СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"»

Методическая разработка открытого мероприятия по теме «Блокада Ленинграда»


Цель мероприятия: расширить знания учащихся о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; воспитывать чувство патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордость за свою страну.


Ход мероприятия


Звучит песня «Слушай Ленинград» (М.Бернес)


Ученица

В холода, когда бушуют снегопады

В Петербурге этот день особо чтут –

Город празднует День снятия блокады

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.


Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»


(Презентация «27 января День снятия блокады Ленинграда»)


Ведущий 1

27 января - День воинской славы России, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
в 1944 году (отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»). Современное название памятной даты было установлено законом, подписанным президентом Владимиром Владимировичем Путиным 1 декабря 2014 года.


Ведущий 2

Блокада Ленинграда - трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации. Это одна из самых страшных и героических страниц Великой Отечественной войны. Это наше всеобщее горе, наша память, наша гордость и величие! 900 дней и ночей: 2 года, 5 месяцев, 20 дней…

Мы свято помним исторические даты:

8 сентября 1941 года — День начала блокады

18 января 1943 года — День прорыва блокады

27 января 1944 года — День полного снятия блокады.


Ведущий 1

Блокада Ленинграда была спланированной акцией немецкого командования.

Судьба города была решена до начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание возглавляемого Г. Герингом экономического штаба «Ольденбург», на котором обсуждались задачи экономического освоения оккупированных советских территорий. Руководство Германии интересовали лишь черноземные районы СССР, которые должны были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь населения нечерноземных земель была для нацистов очевидна.


Ведущий 2

Гитлер считал, что Москва – это сердце Советского Союза, а Ленинград её душа. Не получается уничтожить сердце, уничтожим её душу. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.


Ведущий 1

Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду. Сегодня этот город называют - Санкт- Петербургом. Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж.


Ведущий 2

 Взятие Ленинграда представляло огромное значение для Гитлера. Он считал, что захватив Ленинград, Советский Союз будет непременно уничтожен. В сентябре 1941 года начались бои у стен города. В короткий срок Ленинград превратился в неприступную крепость.
Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года:
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Отдан приказ блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».


Ведущий 1

Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорный город. Началась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.


Ведущий 2

Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.


Ученик

Как это было.

Всего рассказать невозможно.

Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц…
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.


Ведущий1
Началась эвакуация жителей. Люди укрывали памятники от бомбёжек, чтобы их сохранить. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Ввиду блокады города с 20 ноября 1941 г. весь скот, имевшийся в колхозах и совхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах.


Ведущий 2

Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!..Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…
Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм…(кусок черного хлеба весом 125 г).

Трудно представить, что это все что можно было съесть за сутки. Но как ценен этот небольшой кусочек …
Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»


Ученица

Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал у станка –
Как падает солдат в сраженье.


Справка: Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.

Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял
из несъедобных примесей, заменявших муку:

пищевая целлюлоза – 10 %,

жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,

обойная пыль – 2 %,

выбойки из мешков – 2 %,

хвоя – 1 %,

ржаная мука – 75 %.


Ведущий 1

Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.


Ведущий 2

В декабре 1941 года иссякли запасы топлива. Прекратилось отопление зданий. Люди терпели нечеловеческие условия, в которых приходилось жить и трудиться, следуя девизу «Все для фронта, все для победы!»


Ведущий 1

В январе 1942 года встал городской транспорт. Имевшееся электричество было необходимо для производства. Прекратилась подача электричества в квартиры. Замёрз водопровод, перестала действовать канализация.


Ведущий 2

Откуда брать силы? Ведь жизнь в городе продолжалась!
Вот строки из писем, изъятых военной цензурой того времени (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области, материалы Управления НКВД по Ленинградской области).
«…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».
«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».


Ведущий 1

 Смерть входила во все дома. Страшнее всего было детям. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки.

«Дневник Тани Савичевой»
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»


Ученица1
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что только в него тогда не клали!


Ученица2
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что резал десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.


Ученица3
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.


Ведущий 2

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. В школах, не прекращавших своей работы и в голодную зиму, в июне 42 года, десятые классы окончили 532 школьника, 70 из которых с отличием.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.


Ведущий1
Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи на трудовом фронте. Работали на военных предприятиях, выпуская военную продукцию, в том числе составляющие детали для «Катюш». Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. 


Ведущий 2

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.


Ведущий 1

В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.


Ведущий2
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.


Ведущий 1

Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
За короткую осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 000 тонн различных грузов, из них 45 000 тонн продовольствия.


Ученица1
И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.


Ученица2

Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.


Ученица3
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны
Он спасет 16000 ленинградцев.


Ученица4
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.

Ученица1
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб,
Пригонит к хлебопекарне до зари.


Ученица2
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.


Ведущий 2 

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».


Ведущий1
В госпиталях лечили раненых. Это были бойцы, привезенные с линии Ленинградского фронта, раненые во время бомбежек жители города. А дети приходили поднимать дух раненых, приносили письма.


Ведущий 2

Пытаясь выжить, летом выращивали капусту прямо на площадях города вместо мирных клумб из цветов. Зимой расчищали снег.


Ведущий 1

Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.


Ведущий 2

Давайте вспомним изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…


Ведущий 1

 Давайте вспомним тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. Великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.


Звучит отрывок Ленинградской симфонии Д.Шостаковича


Ведущий 2

А еще давайте вспомним тех, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями. Есть воспоминания, что актерам фронтовых бригад выдавалось оружие, потому что в любой момент могла возникнуть необходимость его применить по назначению. Не смотря ни на что, артисты выходили на подмостки. 


Ведущий 1

 Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.


Ведущий 2

 Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.


Минута молчания


Ведущий1
Мы рыли рвы – хотелось пить.


Ведущий2
Бомбили нас - хотелось жить.


Ведущий1
Не говорилось громких слов.


Ведущий 2

Был дот на каждом из углов.


Ведущий1
Был дом - ни света, ни воды.



Ведущий 2
Был хлеб – довесочек беды.


Ведущий 1

Сон сокращался в забытье.


Ведущий2
Быт превращался в бытие.


Ведущий1
Была одна судьба на всех.


Ведущий2
Мы растеряли светлый смех.


Ведущий1
Мы усмиряли темный страх.


Ведущий2
Мы умирали на постах.


Ведущий1
Мы умирали…


Ведущий2
Город жил –


Вместе
Исполнен малых наших сил.


Ведущий 1

И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было 18 января 1943 г. разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год.


Ведущий 2

В честь снятия блокады дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. 
Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. 


Ленинградский салют О.Ф Берггольц


Ученик:

...И снова мир с восторгом слышит 
салюта русского раскат. 
О, это полной грудью дышит 
освобожденный Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый, 
прозрачный воздух тех ночей, 
когда, как плети, часто, мерно 
свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач, 
твердили, диким взрывам внемля: 
- Ты проиграл войну, палач, 
едва вступил на нашу землю!

А та зима... Ту зиму каждый 
запечатлел в душе навек - 
тот голод, тьму, ту злую жажду 
на берегах застывших рек.


Ученица

Кто жертв не предал дорогих 
земле голодной ленинградской - 
без бранных почестей, нагих, 
в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач, 
твердили мы сквозь смерть и муку: 
- Ты проиграл войну, палач, 
едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало, 
какой грозой свершилось то, 
что исступленною мечтой, 
что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит 
салюта русского раскат. 
Да, это мстит, ликует, дышит! 
Победоносный Ленинград!


Ведущий1
900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.


Ведущий 2
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,-
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»

Ведущий 1

 Прошло 79 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах… 


Ведущий 2

Трудно представить себе обстоятельства более тяжелые, чем повседневная жизнь блокадного города. Тем ценнее усилия его жителей, тем важнее знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осажденный город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом, то, что сделали жители блокадного Ленинграда.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!