что положительное влияние внеурочной деятельности на духовно-нравственное воспитание детей оказывает направленность работы с ребенком. Организация действительно интересной и познавательной внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста поможет освоить основные нравственные понятия, сформирует поведение, которое соответствует общепринятым нормам, научит детей оценивать поведение окружающих людей согласно духовно-нравственным нормам.