СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Школа толерантности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Школа толерантности" подготовлено совместно учителями иностранных языков и психологом.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Школа толерантности"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

НА ТЕМУ «ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

В каждом человеке-солнце, только дайте ему светить.

Сократ


Цели и задачи:

  1. Развивать потребность в получении общении на немецком и английском языках;

  2. Развивать умения работать в группе и принимать совместные решения;

  3. Воспитание и обучение детей и молодежи быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;

  4. Сформировать правильное представление о толерантном поведении

  5. Воспитание гражданственности, достоинства, патриотизма

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие социокультурной компетентности обучающихся, повышение уровня межэтнической толерантности в молодежной среде, воспитание у подростков уважения к традициям, обычаям и  культуре народов стран изучаемых языков;

  2. Снижение влияния негативных  установок межэтнического взаимодействия, повышение уровня информированности в вопросах межкультурного взаимодействия, развитие интернационального сознания школьников.

Оснащение мероприятия: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Презентация к занятию

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.


I. Оргмомент


Ученик:

Всем! Всем! Всем! Всем!

Всем разным, но равным!

Всем, желающим обладать искусством жить рядом с непохожими людьми!

Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими!

Приглашаем в нашу школу Толерантности!


Учитель: Сегодня в нашей Школе толерантности нам предстоит доказать, что:

  • Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

  • Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

II. Основная часть

I. Учитель: Что же такое толерантность? Давайте вспомним.


1. Толерантность – (лат.) терпимость, снисходительность к чему-либо; взаимопонимание, искусство жить с непохожими людьми.


2. Toleranz – die Fähigkeit, Formen des Andersseins oder Andershandelns, insbesondere Herkunft, Religion, Neigungen, Moral oder Überzeugungen, zu dulden, also nicht zu bekämpfen.


3. Tolerance is cooperation and understanding in the groups of different economic, religious, ethnic backgrounds, very important not only for keeping the peace in the world but also for the humanbeeings to live.

Обратите внимание, что слово «толерантность» на разных языках имеет почти одинаковый смысл:

французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;

испанский - способность признавать отличные от  собственных идеи или мнения;

английский - готовность быть терпимым, снисходительным;

китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

русский- способность терпеть что- то или кого- то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого- либо).

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?

  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  3. А что же объединяет эти определения?

  4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. Большинство составляют русские – 120 млн. чел. (82 %), далее идут татары – 5,5 млн. чел. (3,8 %), украинцы – более 4 млн. чел., чуваши – около 2 млн., башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, евреи.


Фразы на языках

В понимание феномена толерантности входят:

  1. естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

  2. моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);

  3. нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

II. Из истории вопроса

Появление понятия “толерантность” связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

III. Премии за толерантность.

В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии,


16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности.

Премия за толерантность объявляется разными организациями и вручается лицам или организациям, действовавшим по принципам толерантности и выполнявшим требования толерантности.


Toleranzpreise.

Toleranzpreis der Europäischen Akademie der Wissenschaften und Künste. Seit 1997 verleiht die Europäische Akademie der Wissenschaften und Künste den Toleranzpreis an Persönlichkeiten oder Institutionen, die sich für die Menschenrechte und das respektvolle Zusammenleben über die Grenzen von Nationalität, Religion hinaus große Verdienste erworben haben. Der Toleranzpreis wird alljährlich am 15. August in Salzburg verliehen.


Toleranzpreis der Evangelischen Akademie Tutzing

Seit dem Jahr 2000 verleiht die Evangelische Akademie Tutzing diese mit 10.000 Euro dotierte Auszeichnung an Persönlichkeiten, die den Dialog zwischen den Kulturen und Religionen maßgeblich fördern.


Toleranzpreis der Stadt Münster


Botschafter der Toleranz

Im Jahr 2000 wurde ein Bündnis für Demokratie und Toleranz - gegen Extremismus und Gewalt eingerichtet. Dieses vergibt jährlich an fünf Initiativen den Preis Botschafter der Toleranz. Als Preisgeld gibt es 5000 Euro.


IV. Физминутка: найти и прочитать высказывания известных людей о толерантности


Toleranz ist die Unfähigkeit, ja oder nein zu sagen. (Friedrich Nietzsche)

Toleranz sollte nur eine vorübergehende Gesinnung sein: sie muss zur Anerkennung führen. Dulden heißt beleidigen. (J.W.Goethe)


Tolerance is the virtue of the man without convictions. (G.K.Chesterton).

I could say analogously that tolerance is the affable appreciation of qualities, views, and actions of other individuals which are foreign to one’s own habits, beliefs and tastes. Thus being tolerant does not mean being indifferent towards the actions and feelings of others. (Albert Einstein)

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки.

V. «Перед вами две дороги, выбирайте»

В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Послушайте ситуацию.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.


РЕФЛЕКСИЯ

  • Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню

Заключение по данной проблеме: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

VI. Есть два пути развития личности:

  • Толерантный

  • Интолерантный

«Мозговой штурм». Описание черт, присущих толерантной и интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Непонимание, уважение мнения других, доброжелательность, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, желание что-либо делать вместе, раздражительность,
понимание и принятие чуткость, любознательность, доверие, гуманизм, цинизм,
снисходительность, немотивированная агрессивность, игнорирование, равнодушие

  • О чем заставило задуматься обсуждение данной проблемы.

  • Какие выводы вы сделали для себя

VII. Работа с ассоциограммами.

Быть толерантным значит…

И, как в противовес, рассмотрим основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).
Национализм - форма национального самосознания.
Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.
Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.
Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.


VIII. What is tolerance?

What is tolerance?

Some people love to make a fight,
And that is a real fright,
There should not be any harm,
See these children playing in a farm.
Countries must co-operate,
To make our lives great and great,
What does war do,
Make peoples heart blue.

Why do you think people cry,
Their eyes then become dry,
They then go pray and pray,
Wishing to have another day.

What if there was tolerance between us,
We can stop making that fuss,
We can stop making people cross,
And no one should make himself the boss.

This is what we really need,
Before any body start to bleed.
This is what we really get,
Happiness and joy indeed.

Gedicht.

Ob blind oder stumm

Das heißt nicht gleich, man ist auch dumm.

Denn man kann gar nichts dafür,

An Ende gehen wir schließlich durch die gleiche Tür.


Wir alle haben Augen, Nase, Mund

Doch es ist egal ob klein, groß oder rund.

Denn alle haben ein liebes Herz,

Und Diskriminierung bringt viel Schmerz.

Drum lasst uns jeden akzeptieren

Und keine blöden Sprüche an die Wände schmieren.

У каждого из нас есть сердце и душа,
Которые идут по жизни вместе, не спеша
Друг друга чтят они и думают о том,
Чтоб люди были заняты добром.

Но зло сильней бывает, в грех зовет
Душа, не выдержав, тихонько отойдет
Уснет и совесть, внемля злым словам
И духа жизнь взнесется к небесам.

Так не будите зло и ложь в себе,
Оставим доброе на матушке-земле,
Пусть радуются дети, старики,
Что мы терпимы ради их любви.

IX. Игра «Поле чудес» «Правила поведения в разных странах мира»


В странах этого континента нельзя пить во время еды. Здороваясь на улице, надо поклониться. Поднести правую руку ко лбу, к губам, к сердцу. « Я думаю о тебе, говорю о тебе, уважаю тебя!»- таков смысл этого обычая.


А

Ф

Р

И

К

А


В этой стране не скупись на чаевые и не вздумай сам нести свой чемодан. Мужчинам следует быть щедрым на поцелуи рук своим дамам. У знакомых сначала надо справиться о здоровье их детей, а потом о здоровье их самих.


И

Т

А

Л

И

Я


В этой стране при встрече не рекомендуется протягивать руку для рукопожатия. Перед посещением ресторана следует обратить внимание на свою обувь и носки, так как предстоит разуться. Надо быть осторожным при выборе цветов в подарок. Нельзя распаковывать подарок в присутствии дарителя.

Я

П

О

Н

И

Я


Приобретая что-то в магазинах, Вы, как и жители этих стран, платите 10% налог. Но, иностранцам, покидающим эти страны, эти деньги возвращают. У продавца надо брать особый возвратный чек и предъявлять его специальной службе аэропорта перед отлётом домой.


Е

В

Р

О

П

А


В этой стране надо стараться быть сдержанным, избегать рукопожатий, не делать комплименты, соблюдать исключительную точность во времени при назначенной встрече.


Г

О

Л

Л

А

Н

Д

И

Я


В этой стране нельзя звонить раньше 11 часов утра. Нельзя отправляться с визитом, не предоставив предварительно свою обувь заботам уличных мальчишек - чистильщиков. И нельзя делать девушке комплименты на публике.


П

О

Р

Т

У

Г

А

Л

И

Я


X. Тест «Толерантен ли ты?»

Толерантность - это терпимость, уважение к чужой свободе, к чужому мнению. В наше время модно быть толерантным. Но не любая толерантность имеет смысл. Что при этом имеется в виду, Вы поймёте, пройдя следующий тест.

Предлагается 14 вопросов (ситуаций). В каждом случае выберите то высказывание, которое подходит Вам больше всего.

1.  Подделка чеков
А  нужно же как-то зарабатывать на жизнь
В  главное - не зарываться
С  прекратить, посадить

2.  Неверность друга
А  меня не волнует
В  в наше время - обычное дело
С  это нечестно; больше мы не друзья

3.  Стёртые шины
А  сугубо личное дело
В  не имеет большого значения
С  опасно, нужно поменять

4.  Неверное суждение
А  с этим можно жить
В  людям свойственно ошибаться
С  буду отстаивать истину, даже если придётся идти на баррикады

5.  Комар
А  пущай пьёт мою кровушку
В  осторожно отгоню его
С  прибью насмерть

6.  Закон всемирного тяготения
А  слишком стеснительный и насильственный
В  в наше время это не актуально
С  действует, как и раньше

7.  Свалка в неположенном месте
А  само перегниёт
В  куда-то же надо выбрасывать мусор
С  нужно найти виновников

8.  Обещание
А  просто шутка
В  не особо связывает
С  нужно выполнять

9.  Взятие заложников
А  выполнить все требования
В  вести переговоры
С  остановить даже с применением силы

10.  Грязь в холодильнике
А  к этому привыкаешь
В  повышает иммунитет
С  нужно почистить

11.  Наркотики
А  расширяют кругозор
В  часто вызывают проблемы
С   разрушают человеку жизнь

12.  Мучить животных
А  только своих
В  не очень сильно
С   полностью против

13.  Десять заповедей
А  слишком стеснительны и нетерпимы
В  в наше время не актуальны
С  справедливы навеки

14.  Оккультизм
А  безобидное хобби
В  мутное дело
С  вредная штука

Результаты тестирования:

A=0,    B=0,    C=0.

В зависимости от того, какой тип ответов преобладает, Вас можно отнести к типу A, B или C.

Тип A:

У Вас мягкое сердце, и Вы настоящий образец современной толерантности! Вы даже муху не обидите. По Вашему, даже крысы и тараканы имеют право на жизнь. Вы позволяете всему идти своим чередом и не вмешиваетесь в чужие дела.

Тип B:

Хотя Вы и на пути к полной толерантности, но Вы слишком медлите и колеблетесь. Ваш образ мыслей не даёт Вам принять безоговорочную толерантность. К чему эти постоянные за и против? Как можно Вас воспринимать серьёзно, если Вы всё время поддаётесь сомнениям?

Тип C:

К сожалению, что касается безграничной терпимости, то Вы сильно отстаёте. Вы выглядите как сторонник каких-то принципов. По сравнению с типами A и B, Вы слишком нетерпимы. Если так пойдёт дальше, то Вы рискуете выпасть из общества. Либо Вы недальновидны, либо слишком упрямы.

XII. Итог мероприятия



Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.



А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.



У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.



И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.



Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!



Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?



Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.



Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

Слово учителя

Учитель 1:

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Учитель 2:

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Учитель 3:

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.


Вывод:

Доказано ли, что
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

-Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.


Урок Школы Толерантности заканчивается

Давайте подведем итоги

Закончите предложение:

«Для меня на этой встрече было главным (полезным, интересным)...»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!