СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "Дети войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном мероприятии рассказывается о детях, которые принимали участие во время Великой Отечественной войны

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему "Дети войны"»

Тема: «Дети войны»

Цели: Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого; любовь и уважение к матерям, которые провожали своих детей на войну;

Познакомить с песнями, написанными в годы войны;

Оборудование:

Фотографии родственников-ветеранов,

Инвентарь для сценок;

Аудиозаписи песен военных лет;

Презентация;

видеопроектор;

фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы»

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна.

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Учитель: Тебе сейчас 10 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 75-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро»)

Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сегодня мы вспомним с вами тех, кому выпало родиться в несчастливое для нашей страны время, время ВОВ.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Учитель:

Всех, кого взяла война, каждого солдата,

Проводила хоть одна женщина когда-то.

Не подарок, так бельё собрала быть может.

И чем дальше от неё, тем она дороже.

И дороже этот час, памятный, особый,

Взгляд последний этих глаз,

Что забудь, попробуй.

Выходит мать:

Мать: Я самая счастливая мать на свете, у меня девять сыновей. Богатыри, один лучше другого.

Выходит первый сын. (В руках цветок)

Мать: Первый мой сын любит землю. Он настоящий волшебник, я бы сказала колдун, потому, что колдует он над ней с утра до вечера, с весны до зимы.

Выходят второй и третий сыновья, в руках у них балалайки. Звучат песни или композиции в балалаечном исполнении.

Мать: Второй да третий сыновья любят музыку. Зальются их балалайки – по всей земле слышно. Я каждую песню знаю. Счастье эта музыка приносит, радость, а потому должна жить вечно.

Выходит четвертый сын. (Выходит с полотном и что-то рисует).

Мать: А четвертый мой сын- художник. Он землю-красу на своих полотнах рисует. Первый сын ее украшает, а четвертый в картинах увековечивает.

Выходит пятый сын.

Мать: Мой пятый сын стихи пишет. Стихи – это те же песни, только поются они иначе. В них тоже есть мелодия, и звучит она по-особенному. Вот послушайте.

Пятый сын читает стихи:

«Ах ты, матушка – Россия,-

Мой родимый уголок

Величава и красива

Как злаченый колосок»

Мать: Его стихи и утешают, и силы придают, как песни звучат, и как молитвы читаются. Не только мне от них светло, но и всем людям.

Выходит шестой сын. (Он в длинном плаще-накидке, какие носили в эпоху Возрождения)

Мать: Шестой мой сын артистом был. И роли исполнял прекрасные.

«О, что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!

Стань у окна, убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты ее затмила белизною!»

Мать: Мой седьмой сын воин. Его единственная мечта- защищать Родину от врагов, Он силен, как Илья Муромец, и умен, как Ярослав Мудрый. Он будет лучшим защитником своей страны, своего дома.

Появляется восьмой сын. ( В руках у него книга и указка)

Мать: Мой восьмой сын – учитель. Учит он детей грамоте и добру, учит науке и мудрости.

Появляется девятый сын.

Мать: Мой девятый сын самый маленький. Он еще ничего не достиг, но как старшие братья, впитал в себя все: любовь к земле и любовь к Родине, любовь к музыке и стихам. Он трудится со всеми на земле, а вечером берет в руки скрипку, и звучат по всему свету прекрасные мелодии. О, как поет скрипка в его руках! Это надо только слышать.

Звучит музыка, исполняемая на скрипке. Скрипичные мелодии перерастают в мелодию песни А.Александрова «Священная война»

Мать: Все было хорошо, да пришла на нашу землю война, и стали уходить сыновья один за другим. (Под звуки песни сыновья один за другим уходят со сцены) Вот и самый младший ушел.

Звучит музыка, исполняемая на скрипке. Скрипичные мелодии перерастают в мелодию песни А.Александрова «Священная война»

Дети читают стихи:

1.Июнь…Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.



2.Июнь…Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.



3.Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.



4.Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.



5.Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Мать: Долго длится война. Но я верю в победу, потому что все сыновья мои встали на защиту Родины.

Инсценировка стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста»

Танкист

Шёл бой за улицу.

Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит, не выглянуть из башни,-

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр.

И вдруг к машине подбежал мальчишка:

Парнишка

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…..

Я подползал, они вон там, в саду…

Танкист

Да где же, где?..

Парнишка

А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Танкист

Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда дружище!

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали.

Парнишка

Вот здесь.

Танкист

И с разворота заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку заодно с расчётом

Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть.

От дома к дому шёл большой пожар.

И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!

И руку, как товарищу пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить,

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.



22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда. Началась блокада нашего города, которая длилась долгих 900 дней 4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. 6 сентября 1941 года на город упали первые бом

Снаряды разрывались в переполненных трамваях, в очередях, в общественных местах, на улицах.

Блокада. Блокада. Блокада.

Не вспомнить печальнее слова.

Для жителей Ленинграда

Нет горше слова такого.



Мороз. Тишина и нет света.

И печка-буржуйка не дышит.

«Все умерли». Девочка Таня

В дневник свой об этом запишет.

В Ленинграде на Пискаревском кладбище, есть огромные братские могилы, в которых похоронены сотни тысяч ленинградцев.

В музее этого кладбища есть дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В этом дневнике она записывала даты и время, когда умирали ее родственники:

1 ребёнок: «Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 г».

2 ребенок: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г».

3 ребенок: « Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г».

4 ребенок: « Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г».

5 ребенок: « Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 г».

6 ребенок: « Мама – 13 мая в 7.30 утра 1942 г».

Учитель:«Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня…»

Таню успели эвакуировать,

но она прожила недолго и умерла от истощения.

Лиза. Взглянула бабушка печальная на внучку-

Та крошки хлеба разбросала на столе

-Чтож, внученька, ты хлеб такразбросала?

-Наелась я, и он не нужен мне.

Тут бабушка альбом достала с полки,

Где фотографии военные лежат,

И девочка увидела на снимке

Стоящих худеньких, измученных ребят.

Их женщина руками обхватила,

Как будто от беды всех заслоня.

Смотри сюда: вот это моя мама,

А та малышка слева, -это я.

-Бабуля, Ну а где тогда твой папа?

И почему на снимке все грустят?

-Война была, отца на фронт забрали,

А детки просто кушать все хотят

В ладошку внучка собрала все крошки

-Я поняла, бабуля, все, поверь

Мог хлеб тогда спасти немало!

Беречь я буду хлебушек теперь!

2-й ведущий:

Блокадникам хлебушек снится

Не тот, сыровато-тяжелый,

А белый, воздушный, в крупицах

Муки нулевого помола.



А хлебушек, вот он, блокадный:

Из пыли обойной и жмыха,

Из солода, сои, сырой и нескладный,

Но был он так дорог в военное лихо!



С утра, спозаранку, вставали

И к булочным молча спешили.

Голодные думы им спать не давали,

О хлебе лишь мысли их были

(Л.Деулина)

Сценка «Брат и сестра»

Сестра: Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесет.

Ну, хоть бы корочку где отыскать.

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу?

Хочу! Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть,

А главное фашисты далеко

Да и кому сейчас в стране у нас легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которые на праздники пекла она

Сейчас я б съела все одна.

Брат: Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила.

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней,

И мне воспоминанья не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат: Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей. ( Уходят)

Звучит песня «о маме»

Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках.

Дети воевали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Сейчас они нам известны как Пионеры герои.

Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

) Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.



) Марат Казей был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик – пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.

Пионеры Башкирии были в рядах бойцов, сражавшихся на фронте. Подружившись в госпитале с ранеными бойцами и командирами Красной Армии, ученик 5 класса школы №11 г. Ишимбая Яфгат Набиуллин после их выздоровления уехал вместе с ними на фронт. Он служил в полковой разведке. Во время атаки фашистов увидев, что командир ранен, мальчик взял командование на себя. За отвагу и доблесть Президиум Верховного Совета СССР наградил Яфата орденом Красной звезды.



А Марат Давлеткиреев из Серменево Белорецкого района попал на фронт только со второй попытки. Вместе с товарищем он тайно ушел из своего села Серменево Белорецкого района, чтобы попасть на фронт. Но из Казани их вернули в Башкирию. Когда отец – старший лейтенант, командир роты, приехал в отпуск, мальчик стал проситься с ним на фронт. Отец взял сына с собой. Марат служил посыльным штаба, стал «сыном полка». Отец его командовал ротой минеров, и Марат очень быстро научился безошибочно находить вражеские мины и обезвреживать их. Только летом 1944 года мальчик вернулся домой, но после окончания школы поступил в танковое училище и стал кадровым офицером Советской Армии.

Песня «Батыр»

На заднем плане сцены стоят сыновья с горящими свечами.

Мать.Каждый день хожу я на дорогу сыновей встречать. Как придут они, значит, война кончилась, – (короткая пауза) И днём я жду сыновей своих, и ночью.

И вот однажды с неба самая большая звезда упала и болью в сердце это отозвалась. (Первый сын погасил свечу и ушел со сцены).

Появляются люди.

Первая: Я видела как звезда с неба упала. Говорят, в этот момент надо желание загадать. Я и загадала: чтоб война поскорее кончилась и счастье наступило.

Мать: Вскоре вторая звезда с неба скатилась. За ней – третья. (Закрывает лицо руками). Падают с неба звезды одна за другой. Четвертая…..Пятая…..Шестая…Седьмая….Восьмая….Надеюсь я, что хоть один мой сынок, да вернется. (Пауза). Вот и девятая по небу прокатилась, самая яркая, самая красивая и самая маленькая.(Сыновья по очереди гасят свечи и уходят со сцены)

Звучит песня «Журавли»

Согнулась мать до земли, накрыла голову черным платком. Говорит слова под песню

Некого мне больше жать. Рассыпались по земле мои звезды, и только я об этом знаю, только в моем сердце боль прячется, да слезы в глазах блестят.

Звучит песня «День победы», выходят нарядные счастливые люди.

Мать: От чего вы счастливые такие, если война еще не кончилась?

Первая: Нет больше войны.

Вторая: Не видела ты, наверное, как падали звезды

Мать: Видела.

Третий: Тогда не знаешь, вероятно, что надо загадать самое сокровенное своё желание в момент падения звезды, и оно обязательно исполнится.

Четвертый: Мы на небо смотрели и свои сокровенные желания загадывали.

Пятая: Чтобы война закончилась.

Шестая: Чтобы мир на землю пришёл.

Седьмой: Чтобы счастье настало.

Восьмой: Чтобы хлеб золотом чёрную землю укрыл.

Девятый: Чтобы песни новые сложились.

Десятая: Чтоб радостно жить было.

Одиннадцатая: Чтоб солнце всегда светило.

Двенадцатая: Чтоб матери сыновей больше не теряли.

Мать: Поняла я: когда растила сыновей, о своём счастье думала, а, когда потеряла их, оказалось, всем людям счастье подарила.

Вот почему мои звёзды падали: чтобы людским счастьем стать!

(Сняла чёрный платок, надела белый и присоединилась к счастливым людям)

Мать: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

Исполняется песня «В землянке»

Мать: Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит…Помнит о подвигах, о боевых друзьях.

Учитель:

Как далеко от нас война

О ней мы узнаём теперь из книжек

Блестят у ветеранов ордена

У прадедов сегодняшних мальчишек.

Мы узнаём их в скверах и садах

В дни памяти и праздничные даты

По блеску в нестареющих глазах

Они по-прежнему - отважные солдаты.

Как дороги им встречи в дни победы

Воспоминанья, крепкие объятья.

Пускай не виделись они помногу лет,

Ведь ветераны все – родные братья.

Послушаем их тихий разговор,

Их песни, что они тогда певали

О чём мечтали и как шли на бой,

Когда страну родную защищали.

Учащиеся рассказывают о своих воевавших родных, показывают фотографии.

Дети читают стихи.

Лежат в шкафу отцовские медали,

А ваши дети ходят в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали,

Как бьет в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим шум капели

Победной той и ранней той весны,

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо смеяться и влюбляться,

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью сняться сны,

Как хорошо, что кружиться планета,

Как хорошо на свете без войны!

Учитель: Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как роковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от Хатынской боли,

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»

Ученик:

Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте, чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля

Что такое вражда и война.

Читают дети по очереди

1.Хочу чтоб на земле всегда сияло солнце

2.Чтоб на планете был счастливый мир.

3.Хочу иметь четвероного я друга

4.Чтоб звонко лаял, и меня любил

5.Главное чтоб мамы были

6.Чтоб водились со мною друзья

7.Чтоб река по долине текла,

8.Чтоб многим людям нужен был я

9.- Я хочу, чтоб все ребята

10.Были счастливы всегда

11.И под мирным нашим небом

12.Возводились города.



Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце

Солнечный круг, небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Тише, солдат, слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! -

Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!