СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние внеурочной деятельности на мотивацию ребенка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Влияние внеурочной деятельности на мотивацию ребенка

Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё

                                           легко переходить в другие профессии, и все приобретённые

                           навыки оказываются полезными почти в любом деле.

Новые федеральные  государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.  

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

                         

  Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках.

 Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения  учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

    Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

       выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

       создание условий для индивидуального развития ребенка;

       формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

       развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

 

       развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

       расширение рамок общения школьников с социумом;

       коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучения

       для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

       создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

 

    

Во внеурочной деятельности выделяют несколько факторов.

Педагогический фактор. Внеурочная работа, объединяясь с уроком, обеспечивает преподавателя множеством моделей организации учебно - воспитательной работы, которые способны полностью удовлетворить и познавательные и коммуникативные потребности учащихся.

 Психолого-педагогический фактор. На внеурочных занятиях подростки могут почувствовать себя творцами, изобретая и рационализируя модели и системы, производя наглядные пособия, составляя кроссворды, задачи.  Внеурочные занятия инициируют становление умственной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, а так же отношений партнерства.

 Социальный фактор. Внеурочная работа является способом предупреждения и преодоления асоциальной деятельности школьников, не   позволяет им попасть в криминальную среду, увлекает личностно и социально важными делами, стимулирует у детей особое внимание к жизни во всех ее проявлениях.

  Цель и задачи внеурочной деятельности разрешаются при помощи методов. В трудах исследователей представлено немалое число классификаций методов педагогического процесса, разных по своему основанию, но более полная была предложена Ю.К. Бабанским. Его классификация включает четыре группы методов:

 Методы формирования личностного сознания (формирование- понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений и эталонов). К ним относятся словесные (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные (показ иллюстраций, демонстрация опытов); 

Методы организации деятельности, общения и формирования- навыка социального поведения. К ним относят способы организации учебно -познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной деятельности;  

Методы стимулирования мотивации деятельности и поведения. К- ним относятся методы поощрения, порицания, игровых психологических ситуаций, применение общественного мнения, примера; 

Методы контроля, личного контроля и самостоятельной оценки- поведения и деятельности. К ним относятся способы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы наблюдения, оценки и самооценки поведения  

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые могут быть использованы в школе, к ним относят: познавательную деятельность, ценностно-ориентационную, социальную, эстетическую, досуговую. Ясно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием педагогического процесса в школе и служат достижению конкретных целей в воспитании и обучении 

 Познавательная деятельность ориентирована на становление познавательных интересов, накопление знаний, формирование интеллектуальных способностей учеников. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как  конкурсы, олимпиады, лектории.

Ценностно-ориентационная деятельность, в сущности, является формированием отношения к миру, укрепление убеждений и мнений, постижение нравственных норм общества – то есть того, что считают ценностями.

 

Работа с учащимися по математике во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:

1)         в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)         в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;

3)         в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир  школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополняется внеурочной работой.  Внеурочная деятельность может быть  представлена кружками «Юный математик».  «Занимательная математика»,  «Логика» и др.  которые расширяют математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Пример УУД для математического кружка.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;
  • вести диалог, работая в парах, группах;
  • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
  • координировать свои действия с действиями партнеров;
  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;
  • совершенствовать математическую речь;
  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • критически относиться к своему и чужому мнению;
  • уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • принимать самостоятельно решения;
  • содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Виды игр, используемые на занятиях:

  • игры на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интерактивные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

  в виде·математического праздника «Восхождение на вершину знаний»   где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представления лучших кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по вопросам курса программы; коллективный выпуск математической газеты.

Внеурочная работа должна быть организована по следующим принципам:  Содержание деятельности должно опираться на материал,- изучаемый во время учебной деятельности.  Включение в деятельность трех составляющих: информация,- переживание, действие.  Сочетание во внеучебной работе ее всевозможных форм,- оптимальных для работы с подростками  Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.-  Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям- ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка

Вывод.

Внеурочная деятельность  - это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Внеурочная работа должна быть организована по следующим принципам:  Содержание деятельности должно опираться на материал,- изучаемый во время учебной деятельности.  Включение в деятельность трех составляющих: информация,- переживание, действие.  Сочетание во внеурочной работе ее всевозможных форм,- оптимальных для работы с подростками  Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.-  Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям- ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.

  Во внеурочной работе предусматриваются личные интересы, возможности и способности подростков, особенности их возраста. Следовательно, для разных возрастных групп ребят изменяется соотношение разных форм внеурочной деятельности

 

 Таким образом, внеурочная работа может разрешить те педагогические, социальные и психологические задачи, которым нередко не уделяется подобающего внимания при планировании хода урока по предметам в рамках урочной деятельности из – за недостатка времени или не соответствия этой деятельности содержанию урока

 

 

Просмотр содержимого документа
«Влияние внеурочной деятельности на мотивацию ребенка»

Влияние внеурочной деятельности на мотивацию ребенка

Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё

легко переходить в другие профессии, и все приобретённые

навыки оказываются полезными почти в любом деле.

Новые федеральные  государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.  

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

  Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках.

 Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения  учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

    Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

       выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

       создание условий для индивидуального развития ребенка;

       формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

       развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

       развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

       расширение рамок общения школьников с социумом;

       коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучения

       для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

       создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

    

Во внеурочной деятельности выделяют несколько факторов.

Педагогический фактор. Внеурочная работа, объединяясь с уроком, обеспечивает преподавателя множеством моделей организации учебно - воспитательной работы, которые способны полностью удовлетворить и познавательные и коммуникативные потребности учащихся.

Психолого-педагогический фактор. На внеурочных занятиях подростки могут почувствовать себя творцами, изобретая и рационализируя модели и системы, производя наглядные пособия, составляя кроссворды, задачи. Внеурочные занятия инициируют становление умственной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, а так же отношений партнерства.

Социальный фактор. Внеурочная работа является способом предупреждения и преодоления асоциальной деятельности школьников, не позволяет им попасть в криминальную среду, увлекает личностно и социально важными делами, стимулирует у детей особое внимание к жизни во всех ее проявлениях.

Цель и задачи внеурочной деятельности разрешаются при помощи методов. В трудах исследователей представлено немалое число классификаций методов педагогического процесса, разных по своему основанию, но более полная была предложена Ю.К. Бабанским. Его классификация включает четыре группы методов:

Методы формирования личностного сознания (формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений и эталонов). К ним относятся словесные (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные (показ иллюстраций, демонстрация опытов);

Методы организации деятельности, общения и формирования навыка социального поведения. К ним относят способы организации учебно -познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной деятельности;

Методы стимулирования мотивации деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых психологических ситуаций, применение общественного мнения, примера;

Методы контроля, личного контроля и самостоятельной оценки поведения и деятельности. К ним относятся способы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы наблюдения, оценки и самооценки поведения

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые могут быть использованы в школе, к ним относят: познавательную деятельность, ценностно-ориентационную, социальную, эстетическую, досуговую. Ясно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием педагогического процесса в школе и служат достижению конкретных целей в воспитании и обучении

Познавательная деятельность ориентирована на становление познавательных интересов, накопление знаний, формирование интеллектуальных способностей учеников. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как конкурсы, олимпиады, лектории.

Ценностно-ориентационная деятельность, в сущности, является формированием отношения к миру, укрепление убеждений и мнений, постижение нравственных норм общества – то есть того, что считают ценностями.



Работа с учащимися по математике во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополняется внеурочной работой. Внеурочная деятельность может быть представлена кружками «Юный математик». «Занимательная математика», «Логика» и др. которые расширяют математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Пример УУД для математического кружка.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;

  • вести диалог, работая в парах, группах;

  • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

  • координировать свои действия с действиями партнеров;

  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;

  • совершенствовать математическую речь;

  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • критически относиться к своему и чужому мнению;

  • уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • принимать самостоятельно решения;

  • содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Виды игр, используемые на занятиях:

  • игры на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интерактивные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

 в виде·математического праздника «Восхождение на вершину знаний» где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представления лучших кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по вопросам курса программы; коллективный выпуск математической газеты.

Внеурочная работа должна быть организована по следующим принципам: Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности. Включение в деятельность трех составляющих: информация, переживание, действие. Сочетание во внеучебной работе ее всевозможных форм, оптимальных для работы с подростками Неформальная позиция педагога, открытость для помощи. Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка

Вывод.

Внеурочная деятельность - это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Внеурочная работа должна быть организована по следующим принципам: Содержание деятельности должно опираться на материал,- изучаемый во время учебной деятельности. Включение в деятельность трех составляющих: информация,- переживание, действие. Сочетание во внеурочной работе ее всевозможных форм,- оптимальных для работы с подростками Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям- ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.

Во внеурочной работе предусматриваются личные интересы, возможности и способности подростков, особенности их возраста. Следовательно, для разных возрастных групп ребят изменяется соотношение разных форм внеурочной деятельности

Таким образом, внеурочная работа может разрешить те педагогические, социальные и психологические задачи, которым нередко не уделяется подобающего внимания при планировании хода урока по предметам в рамках урочной деятельности из – за недостатка времени или не соответствия этой деятельности содержанию урока






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!