СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в 7 классе. Тема: «В мире слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «В мире слов»

Подготовила педагог-библиотекарь -  Коваленко Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Пятихатская школа»

Цель проведения:

проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению;

способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, воображение, память;

создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

 

 Оборудование: высказывание о русском языке М.В. Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому», мультимедийная доска, класс поделен две команды.

 

 

Ход мероприятия:

Слайд 1

Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Заглянув в толковый словарь, мы найдем там такое определение слова: это «единица языка (речи), служащая для наименования понятий, предметов, лиц..»

  Для того чтобы понять это определение, необходимо уяснить:

1. Что такое речь?

2. Что значит «Слово – это единица речи»? Почему единица, а не ½ или 1/3 речи?

 

      Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Произнося слово, мы воображаем себе, в уме, понятие о каком-нибудь предмете. Например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. яркостью, жжением и горением, хотя в это время, мы его не видим; когда мы говорим слово дворняжка, то представляем себе животное, с его признаками, т.е. лохматую собаку, сидящую на цепи возле будки, хотя и не видели перед собой её. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний голоса.

     Говоря словами К Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

     А что такое речь? Речь, читаем мы в словаре, это «способность говорить, говорение».

Слово воспринимается, прежде всего,  как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так , например, слово стул состоит из четырех звуков: с, т, у, л. В отдельности ни один из них ровно ничего не значит. Можно ли сочетание звуков «лтус» считать словом? Конечно, нет! Почему?

     Звуки должны располагаться в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, передавать смысл, т.е. при помощи звуков, а на письме – букв, выражать определённые понятия. Вот почему стул – слово, а «лтус» - бессмысленное сочетание звуков.

     По своей природе слово обладает внешней и  внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.

 

А теперь перейдем к вопросам и заданиям для команд.

 

1 задание: Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут - слева направо или справа налево. К таким словам относится слово – доход. Подберите несколько таких слов.

(казак, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада )

Слайд 2

 

 

2 задание: Подберите слова, которые, если их написать – слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое. Пример: топор – ропот.

(ворон – норов, шорох – хорош, шелк – клеш, кот – ток, нос – сон, ау – уа, колесо – оселок)

Слайд 3

 

 

3 задание: Подберите десять таких слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Пример: полдома (пол, дома)

(волокно : вол, окно; верхушки: верх, ушки; вышли: вы, шли; трудно: тру, дно; призрак: приз, рак; сторож: сто, рож), сеновал: сено, вал)

Слайд 4

 

4 задание: Игра «Слова в словах»

  Есть слова , части которых могут быть самостоятельными словами. Например, из слова яблоко можно выделить слова я, блок, око. Придумайте такие слова и выделите из них новые. Слайд 5

 

 

5 задание: В русском языке много слов, из которых, если переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова. Например: скала – ласка.

С л о в а   д л я  с п р а в о к: насос, камыш, весна, лыжи, канат.

Слайд 6

 

6 задание: Найдите слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. Пример: баба. ( мама, папа, дядя, няня, )

Слайд 7

 

7 задание: Придумайте любое слово и из его букв составьте как можно больше слов.

Например: ЛЕОПАРД (дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед и т.д)

Слайд 8

 

 

 

   В толковом словаре дается и другое определение слова: слово – это речь, язык. Слово – «единица речи» и слово – «речь» - оба эти значения неразрывно связаны.

 

8 задание: Подберите одну - две  пословицы, в которых бы говорилось о словах как о речи. Образец: От его словца не дождешься конца. Слайд 9

 

 

Слайд 10 Заключительная речь учителя. Подведение итогов.

Тема: «В мире слов»

Подготовила педагог-библиотекарь -  Коваленко Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Пятихатская школа»

Цель проведения:

проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению;

способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, воображение, память;

создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

 

 Оборудование: высказывание о русском языке М.В. Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому», мультимедийная доска, класс поделен две команды.

 

 

Ход мероприятия:

Слайд 1

Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Заглянув в толковый словарь, мы найдем там такое определение слова: это «единица языка (речи), служащая для наименования понятий, предметов, лиц..»

  Для того чтобы понять это определение, необходимо уяснить:

1. Что такое речь?

2. Что значит «Слово – это единица речи»? Почему единица, а не ½ или 1/3 речи?

 

      Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Произнося слово, мы воображаем себе, в уме, понятие о каком-нибудь предмете. Например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. яркостью, жжением и горением, хотя в это время, мы его не видим; когда мы говорим слово дворняжка, то представляем себе животное, с его признаками, т.е. лохматую собаку, сидящую на цепи возле будки, хотя и не видели перед собой её. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний голоса.

     Говоря словами К Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

     А что такое речь? Речь, читаем мы в словаре, это «способность говорить, говорение».

Слово воспринимается, прежде всего,  как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так , например, слово стул состоит из четырех звуков: с, т, у, л. В отдельности ни один из них ровно ничего не значит. Можно ли сочетание звуков «лтус» считать словом? Конечно, нет! Почему?

     Звуки должны располагаться в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, передавать смысл, т.е. при помощи звуков, а на письме – букв, выражать определённые понятия. Вот почему стул – слово, а «лтус» - бессмысленное сочетание звуков.

     По своей природе слово обладает внешней и  внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.

 

А теперь перейдем к вопросам и заданиям для команд.

 

1 задание: Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут - слева направо или справа налево. К таким словам относится слово – доход. Подберите несколько таких слов.

(казак, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада )

Слайд 2

 

 

2 задание: Подберите слова, которые, если их написать – слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое. Пример: топор – ропот.

(ворон – норов, шорох – хорош, шелк – клеш, кот – ток, нос – сон, ау – уа, колесо – оселок)

Слайд 3

 

 

3 задание: Подберите десять таких слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Пример: полдома (пол, дома)

(волокно : вол, окно; верхушки: верх, ушки; вышли: вы, шли; трудно: тру, дно; призрак: приз, рак; сторож: сто, рож), сеновал: сено, вал)

Слайд 4

 

4 задание: Игра «Слова в словах»

  Есть слова , части которых могут быть самостоятельными словами. Например, из слова яблоко можно выделить слова я, блок, око. Придумайте такие слова и выделите из них новые. Слайд 5

 

 

5 задание: В русском языке много слов, из которых, если переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова. Например: скала – ласка.

С л о в а   д л я  с п р а в о к: насос, камыш, весна, лыжи, канат.

Слайд 6

 

6 задание: Найдите слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. Пример: баба. ( мама, папа, дядя, няня, )

Слайд 7

 

7 задание: Придумайте любое слово и из его букв составьте как можно больше слов.

Например: ЛЕОПАРД (дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед и т.д)

Слайд 8

 

 

 

   В толковом словаре дается и другое определение слова: слово – это речь, язык. Слово – «единица речи» и слово – «речь» - оба эти значения неразрывно связаны.

 

8 задание: Подберите одну - две  пословицы, в которых бы говорилось о словах как о речи. Образец: От его словца не дождешься конца. Слайд 9

 

 

Слайд 10 Заключительная речь учителя. Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 7 классе. Тема: «В мире слов»»


Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.

Тема: «В мире слов»

Подготовила педагог-библиотекарь - Коваленко Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пятихатская школа»

Цель проведения:

проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению;

способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, воображение, память;

создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

 

Оборудование: высказывание о русском языке М.В. Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому», мультимедийная доска, класс поделен две команды.



Ход мероприятия:

Слайд 1

Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Заглянув в толковый словарь, мы найдем там такое определение слова: это «единица языка (речи), служащая для наименования понятий, предметов, лиц..»

Для того чтобы понять это определение, необходимо уяснить:

1. Что такое речь?

2. Что значит «Слово – это единица речи»? Почему единица, а не ½ или 1/3 речи?


Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Произнося слово, мы воображаем себе, в уме, понятие о каком-нибудь предмете. Например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. яркостью, жжением и горением, хотя в это время, мы его не видим; когда мы говорим слово дворняжка, то представляем себе животное, с его признаками, т.е. лохматую собаку, сидящую на цепи возле будки, хотя и не видели перед собой её. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний голоса.

Говоря словами К Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

А что такое речь? Речь, читаем мы в словаре, это «способность говорить, говорение».

Слово воспринимается, прежде всего, как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так , например, слово стул состоит из четырех звуков: с, т, у, л. В отдельности ни один из них ровно ничего не значит. Можно ли сочетание звуков «лтус» считать словом? Конечно, нет! Почему?

Звуки должны располагаться в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, передавать смысл, т.е. при помощи звуков, а на письме – букв, выражать определённые понятия. Вот почему стул – слово, а «лтус» - бессмысленное сочетание звуков.

По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.


А теперь перейдем к вопросам и заданиям для команд.


1 задание: Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут - слева направо или справа налево. К таким словам относится слово – доход. Подберите несколько таких слов.

(казак, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада )

Слайд 2



2 задание: Подберите слова, которые, если их написать – слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое. Пример: топор – ропот.

(ворон – норов, шорох – хорош, шелк – клеш, кот – ток, нос – сон, ау – уа, колесо – оселок)

Слайд 3



3 задание: Подберите десять таких слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Пример: полдома (пол, дома)

(волокно : вол, окно; верхушки: верх, ушки; вышли: вы, шли; трудно: тру, дно; призрак: приз, рак; сторож: сто, рож), сеновал: сено, вал)

Слайд 4


4 задание: Игра «Слова в словах»

Есть слова , части которых могут быть самостоятельными словами. Например, из слова яблоко можно выделить слова я, блок, око. Придумайте такие слова и выделите из них новые. Слайд 5



5 задание: В русском языке много слов, из которых, если переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова. Например: скала – ласка.

С л о в а д л я с п р а в о к: насос, камыш, весна, лыжи, канат.

Слайд 6


6 задание: Найдите слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. Пример: баба. ( мама, папа, дядя, няня, )

Слайд 7


7 задание: Придумайте любое слово и из его букв составьте как можно больше слов.

Например: ЛЕОПАРД (дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед и т.д)

Слайд 8




В толковом словаре дается и другое определение слова: слово – это речь, язык. Слово – «единица речи» и слово – «речь» - оба эти значения неразрывно связаны.


8 задание: Подберите одну - две пословицы, в которых бы говорилось о словах как о речи. Образец: От его словца не дождешься конца. Слайд 9



Слайд 10 Заключительная речь учителя. Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!