Тема: «Лес в жизни человека»
Цель:
формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.
Задачи:
Учить различать съедобные грибы и ягоды от несъедобных.
Расширить знания детей о грибах как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания.
Расширить представления детей об ассортименте блюд, которые можно приготовить из грибов и ягод.
Воспитывать необходимость заботиться и сохранять природные богатства; умение соблюдать правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод, позволяющих избежать ситуаций, опасных для здоровья.
Тип занятия: игра «Поход в лес»
Оборудование: знаки леса, игры - презентации
Ход занятия.
Организационный момент. Слайд «Добрый день»
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы догадаетесь сами
Друг зеленый твой и мой
Гостеприимный и большой.
Любим мы в нем все гулять,
Чистым воздухом дышать.
Он нас щедро угощает,
Никого не обижает,
Ты в нем сможешь все найти,
Что угодно для души!
Кто ж, ребятки, даст ответ-
Это наш любимый… (лес).
Слайд «Лес»
Работа в группах «Собери вещи в рюкзак».
- Да, ребята, мы отправляемся в лес. Но чтобы наш поход состоялся, что необходимо взять с собой? (Рюкзаки.) Слайд «Мальчик с рюкзаком»
- Какие вещи в него положим? ( Продукты, посуду, одежду, средства гигиены.)
- Собирать вещи в рюкзак будут 3 группы:
1 группа - продукты, которые можно взять в поход
2 группа – посуду;
3 группа – средства гигиены и одежду.
(Дети работают на карточках с заданиями)
- Послушаем капитанов каждой группы. Слайды «Продукты», «Посуда», «Одежда»
1 группа –
группа –
3 группа –
- Рюкзак собран, можно отправляться в лес. Ребята, а если в походе у нас закончатся продукты, что делать? ( Можно найти пищу в лесу.)
- Путешествуя, ребята, мы узнаем какую пищу можно найти в лесу, поговорим о значении леса в жизни человека.
- В лесу мы гости и вести должны себя уважительно, соблюдая правила поведения в лесу. О них нам расскажут ребята.
(Дети выходят к доске, показывают запрещающие знаки, называют правила, крепят их к доске)
- Спасибо, ребята. Помните, если люди будут вести себя правильно, то лес преподнесёт свои дары. Итак, в путь!
Слайд «Лес» (пение птиц)
Слайд «Поляна с грибами»
5.Знакомство с видами и правилами сбора грибов.
- Вот мы и пришли на лесную полянку. Сколько много грибов на ней!
- Какие грибы бывают, ребята? (Съедобные и несъедобные)
- Проверим, какие вы знатоки грибов.
1) Работа в группах с набором предметных картинок грибов.
1 группа – назовёт съедобные грибы;
2 группа – назовёт несъедобные грибы;
3 группа – вспомнит правила сбора грибов. Слайд «Правила сбора грибов»
- Грибы еще называют лесным мясом. Их сушат, маринуют, солят, варят.
-Как вы думаете, в каком виде в грибах сохраняется больше всего питательных веществ?
( В сушеных грибах.)
- Какие блюда готовят из грибов?
7.Знакомство с ягодами.
1) Разгадывание кроссворда.
- Что еще дарит нам лес? (Ягоды)
вспомните названия ягод, отгадайте кроссворд.
Слайд «Кроссворд»
- Где растут ягоды, названия которых написаны по горизонтали и по вертикали?
(Костяника, малина, черника – в лесу.
Морошка, брусника, клюква – на болоте.)
2) Сообщения о ягодах (дети)
- Какие ещё лесные ягоды вы знаете?
- Каких питательных веществ больше всего в ягодах? (Витаминов и минеральных веществ)
- Ребята расскажут интересные факты о ягодах.
Клюква.
Ягоды клюквы – очень ценный и полезный пищевой продукт. Это и лекарство, и витаминный комплекс, и незаменимый пищевой продукт.
Особенно много в ней витамина С.
На Руси клюква издавна считается ягодой молодости. Клюквенный сок и клюквенный морс препятствуют развитию болезнетворных бактерий и микробов. Раны и ожоги, промытые клюквенным соком, моментально заживают. Клюква богата антиоксидантами, поэтому в старину ее называли "молодильной" ягодой.
Брусника.
Это очень ценное лекарственное растение. Целебными свойствами обладают в основном листья. Плоды способствуют повышению остроты зрения. Обладает лечебным свойством и сок брусники. Он немного понижает давление.
Морошка Это северная, тундровая ягода. На севере укоренилось название «царская ягода».
Морошка — источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в ней в три раза больше, чем в апельсинах.
Плоды с хорошим вкусом, употребляются в разнообразных видах (свежем, в виде варенья, сока, повидла, джема, компота). Долго хранится в мочёном виде. Морошку используют в диетическом и лечебном питании, для лечения сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний.
Морошка — любимая ягода Александра Пушкинa. Известно, что перед смертью он попросил мочёной морошки.
3) Рассказ о ядовитых ягодах.
Волчье лыко. Слайд
Невысокий кустарник с ярко-красными ягодами, которые кучками лепятся на коре.
Употребление в пищу даже 5-6 ягод может оказаться смертельным для человека.
Вороний глаз. Слайд
8. Значение леса в жизни человека.
- Почему мы с лесом дружим?
- Для чего он людям нужен?
Ответы детей. Слайды
9. Итог занятия. Работа с пословицей.
- Объясните смысл пословицы.
У леса жить, голодным не быть.
10. Рефлексия.
-Вот и закончился наш поход. Если вам путешествие понравилось, настроение хорошее,
Много сказочных чудес
Дарит людям друг наш – лес.
Это вы не забывайте
И природу уважайте!
Итог.
Продолжите фразы:
ЛЕС – это наше богатство.
ЛЕС – это зелёный наряд нашей планеты.
ЛЕС – дом для диких животных.
ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения.
ЛЕС – это наш друг – он задерживает влагу на полях, защищает поля от суховеев, защищает почву от размывов.
ЛЕС очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом.
ЛЕС даёт древесину.
-Сможет ли человек прожить без леса?
ЗНАКИ:
Не рвите цветы! Нельзя шуметь! Нельзя разжигать костёр в лесу!
Остановись! Убрать за собой мусор! Нельзя разорять гнёзда птиц!
Нельзя разорять муравейники! Не забирай из леса домой животных!
Для доски: цветы, лучики солнца, птицы – прикрепить к солнцу.
Заповедь первая.
НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!
Заповедь вторая.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.
Заповедь третья.
НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!
Заповедь четвёртая.
Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
Заповедь пятая.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Заповедь шестая.
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Заповедь седьмая.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Заповедь восьмая.
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Заповедь девятая.
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
Заповедь десятая.
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
Очень прошу вас, дети!
Запомните заповеди эти!
И в лесу, пожалуйста, не забывайте
Их обязательно выполняйте!
Ученик:
Храните природу!
Храните природу! Храните её!
Она так красива! В ней счастье моё!
Она так полезна, чиста и нежна!
Нам всем исцелиться поможет она!
А также прошу: "Помогите вы ей -
Полейте, укройте вы лаской своей!"
И знайте, Земля - наш родной общий дом!
Она открывает нам двери во всём!
Храните природу! Храните в тепле!
Она так важна и нужна на Земле!