Тема: «Своя игра».
Цель:
- Образовательная: расширение знаний учащихся, полученных на уроках математики; развитие познавательного интереса к предмету;
- Развивающая: развитие логического мышления, речи, внимания и памяти;
- Воспитательная: воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.
Форма внеклассного мероприятия: игра.
Возрастная категория учащихся: 16-17 лет (11 класс).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, листы бумаги, ручки, дипломы, грамоты.
Ход мероприятия.
Ведущий: А сейчас я познакомлю вас с правилами игры.
Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. Подсчёт баллов ведёт наше многоуважаемое жюри. Если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
2. Основная часть
I тур.
Темы I тура: веселые вопросы, с мира по нитке, кот в мешке.
1. Веселые вопросы.
1. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
Ответ: 7
2. Какой цифрой заканчивается произведение всех нечётных двузначных чисел?
Ответ: 5.
3. Что такое «подмышка» на компьютерном языке?
Ответ: коврик для мышки
4. Блокнот с оберткой стоит 11 рублей. Сам блокнот на 10 рублей дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности?
Ответ: 10,5 рублей и 0,5 рублей
5. Ответ: доказательство
2. С мира по нитке
1. 14 марта во всем мире празднуется день этого числа.
Ответ: π
2. Решите анаграмму “РРАТСОТНРПИ”
Ответ: транспортир
3. В какой стране впервые появилось слово «компьютер».
Ответ: π
4. Многие знают о памятнике числу π в Сиэтле(США). Но в России таких памятников несколько. Назовите хотя бы один город, в котором есть такой памятник.
Ответ: Озерск, Волгоград, Тольятти
5. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера?
Ответ: 19
3. кот в мешке.
1. Длина руки от локтевого сгиба до кончиков пальцев?
Ответ: локоть
2. Говорят, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Сколько это килограмм?
Ответ: 16
3. Как с английского переводится слово Windows .
Ответ: окно
4. Как опытные пользователи называют начинающего
Ответ: чайник
5. Решите анаграмму “РЕТЬЮПОМК”
Ответ: компьютер
II тур.
Темы I тура: мир чисел, великие имена, задачи-шутки
1. Мир чисел.
1. На одном дереве сидело 20 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 7 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?...
Ответ: 0
2. В древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как у нас десять. Например, число 137 вавилонский ученый представлял себе так: 2 шестидесятки + 17 единиц = 137. Как называлась вавилонская система счисления?
Ответ: шестидесятеричной
3. Народы Европы получили позиционную систему счета от арабов, но изобрели ее не они. Сами цифры, которыми мы пользуемся, тоже изобретение математиков этой древней страны. Какой?
О твет: Индия
4.
Ответ: 52
5. «Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечает Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению новой истины». Сколько учеников было у Пифагора?»
Ответ: 28
2. Великие имена
1. Родиной этого ученого двадцать два столетия назад стал город Сиракузы. Великий греческий ученый стал первооснователем начал математической физики и математического анализа. Он разработал особую систему для записи сколь угодно больших чисел, вычислил расстояние от Земли до Солнца и многое другое. Он был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры, пытаясь отыскать новые их свойства. Назовите его.
Ответ: Архимед.
2. Назовите студента- основателя фирмы Microsoft
Ответ: Билл Гейтс
3. В 1968 году из лаборатории, в которой работал инженер, вышло одно из тех изобретений, которое есть на столе каждого из вас – это компьютерная мышь. Назовите имя этого изобретателя.
• Билл Гейтс
• Артур Кларк
• Стив Джобс
• Дуглас Энгельбарт
Ответ: Дуглас Энгельбарт
4.Французский математик XVI века, основоположник буквенной символики. Его фамилию знает каждый, кто умеет решать квадратные уравнения
Ответ: Франсуа Виет
5. Этот английский математик считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.
Ответ: Джордж Буль
3. Задачи - шутки.
1. Мини-компьютер для связи
Ответ: телефон
2. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков, если аппетиты у них одинаковы?
Ответ: 6
3. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?
Ответ: нет, т.к. 72 часа - это ровно трое суток, соответственно будет ночь, и солнечной погоды быть не может
4. Из города А в город Б самолет летит 1 час 20 минут. Однако обратный перелёт он совершает за 80 минут. Как вы это объясните?
Ответ: Самолет летит одинаковое время
5. Молодой человек хорошо владеет арабским, греческим и финским языками. На каком языке программирования ему легче всего написать программу вывода рисунка на экран монитора?
Ответ: неизвестно
III тур.
Темы I тура: что изображено, учат в школе, крылатые фразы
1. Что изображено.
1. Из имеющихся здесь плат расширения где, видеокарта.
2. Назовите устройство, изображенное на рисунке.
3. Назовите устройство, не являющееся устройством вывода информации.
Ответ: клавиатура
4. Назовите устройство, не являющееся устройством ввода информации.
Ответ: монитор
2. Учат в школе
1. Эти числа зародились в связи с необходимостью подсчета предметов.
Ответ: натуральные
2. Назовите положительное число, которое при возведении в любую степень дает один и тот же результат.
Ответ: 1
3. Еще в 16 – 17 веках многие европейские математики не признавали этих чисел, называя их ложными, невозможными. Как называются эти числа?
Ответ: отрицательные
4. Этой фразой великий Евклид завершал все математические рассуждения
Ответ: что и требовалось доказать
5. В словаре африканского племени абипоне число 5 называется «рука», 10 – «две руки». Как на языке этого племени называется число 20?
Ответ: руки и ноги
3. Крылатые фразы.
1. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Ответ: М.В. Ломоносов
2. О каком устройстве идет речь: «А все-таки она вертится!»
Ответ: дискета
3. «Математика — царица наук, арифметика — царица математики». Назовите автора высказывания.
Ответ: Карл Гаусс
4. «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Назовите автора высказывания.
Ответ: Паскаль
5. «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Назовите автора высказывания.
Ответ: Пушкин
Финал
Ведущий: Каждая команда устанавливает свою цену (цена не может быть больше количества баллов набранных командой) за ответ на вопрос финального тура, записывает её на листках и передают жюри.
Задача со спичками
Переложить 2 спички, чтобы равенство стало верным
День недели
Е сли бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Назовите этот день.
Ответ: среда
Эрудит
Найдите площадь треугольника.
Ответ: Такого треугольника со сторонами 15, 33 и 18 не существует! Поэтому площадь для такого треугольника найти невозможно!
Обо всем понемногу
Ученый, предложивший принципы построения ЭВМ.
Ответ: Джон фон Нейманн
3. Заключение.
Объявление жюри о результатах игры.
Заключительное слово об окончании мероприятия, выражение благодарности учащимся за подготовку и проведение игры, вручение диплома победителям и грамот участникам.