Влияние музыки на здоровье и будущее человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы данного проекта.
Цель проекта: выявить особенности влияния музыки на здоровье и будущее человека.
Задачи проекта
- Изучить литературу, связанную с музыкой;
- Выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;
- Выяснить, как с помощью музыки научиться избавляться от проблем и плохого самочувствия.
- С помощью анализа полученных данных установить особенности влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростка.
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анализ полученных данных.
Объект исследования: состояние здоровья подростка.
Предмет исследования: изменения в состоянии здоровья подростка, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций, наблюдение.
База исследования: 9 класс МБОУ «Татарская гимназия №15» Кировского района г. Казани.
Практическая значимость
Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.
Воспитание музыкой
Что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т. Готье). Филосовские: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б.Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д.Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!
Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Исцеление музыкой
Меланотерапия, или лечение музыкой, имеет тысячелетнюю историю. Жрецы многих народов еще в древности знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии.
В средневековых европейских городах во время эпидемий церкви звонили «во все колокола». И хотя тогда толком никто не мог объяснить, зачем нужен колокольный звон (объяснения, конечно, давались самые различные), но люди, оказывается, поступали совершенно правильно.
Лишь в 20 веке стало понятно, для чего был нужен этот звон. Выяснилось, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение, убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф или вирусы гриппа и желтухи всего лишь за несколько секунд!
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения инностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.
В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».
ЭФФЕКТ МОЦАРТА
Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу «Почему Моцарт?»
Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности.
Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.
Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учеными явление получило название «эффект Моцарта».
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
Изучив и проаналезировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
На первом этапе своей практической деятельности я решила провести опрос в 8-9-ых классов по оценке их самочувствия, активности их настроения до прослушивания музыки и после.
В своем исследовании « Градусник» ( экспресс - вариант методики САН – С – самочувствие, А – активность, Н – настроение). Способ проведения опросов, инструкция и оценка результатов представлена в книге Т.А. Барышевой и В.А. Шекалова «Креативный ребенок : диагностика и развитие творческих способностей»
(2 приложение)
Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов произведений подобранных и приложенных учителем музыки:
- Эдвард Григ из музыки к драме « Пер Гюнт» - 3 минуты
- П. И. Чайковский « Апрель. Подснежник» из цикла « Времена года» - 2 минуты
- В.А.Моцарт « Маленькая ночная серенада» - 3 минуты
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний САН учащихся можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате в 9 классе по списку 19 человек улучшение самочувствия отмечено у 19 учащихся, повысилась степень активности у 15 и положительное изменение в настроении наблюдалось у 15 человек.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА
Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
- Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
- Мелодии не такие печальные.
- Мелодии радостные и веселые
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:
- Быстрые, веселые мелодии.
- Мелодии менее радостные.
- Мелодии плавные и задумчивые.
Слушая музыку, вы незаметно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов:
- Музыкальная программа не должна состоять более чем 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни .
- Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.
- Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
- Перед прослушиванием скажите себе: «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя депрессия исчезнет!»
Заключение
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
- музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
- музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей.
- терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время .
Духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на его здоровье. Это и подтверждает З. Кодай и его слова:
« В тех школах, где музыка преподается как каждодневный учебный процесс, дети легче и лучше успевают и по другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного все очень просто: ежедневные занятия музыкой, пусть и краткое , настолько возбуждает ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному»
Почему это происходит? Пока со всей определенностью нельзя ответить. Мы еще слишком мало знаем о себе и закономерностях собственного мышления, особенно художественного. Однако, научное доказательство найденных З.Кодаем фактов позволило бы уделять урокам музыки гораздо больше времени. Вероятно, не случайно в основных направлениях второго стандарта обучения школьной реформы названа важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Однако, практические выводы из этого положения еще не сделаны в полном объеме. Уроки музыки пока представляется многим учащимся и родителям как нечто необязательное.
В нашем классе 19 человек, из них я, в 2014 году окончила музыкальную школу №24 по классу фортепиано. На данный момент я являюсь участницей танцевального ансамбля «Счастливое детство», ударница. Двое одноклассников: Салахов Ильвир и Садыков Нияз в 2016 году оканчивают детскую музыкальную школу №24 по классу баян, они тоже учатся хорошо - ударники.
Великий А. Эйнштейн и не менее знаменитый Шерлок Холмс играли на скрипке с большим удовольствием. Здесь есть над чем задуматься.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детской музыкальной школе, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть причины, последовать их вдохновляющему примеру.
И, конечно, хочется сказать о том, что в последнее время на экранах телевидения появились программы, которые пропагандируют музыкальное искусство, такие как «Щелкунчик», «Минута славы», «Синяя птица» «Голос дети». После просмотра этих программ у учащихся появляется интерес к музыкальному искусству и желание проявить себя в вокальной, исполнительской, хореографической деятельности.
Подводя итог исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям, чего в наше время не хватает, и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение!
Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на здоровье и будущее человека.»
Влияние музыки на здоровье и будущее человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы данного проекта.
Цель проекта: выявить особенности влияния музыки на здоровье и будущее человека.
Задачи проекта
Изучить литературу, связанную с музыкой;
Выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;
Выяснить, как с помощью музыки научиться избавляться от проблем и плохого самочувствия.
С помощью анализа полученных данных установить особенности влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростка.
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анализ полученных данных.
Объект исследования: состояние здоровья подростка.
Предмет исследования: изменения в состоянии здоровья подростка, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций, наблюдение.
База исследования: 9 класс МБОУ «Татарская гимназия №15» Кировского района г. Казани.
Практическая значимость
Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.
Воспитание музыкой
Что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т. Готье). Филосовские: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б.Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д.Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!
Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Исцеление музыкой
Меланотерапия, или лечение музыкой, имеет тысячелетнюю историю. Жрецы многих народов еще в древности знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии.
В средневековых европейских городах во время эпидемий церкви звонили «во все колокола». И хотя тогда толком никто не мог объяснить, зачем нужен колокольный звон (объяснения, конечно, давались самые различные), но люди, оказывается, поступали совершенно правильно.
Лишь в 20 веке стало понятно, для чего был нужен этот звон. Выяснилось, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение, убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф или вирусы гриппа и желтухи всего лишь за несколько секунд!
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения инностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.
В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».
ЭФФЕКТ МОЦАРТА
Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу «Почему Моцарт?»
Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности.
Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.
Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учеными явление получило название «эффект Моцарта».
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
Изучив и проаналезировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
На первом этапе своей практической деятельности я решила провести опрос в 8-9-ых классов по оценке их самочувствия, активности их настроения до прослушивания музыки и после.
В своем исследовании « Градусник» ( экспресс - вариант методики САН – С – самочувствие, А – активность, Н – настроение). Способ проведения опросов, инструкция и оценка результатов представлена в книге Т.А. Барышевой и В.А. Шекалова «Креативный ребенок : диагностика и развитие творческих способностей»
(2 приложение)
Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов произведений подобранных и приложенных учителем музыки:
Эдвард Григ из музыки к драме « Пер Гюнт» - 3 минуты
П. И. Чайковский « Апрель. Подснежник» из цикла « Времена года» - 2 минуты
В.А.Моцарт « Маленькая ночная серенада» - 3 минуты
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний САН учащихся можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате в 9 классе по списку 19 человек улучшение самочувствия отмечено у 19 учащихся, повысилась степень активности у 15 и положительное изменение в настроении наблюдалось у 15 человек.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА
Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
Мелодии не такие печальные.
Мелодии радостные и веселые
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:
Быстрые, веселые мелодии.
Мелодии менее радостные.
Мелодии плавные и задумчивые.
Слушая музыку, вы незаметно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов:
Музыкальная программа не должна состоять более чем 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни .
Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.
Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
Перед прослушиванием скажите себе: «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя депрессия исчезнет!»
Заключение
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей.
терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время .
Духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на его здоровье. Это и подтверждает З. Кодай и его слова:
« В тех школах, где музыка преподается как каждодневный учебный процесс, дети легче и лучше успевают и по другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного все очень просто: ежедневные занятия музыкой, пусть и краткое , настолько возбуждает ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному»
Почему это происходит? Пока со всей определенностью нельзя ответить. Мы еще слишком мало знаем о себе и закономерностях собственного мышления, особенно художественного. Однако, научное доказательство найденных З.Кодаем фактов позволило бы уделять урокам музыки гораздо больше времени. Вероятно, не случайно в основных направлениях второго стандарта обучения школьной реформы названа важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Однако, практические выводы из этого положения еще не сделаны в полном объеме. Уроки музыки пока представляется многим учащимся и родителям как нечто необязательное.
В нашем классе 19 человек, из них я, в 2014 году окончила музыкальную школу №24 по классу фортепиано. На данный момент я являюсь участницей танцевального ансамбля «Счастливое детство», ударница. Двое одноклассников: Салахов Ильвир и Садыков Нияз в 2016 году оканчивают детскую музыкальную школу №24 по классу баян, они тоже учатся хорошо - ударники.
Великий А. Эйнштейн и не менее знаменитый Шерлок Холмс играли на скрипке с большим удовольствием. Здесь есть над чем задуматься.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детской музыкальной школе, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть причины, последовать их вдохновляющему примеру.
И, конечно, хочется сказать о том, что в последнее время на экранах телевидения появились программы, которые пропагандируют музыкальное искусство, такие как «Щелкунчик», «Минута славы», «Синяя птица» «Голос дети». После просмотра этих программ у учащихся появляется интерес к музыкальному искусству и желание проявить себя в вокальной, исполнительской, хореографической деятельности.
Подводя итог исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям, чего в наше время не хватает, и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение!