Влияние внеурочной деятельности на мотивацию ребенка
Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё
легко переходить в другие профессии, и все приобретённые
навыки оказываются полезными почти в любом деле.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках.
Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения школьников с социумом;
коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучения
для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
Во внеурочной деятельности выделяют несколько факторов.
Педагогический фактор. Внеурочная работа, объединяясь с уроком, обеспечивает преподавателя множеством моделей организации учебно - воспитательной работы, которые способны полностью удовлетворить и познавательные и коммуникативные потребности учащихся.
Психолого-педагогический фактор. На внеурочных занятиях подростки могут почувствовать себя творцами, изобретая и рационализируя модели и системы, производя наглядные пособия, составляя кроссворды, задачи. Внеурочные занятия инициируют становление умственной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, а так же отношений партнерства.
Социальный фактор. Внеурочная работа является способом предупреждения и преодоления асоциальной деятельности школьников, не позволяет им попасть в криминальную среду, увлекает личностно и социально важными делами, стимулирует у детей особое внимание к жизни во всех ее проявлениях.
Цель и задачи внеурочной деятельности разрешаются при помощи методов. В трудах исследователей представлено немалое число классификаций методов педагогического процесса, разных по своему основанию, но более полная была предложена Ю.К. Бабанским. Его классификация включает четыре группы методов:
Методы формирования личностного сознания (формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений и эталонов). К ним относятся словесные (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные (показ иллюстраций, демонстрация опытов);
Методы организации деятельности, общения и формирования навыка социального поведения. К ним относят способы организации учебно -познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной деятельности;
Методы стимулирования мотивации деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых психологических ситуаций, применение общественного мнения, примера;
Методы контроля, личного контроля и самостоятельной оценки поведения и деятельности. К ним относятся способы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы наблюдения, оценки и самооценки поведения
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые могут быть использованы в школе, к ним относят: познавательную деятельность, ценностно-ориентационную, социальную, эстетическую, досуговую. Ясно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием педагогического процесса в школе и служат достижению конкретных целей в воспитании и обучении
Познавательная деятельность ориентирована на становление познавательных интересов, накопление знаний, формирование интеллектуальных способностей учеников. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как конкурсы, олимпиады, лектории.
Ценностно-ориентационная деятельность, в сущности, является формированием отношения к миру, укрепление убеждений и мнений, постижение нравственных норм общества – то есть того, что считают ценностями.
Работа с учащимися по математике во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополняется внеурочной работой. Внеурочная деятельность может быть представлена кружками «Юный математик». «Занимательная математика», «Логика» и др. которые расширяют математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Пример УУД для математического кружка.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Виды игр, используемые на занятиях:
игры на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интерактивные игры;
интеллектуально-творческие игры.
в виде·математического праздника «Восхождение на вершину знаний» где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представления лучших кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по вопросам курса программы; коллективный выпуск математической газеты.
Внеурочная работа должна быть организована по следующим принципам: Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности. Включение в деятельность трех составляющих: информация, переживание, действие. Сочетание во внеучебной работе ее всевозможных форм, оптимальных для работы с подростками Неформальная позиция педагога, открытость для помощи. Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка
Вывод.
Внеурочная деятельность - это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Внеурочная работа должна быть организована по следующим принципам: Содержание деятельности должно опираться на материал,- изучаемый во время учебной деятельности. Включение в деятельность трех составляющих: информация,- переживание, действие. Сочетание во внеурочной работе ее всевозможных форм,- оптимальных для работы с подростками Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям- ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
Во внеурочной работе предусматриваются личные интересы, возможности и способности подростков, особенности их возраста. Следовательно, для разных возрастных групп ребят изменяется соотношение разных форм внеурочной деятельности
Таким образом, внеурочная работа может разрешить те педагогические, социальные и психологические задачи, которым нередко не уделяется подобающего внимания при планировании хода урока по предметам в рамках урочной деятельности из – за недостатка времени или не соответствия этой деятельности содержанию урока