СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние музыки на здоровье и будущее человека.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние музыки на здоровье и будущее человека

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.

Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит,   знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это  и обусловило актуальность темы данного проекта.

Цель проекта: выявить особенности влияния  музыки на   здоровье  и будущее человека.

Задачи проекта

  1. Изучить  литературу, связанную с музыкой;
  2. Выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;
  3. Выяснить, как с помощью музыки научиться избавляться от проблем и плохого самочувствия.
  4. С помощью анализа полученных данных установить особенности  влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростка.

Методы исследования: изучение литературы, сбор  информации через Интернет, соцопрос, анализ полученных данных.

Объект исследования: состояние здоровья подростка.

Предмет исследования: изменения  в состоянии здоровья подростка, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций, наблюдение.

База исследования:  9 класс МБОУ «Татарская гимназия №15» Кировского района г. Казани.

Практическая значимость

Результаты  исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.

Воспитание  музыкой

Что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т. Готье). Филосовские: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б.Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о  кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д.Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка.

 

 

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!

 

Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

 

Исцеление музыкой

Меланотерапия, или лечение музыкой, имеет тысячелетнюю историю. Жрецы многих народов еще в древности знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии.

В средневековых европейских городах во время эпидемий церкви звонили «во все колокола». И хотя тогда толком никто не мог объяснить, зачем нужен колокольный звон (объяснения, конечно, давались самые различные), но люди, оказывается, поступали совершенно правильно.

Лишь в 20 веке стало понятно, для чего был нужен этот звон. Выяснилось, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение, убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф или вирусы гриппа и желтухи всего лишь за несколько секунд!

Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения инностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.

Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.

В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области  музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».

ЭФФЕКТ МОЦАРТА

 

Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу «Почему Моцарт?»

Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности.

Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.

Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учеными явление получило название «эффект Моцарта».

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ  КЛАССИЧЕСКОЙ  МУЗЫКИ  НА ЧЕЛОВЕКА

Изучив и проаналезировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

На первом этапе своей практической деятельности я решила провести опрос в 8-9-ых классов по оценке их самочувствия, активности их настроения до прослушивания музыки и после.

В своем исследовании « Градусник» ( экспресс - вариант методики САН – С – самочувствие, А – активность, Н – настроение). Способ проведения опросов, инструкция и оценка результатов представлена в книге Т.А. Барышевой и В.А. Шекалова  «Креативный ребенок : диагностика и развитие творческих способностей»

(2 приложение)

Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов произведений подобранных и приложенных учителем музыки:

  1. Эдвард Григ из музыки к драме « Пер Гюнт» - 3 минуты
  2. П. И. Чайковский « Апрель. Подснежник» из цикла « Времена года» - 2 минуты
  3. В.А.Моцарт « Маленькая ночная серенада» - 3 минуты

Проанализировав полученные оценки функциональных состояний САН учащихся можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате в 9 классе по списку 19 человек улучшение самочувствия отмечено у 19 учащихся, повысилась степень активности у 15 и положительное изменение  в настроении наблюдалось у 15 человек.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА

 

Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:

  1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
  2. Мелодии не такие печальные.
  3. Мелодии радостные и веселые

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:

  1. Быстрые, веселые мелодии.
  2. Мелодии менее радостные.
  3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы незаметно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:

  1. Музыкальная программа не должна состоять более чем 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни .
  2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.
  3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
  4. Перед прослушиванием скажите себе:  «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя депрессия  исчезнет!»

 

 

Заключение

Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:

  1. музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
  2. музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей.
  3. терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время .

Духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на его здоровье. Это и подтверждает З. Кодай и его слова:

« В тех школах, где музыка преподается как каждодневный учебный процесс, дети легче и лучше успевают и по другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного все очень просто: ежедневные занятия музыкой, пусть и краткое , настолько возбуждает ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному»

Почему это происходит? Пока со всей определенностью нельзя ответить. Мы еще слишком мало знаем о себе и закономерностях собственного мышления, особенно художественного. Однако, научное доказательство найденных З.Кодаем фактов позволило бы уделять урокам музыки гораздо больше времени. Вероятно, не случайно в основных направлениях второго стандарта обучения школьной реформы названа важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Однако, практические выводы из этого положения еще не сделаны в полном объеме. Уроки музыки пока представляется многим учащимся и родителям как нечто необязательное.

В нашем классе 19 человек, из них я, в 2014 году окончила музыкальную школу №24 по классу фортепиано. На данный момент я являюсь участницей танцевального ансамбля «Счастливое детство», ударница. Двое одноклассников: Салахов Ильвир и Садыков Нияз в  2016 году оканчивают  детскую  музыкальную школу №24 по классу баян, они тоже учатся хорошо - ударники.

Великий А. Эйнштейн и не менее знаменитый Шерлок Холмс играли на скрипке с большим удовольствием. Здесь есть над чем задуматься.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детской музыкальной школе, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть причины, последовать  их вдохновляющему примеру.

И, конечно, хочется сказать о том, что в последнее время на экранах телевидения появились программы, которые пропагандируют музыкальное искусство, такие как «Щелкунчик», «Минута славы», «Синяя птица» «Голос дети». После просмотра этих программ у учащихся появляется интерес к музыкальному искусству и желание проявить себя  в вокальной, исполнительской, хореографической деятельности.

 

Подводя итог исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям, чего в наше время не хватает, и поддержит в горе, научит восхищаться красотой  человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение!

 

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на здоровье и будущее человека.»

Влияние музыки на здоровье и будущее человека

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.

Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы данного проекта.

Цель проекта: выявить особенности влияния музыки на здоровье и будущее человека.

Задачи проекта

  1. Изучить литературу, связанную с музыкой;

  2. Выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;

  3. Выяснить, как с помощью музыки научиться избавляться от проблем и плохого самочувствия.

  4. С помощью анализа полученных данных установить особенности влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростка.

Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анализ полученных данных.

Объект исследования: состояние здоровья подростка.

Предмет исследования: изменения в состоянии здоровья подростка, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций, наблюдение.

База исследования: 9 класс МБОУ «Татарская гимназия №15» Кировского района г. Казани.

Практическая значимость

Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.

Воспитание музыкой

Что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т. Готье). Филосовские: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б.Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д.Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка.




Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!


Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».



Исцеление музыкой

Меланотерапия, или лечение музыкой, имеет тысячелетнюю историю. Жрецы многих народов еще в древности знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии.

В средневековых европейских городах во время эпидемий церкви звонили «во все колокола». И хотя тогда толком никто не мог объяснить, зачем нужен колокольный звон (объяснения, конечно, давались самые различные), но люди, оказывается, поступали совершенно правильно.

Лишь в 20 веке стало понятно, для чего был нужен этот звон. Выяснилось, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение, убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф или вирусы гриппа и желтухи всего лишь за несколько секунд!

Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения инностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.

Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.

В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».

ЭФФЕКТ МОЦАРТА


Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу «Почему Моцарт?»

Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности.

Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.

Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учеными явление получило название «эффект Моцарта».

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Изучив и проаналезировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

На первом этапе своей практической деятельности я решила провести опрос в 8-9-ых классов по оценке их самочувствия, активности их настроения до прослушивания музыки и после.

В своем исследовании « Градусник» ( экспресс - вариант методики САН – С – самочувствие, А – активность, Н – настроение). Способ проведения опросов, инструкция и оценка результатов представлена в книге Т.А. Барышевой и В.А. Шекалова «Креативный ребенок : диагностика и развитие творческих способностей»

(2 приложение)

Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов произведений подобранных и приложенных учителем музыки:

  1. Эдвард Григ из музыки к драме « Пер Гюнт» - 3 минуты

  2. П. И. Чайковский « Апрель. Подснежник» из цикла « Времена года» - 2 минуты

  3. В.А.Моцарт « Маленькая ночная серенада» - 3 минуты

Проанализировав полученные оценки функциональных состояний САН учащихся можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате в 9 классе по списку 19 человек улучшение самочувствия отмечено у 19 учащихся, повысилась степень активности у 15 и положительное изменение в настроении наблюдалось у 15 человек.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА


Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:

  1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.

  2. Мелодии не такие печальные.

  3. Мелодии радостные и веселые

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:

  1. Быстрые, веселые мелодии.

  2. Мелодии менее радостные.

  3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы незаметно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:

  1. Музыкальная программа не должна состоять более чем 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни .

  2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.

  3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.

  4. Перед прослушиванием скажите себе: «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя депрессия исчезнет!»



Заключение

Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:

  1. музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;

  2. музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей.

  3. терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время .

Духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на его здоровье. Это и подтверждает З. Кодай и его слова:

« В тех школах, где музыка преподается как каждодневный учебный процесс, дети легче и лучше успевают и по другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного все очень просто: ежедневные занятия музыкой, пусть и краткое , настолько возбуждает ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному»

Почему это происходит? Пока со всей определенностью нельзя ответить. Мы еще слишком мало знаем о себе и закономерностях собственного мышления, особенно художественного. Однако, научное доказательство найденных З.Кодаем фактов позволило бы уделять урокам музыки гораздо больше времени. Вероятно, не случайно в основных направлениях второго стандарта обучения школьной реформы названа важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Однако, практические выводы из этого положения еще не сделаны в полном объеме. Уроки музыки пока представляется многим учащимся и родителям как нечто необязательное.

В нашем классе 19 человек, из них я, в 2014 году окончила музыкальную школу №24 по классу фортепиано. На данный момент я являюсь участницей танцевального ансамбля «Счастливое детство», ударница. Двое одноклассников: Салахов Ильвир и Садыков Нияз в 2016 году оканчивают детскую музыкальную школу №24 по классу баян, они тоже учатся хорошо - ударники.

Великий А. Эйнштейн и не менее знаменитый Шерлок Холмс играли на скрипке с большим удовольствием. Здесь есть над чем задуматься.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детской музыкальной школе, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть причины, последовать их вдохновляющему примеру.

И, конечно, хочется сказать о том, что в последнее время на экранах телевидения появились программы, которые пропагандируют музыкальное искусство, такие как «Щелкунчик», «Минута славы», «Синяя птица» «Голос дети». После просмотра этих программ у учащихся появляется интерес к музыкальному искусству и желание проявить себя в вокальной, исполнительской, хореографической деятельности.



Подводя итог исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям, чего в наше время не хватает, и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!