Тема: «В мире слов»
Подготовила педагог-библиотекарь - Коваленко Татьяна Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пятихатская школа»
Цель проведения:
проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению;
способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, воображение, память;
создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: высказывание о русском языке М.В. Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому», мультимедийная доска, класс поделен две команды.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Заглянув в толковый словарь, мы найдем там такое определение слова: это «единица языка (речи), служащая для наименования понятий, предметов, лиц..»
Для того чтобы понять это определение, необходимо уяснить:
1. Что такое речь?
2. Что значит «Слово – это единица речи»? Почему единица, а не ½ или 1/3 речи?
Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Произнося слово, мы воображаем себе, в уме, понятие о каком-нибудь предмете. Например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. яркостью, жжением и горением, хотя в это время, мы его не видим; когда мы говорим слово дворняжка, то представляем себе животное, с его признаками, т.е. лохматую собаку, сидящую на цепи возле будки, хотя и не видели перед собой её. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний голоса.
Говоря словами К Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
А что такое речь? Речь, читаем мы в словаре, это «способность говорить, говорение».
Слово воспринимается, прежде всего, как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так , например, слово стул состоит из четырех звуков: с, т, у, л. В отдельности ни один из них ровно ничего не значит. Можно ли сочетание звуков «лтус» считать словом? Конечно, нет! Почему?
Звуки должны располагаться в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, передавать смысл, т.е. при помощи звуков, а на письме – букв, выражать определённые понятия. Вот почему стул – слово, а «лтус» - бессмысленное сочетание звуков.
По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.
А теперь перейдем к вопросам и заданиям для команд.
1 задание: Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут - слева направо или справа налево. К таким словам относится слово – доход. Подберите несколько таких слов.
(казак, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада )
Слайд 2
2 задание: Подберите слова, которые, если их написать – слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое. Пример: топор – ропот.
(ворон – норов, шорох – хорош, шелк – клеш, кот – ток, нос – сон, ау – уа, колесо – оселок)
Слайд 3
3 задание: Подберите десять таких слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Пример: полдома (пол, дома)
(волокно : вол, окно; верхушки: верх, ушки; вышли: вы, шли; трудно: тру, дно; призрак: приз, рак; сторож: сто, рож), сеновал: сено, вал)
Слайд 4
4 задание: Игра «Слова в словах»
Есть слова , части которых могут быть самостоятельными словами. Например, из слова яблоко можно выделить слова я, блок, око. Придумайте такие слова и выделите из них новые. Слайд 5
5 задание: В русском языке много слов, из которых, если переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова. Например: скала – ласка.
С л о в а д л я с п р а в о к: насос, камыш, весна, лыжи, канат.
Слайд 6
6 задание: Найдите слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. Пример: баба. ( мама, папа, дядя, няня, )
Слайд 7
7 задание: Придумайте любое слово и из его букв составьте как можно больше слов.
Например: ЛЕОПАРД (дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед и т.д)
Слайд 8
В толковом словаре дается и другое определение слова: слово – это речь, язык. Слово – «единица речи» и слово – «речь» - оба эти значения неразрывно связаны.
8 задание: Подберите одну - две пословицы, в которых бы говорилось о словах как о речи. Образец: От его словца не дождешься конца. Слайд 9
Слайд 10 Заключительная речь учителя. Подведение итогов.
Тема: «В мире слов»
Подготовила педагог-библиотекарь - Коваленко Татьяна Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пятихатская школа»
Цель проведения:
проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению;
способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, воображение, память;
создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: высказывание о русском языке М.В. Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому», мультимедийная доска, класс поделен две команды.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Заглянув в толковый словарь, мы найдем там такое определение слова: это «единица языка (речи), служащая для наименования понятий, предметов, лиц..»
Для того чтобы понять это определение, необходимо уяснить:
1. Что такое речь?
2. Что значит «Слово – это единица речи»? Почему единица, а не ½ или 1/3 речи?
Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Произнося слово, мы воображаем себе, в уме, понятие о каком-нибудь предмете. Например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. яркостью, жжением и горением, хотя в это время, мы его не видим; когда мы говорим слово дворняжка, то представляем себе животное, с его признаками, т.е. лохматую собаку, сидящую на цепи возле будки, хотя и не видели перед собой её. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний голоса.
Говоря словами К Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
А что такое речь? Речь, читаем мы в словаре, это «способность говорить, говорение».
Слово воспринимается, прежде всего, как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так , например, слово стул состоит из четырех звуков: с, т, у, л. В отдельности ни один из них ровно ничего не значит. Можно ли сочетание звуков «лтус» считать словом? Конечно, нет! Почему?
Звуки должны располагаться в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, передавать смысл, т.е. при помощи звуков, а на письме – букв, выражать определённые понятия. Вот почему стул – слово, а «лтус» - бессмысленное сочетание звуков.
По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.
А теперь перейдем к вопросам и заданиям для команд.
1 задание: Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут - слева направо или справа налево. К таким словам относится слово – доход. Подберите несколько таких слов.
(казак, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада )
Слайд 2
2 задание: Подберите слова, которые, если их написать – слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое. Пример: топор – ропот.
(ворон – норов, шорох – хорош, шелк – клеш, кот – ток, нос – сон, ау – уа, колесо – оселок)
Слайд 3
3 задание: Подберите десять таких слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Пример: полдома (пол, дома)
(волокно : вол, окно; верхушки: верх, ушки; вышли: вы, шли; трудно: тру, дно; призрак: приз, рак; сторож: сто, рож), сеновал: сено, вал)
Слайд 4
4 задание: Игра «Слова в словах»
Есть слова , части которых могут быть самостоятельными словами. Например, из слова яблоко можно выделить слова я, блок, око. Придумайте такие слова и выделите из них новые. Слайд 5
5 задание: В русском языке много слов, из которых, если переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова. Например: скала – ласка.
С л о в а д л я с п р а в о к: насос, камыш, весна, лыжи, канат.
Слайд 6
6 задание: Найдите слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. Пример: баба. ( мама, папа, дядя, няня, )
Слайд 7
7 задание: Придумайте любое слово и из его букв составьте как можно больше слов.
Например: ЛЕОПАРД (дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед и т.д)
Слайд 8
В толковом словаре дается и другое определение слова: слово – это речь, язык. Слово – «единица речи» и слово – «речь» - оба эти значения неразрывно связаны.
8 задание: Подберите одну - две пословицы, в которых бы говорилось о словах как о речи. Образец: От его словца не дождешься конца. Слайд 9
Слайд 10 Заключительная речь учителя. Подведение итогов.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 7 классе. Тема: «В мире слов»»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.
Тема: «В мире слов»
Подготовила педагог-библиотекарь - Коваленко Татьяна Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пятихатская школа»
Цель проведения:
проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению;
способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, воображение, память;
создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: высказывание о русском языке М.В. Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому», мультимедийная доска, класс поделен две команды.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Заглянув в толковый словарь, мы найдем там такое определение слова: это «единица языка (речи), служащая для наименования понятий, предметов, лиц..»
Для того чтобы понять это определение, необходимо уяснить:
1. Что такое речь?
2. Что значит «Слово – это единица речи»? Почему единица, а не ½ или 1/3 речи?
Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Произнося слово, мы воображаем себе, в уме, понятие о каком-нибудь предмете. Например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. яркостью, жжением и горением, хотя в это время, мы его не видим; когда мы говорим слово дворняжка, то представляем себе животное, с его признаками, т.е. лохматую собаку, сидящую на цепи возле будки, хотя и не видели перед собой её. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний голоса.
Говоря словами К Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
А что такое речь? Речь, читаем мы в словаре, это «способность говорить, говорение».
Слово воспринимается, прежде всего, как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так , например, слово стул состоит из четырех звуков: с, т, у, л. В отдельности ни один из них ровно ничего не значит. Можно ли сочетание звуков «лтус» считать словом? Конечно, нет! Почему?
Звуки должны располагаться в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, передавать смысл, т.е. при помощи звуков, а на письме – букв, выражать определённые понятия. Вот почему стул – слово, а «лтус» - бессмысленное сочетание звуков.
По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.
А теперь перейдем к вопросам и заданиям для команд.
1 задание: Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут - слева направо или справа налево. К таким словам относится слово – доход. Подберите несколько таких слов.
(казак, заказ, потоп, топот, комок, довод, кок, боб, тот, как, тут, поп, Ада )
Слайд 2
2 задание: Подберите слова, которые, если их написать – слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое. Пример: топор – ропот.
(ворон – норов, шорох – хорош, шелк – клеш, кот – ток, нос – сон, ау – уа, колесо – оселок)
Слайд 3
3 задание: Подберите десять таких слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Пример: полдома (пол, дома)
(волокно : вол, окно; верхушки: верх, ушки; вышли: вы, шли; трудно: тру, дно; призрак: приз, рак; сторож: сто, рож), сеновал: сено, вал)
Слайд 4
4 задание: Игра «Слова в словах»
Есть слова , части которых могут быть самостоятельными словами. Например, из слова яблоко можно выделить слова я, блок, око. Придумайте такие слова и выделите из них новые. Слайд 5
5 задание: В русском языке много слов, из которых, если переставить слоги, можно образовать совершенно другие слова. Например: скала – ласка.
С л о в а д л я с п р а в о к: насос, камыш, весна, лыжи, канат.
Слайд 6
6 задание: Найдите слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. Пример: баба. ( мама, папа, дядя, няня, )
Слайд 7
7 задание: Придумайте любое слово и из его букв составьте как можно больше слов.
Например: ЛЕОПАРД (дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед и т.д)
Слайд 8
В толковом словаре дается и другое определение слова: слово – это речь, язык. Слово – «единица речи» и слово – «речь» - оба эти значения неразрывно связаны.
8 задание: Подберите одну - две пословицы, в которых бы говорилось о словах как о речи. Образец: От его словца не дождешься конца. Слайд 9
Слайд 10 Заключительная речь учителя. Подведение итогов.