СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Великие математики» (к неделе «Математики»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проведенное в рамках Недели математики

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Великие математики» (к неделе «Математики»)»




Урок «Великие математики» (к неделе «Математики»)

4 класс

Учитель: Борисенко В.Я.

Цели:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету;

  2. Развитие интереса к истории математики;

  3. Расширение кругозора учащихся.

Оборудование:

1.Презентация

2. Высказывания великих людей о математике

  • В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)

  • Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)

  • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

  • Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

3. Выставка книг о математике

Ход мероприятия

I. Монтаж. ( Слайд1)

1. Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику, 
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Встреча с математиками посвящается!

2. Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

3. Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

4. Велик и ныне Чебышев –титан,
А Софья Ковалевская – чудесная “русалка”,
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“Наука математика – царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

6. Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и ученым, 
И будешь честно Родине служить!

7. Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!

II. Слово учителя.

“Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.

Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.

Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению

III. Встреча с великими математиками.

Живая картинка: сидит Архимед и чертит цилиндр и вписанный в него шар.

Четверо ведущих (в древнегреческих одеждах) рассказывают биографию Архимеда и показывают иллюстрации на экран с помощью проектора (презентация).


Архимед (около 287 — 212 до н. э.)

(Слайд 3)

1. Архимед был одним из самых замеча­тельных ученых Древней Греции. Наверное, вы слышали легенду о том, как был открыт один из законов физики.

Однажды, погрузившись в ванну в купальне, Архимед заметил, что своим телом он вытеснил часть воды и она выплеснулась, а при этом вода его как бы поддерживала.

(Слайд 4)

Уче­ный сразу понял, что здесь и заклю­чается решение мучавшей его пробле­мы. С криком «Эврика!» (Нашел!») он выскочил из купальни и помчался по улице: ему не терпелось сделать вычисления. Так был открыт знаменитый архимедов закон выталкива­ющей силы.

(Слайд 5)

2. Этот человек соорудил невиданные до той поры метательные военные машины для обороны города Сира­кузы на острове Сицилия (где он родился и жил), которые сеяли панику и ужас в рядах римских легио­неров и обращали их в бегство. При­думал он и способ поджигать враже­ские корабли — с помощью тысячи больших зеркал, которые держали в руках воины осажденного города. Этими зеркалами солнечные зайчики были сфокусированы в единый луч, который и воспламенил суда непри­ятеля.

(Слайд 6)

Теория простых механизмов, раз­работанная великим ученым, привела к развитию важных разделов механи­ки. Огромный (по тем временам) корабль «Сиракосия» был спущен на воду с помощью системы блоков, которой управлял один воин.

(Слайд7)

Архиме­дово правило рычага и сейчас назы­вают иногда золотым правилом меха­ники. И именно ему легенда приписы­вает слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!»

3 Несколько менее известно, что Архимед был не только замечатель­ным механиком и физиком, но и гениальным математиком. Что же сделал он в этой области знания, какие его мысли и теории вошли сегодня в золотой фонд науки?

(Слайд8)

4 Существует предание, что римский воин-завоеватель наступил ногой на чертежи, которые Архимед делал на влажном песке. «Не смей трогать мои чертежи!» — воскликнул ученый. Римскому воину было невдомек, что перед ним гений, слава которого пере­живет тысячелетия. Он пронзил уче­ного мечом.

Обливаясь кровью, упал Архимед на свои чертежи, возможно заключав­шие новое открытие.


  • Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейдах в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж,

Ах, если б смерть – лихую гостью-

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели – число!


(Слайд 9) Пифагор (6-й в. до н. э.)

(Слайд 10)

5. Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал.

(Слайд 11)

Жил в Египте, Вави­лоне, совершил путешествие в Индию. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где осно­вал пифагорейский союз — общество философов.

(Слайд 12)

6. Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора. Пифагорейцы придавали числам очень большое зна­чение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разно­образными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 — холод, 7 — разум, здоровье и свет, 8 — любовь и дружбу и т. д. Большое внимание пифагорейцы уделяли также физическим упражне­ниям, а сам Пифагор был олимпий­ским чемпионом по кулачному бою.


(Слайд13) Ньютон Исаак (1643—1727)

(Слайд 14)

7. Исаака Ньютона, великого англий­ского ученого, математики считают математиком, физики — физиком, а астрономы — астрономом.

(Слайд 15)

Родился он в местечке Вулсторп, расположен­ного в центре Британии, в семье небо­гатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механичес­кие игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нем разви­лась фантазия экспериментатора.

Здесь он научился читать, писать и считать. В 12 лет его отпра­вили учиться в город Грантем в коро­левскую школу. До наших дней на одном из зданий Грантема сохранились сделанные им солнечные часы.

8. Также он любил запускать воз­душных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы.

В то же время мальчик увлекался решением сложных математических задач.

(Слайд 16)

Это увлечение склонило род­ственников Ньютона к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. Ньютон поступает в Кем­бриджский университет, в самый пре­стижный его колледж — Тринити-колледж.

9. В течение двух лет Ньютон изучал математику, геометрию, тригономе­трию, древние языки (латинский, гре­ческий и еврейский), а также бого­словие. В историю Ньютон вошел как гениаль­ный ученый — математик и физик.

(Слайд 17)

Рассказывают, что идея закона все­мирного тяготения пришла к Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но Ньютон догадался, что и яблоко также притягивает Землю, но с силой во столько раз меньшей, во сколько раз масса яблока меньше массы Зем­ли. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов вогнутое зеркало, и сам его построил.

(Слайд 18)

10. Много лет он преподавал в Кембриджском универ­ситете, став там профессором. Затем был назначен директором Монетного двора, где провел несколько важных реформ, в частности ввел насечку на ребре монеты. Последние 25 лет жизни Ньютон был президентом Лондонского коро­левского общества — английской ака­демии наук, где многое сделал для развития науки.



(Слайд19) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

11 Великий немецкий ученый. Философ, математик, физик, юрист, языковед. Создатель (наряду с Ньютоном) математического анализа. Основоположник большой математической школы. Идеи Лейбница оказали значительное влияние на развитие математической логики.


(Слайд20)

В 1673 году изобрел первую счетную машину – арифмометр, который выполнял все 4 арифметические операции.

(Слайд21)

Предложил несколько математических знаков, например «=» (равно) и « » (умножение).


(Слайд22) Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)


Учитель: Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин

(Слайд23) 12.Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. Мальчик рано научился читать.

(Слайд24) Ему страстно хоте­лось учиться дальше, и Михаил Ломо­носов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы.

В Москве, чтобы поступить в Сла­вяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворя­нина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Гер­манию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда на пути к зна­ниям — и Ломоносов становится круп­нейшим ученым.








(Слайд 25)

13. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в самых разных областях знания, в литературе и искусстве. Один фран­цузский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносо­ва — поэт и химик. Но это был один и тот же человек. И еще Михаил Ломоносов был физи­ком и художником, астрономом и металлургом, географом и истори­ком, просветителем и государствен­ным деятелем.

(Слайд 26)

Учитель: Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

(Слайд 27)

14. Недалеко от Петербурга Ломоно­сов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разно­цветных стеклышек Ломоносов соз­дал несколько прекрасных картин-мозаик, например картину знамени­того Полтавского боя и портрет Петра I.

(Слайд 28)

Немало сил стоило Михаилу Васильевичу добиться открытия пер­вого в России высшего учебного заве­дения — университета в Москве, который теперь с гордостью носит имя М. В. Ломоносова.

(Слайд 29)

Учитель: И сейчас не забыты заслуги великого Ломоносова, на его Родине в Архангельске создан музей, (Слайд30)

его память увековечена в памятниках.

(Слайд 31) Гаус.

15 В истории Европы начало 19в вошло как эпоха Наполеона. В истории Европейской математики- как эпоха Гауса. Великий немецкий математик, астроном и физик родился в Брауншвейге- столице одного из многочисленных Германских герцогств, княжеств и королевств того времени. Его отец садовник славился искусством быстро и легко считать. Эта способность перешла к сыну, говорившему позднее, что он «умел считать раньше, чем говорить». Первый успех пришел к Гауссу в 9 лет. Школьный учитель велел ученикам найти сумму чисел от 1 до 40. Он рассчитывал надолго занять учеников этой задачей.

(Слайд 32)

Но Гаусс мгновенно сообразил как сгруппировать слагаемые, и выдал ответ: 1+40+2+39+…+20+21=41*20=820.

Учитель: Карл Фридрих Гаусс считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков»

Совместно с Вебером Гаусс сконструировал первый примитивный электрический телеграф.










«королём математиков»

Совместно с Вебером Гаусс сконструировал первый примитивный электрический телеграф.






Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935)

11. Имя Константина Эдуардовича Циол­ковского, основоположника космо­навтики, известно во всем мире. Родился К. Э. Циолковский в селе Ижевском под Рязанью. Его отец был лесничим. После перенесенной в дет­стве скарлатины Константин Эдуар­дович почти полностью потерял слух. Из-за глухоты мальчик не смог учиться в гимназии и занимался само­стоятельно. Став взрослым, он сдал экзамены на звание учителя и начал работать сначала в Калужской губер­нии, а затем в одном из училищ





города Калуги. Здесь, в Калуге, школьный учитель физики и математики написал свои работы по воздухоплаванию, авиации и космонавтике.












12. Большая семья Циолковских жила очень скромно. В доме-музее К. Э. Циолковского в Калуге посетители увидят веранду-мастерскую, где ученый своими руками изготовил множество моделей и приборов.


(Слайд 33) Эварист Галуа (1811-1832)

16. Он прожил 20 лет, всего 5 из них занимался математикой. Его труды занимают чуть более 60 страниц, но они обессмертили его имя.

В 15 лет Галуа открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, «был одержим демоном математики». Юноша отличался неукротимым темпераментом, что постоянно приводило его к конфликтам с окружающими.

17. Ему не было полных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. И в те же годы Галуа два раза подряд не удается сдать экзамены в Политехническую школу, самое престижное заведение того времени. В 1830 г. Он был принят в привилегированную Высшую нормальную школу, готовившую преподавателей. За год учебы в школе Галуа написал несколько работ, одна из них посвящена теории чисел, представляла исключительный интерес.

Политика отняла у науки гениального математика. Он был смертельно ранен на дуэли и умер так и не понятый современниками.


(Слайд 34) Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Учитель: - Математика - это язык, на котором говорят все точные науки.

- Только с алгеброй начинается строгое математическое учение

(Слайд 35)

19. С 14 лет жизнь Н. И. Лобачевского связана с Казанским университетом. В 22 года стал профессором, деканом физико-математического факультета. Читал лекции по математике, физике, астрономии, заведовал обсерваторией, возглавлял библиотеку.

Доказал, что всё в природе подлежит измерению, всё может быть сосчитано.

20. 19 лет был ректором Казанского университета. В течение 30 лет он продолжает развивать свою геометрию – геометрию Лобачевского. Построение которой основано на отрицании 5-го постулата Евклида. Развивая свою геометрию, пытается делать изложение доступным, публикует работы по-французски и по-немецки.

(Слайд 36)

  1. Лобачевский дослужился до высоких чинов, был награжден большим числом орденов, пользовался уважением окружающих, но о его геометрии предпочитали не говорить, даже в те дни, когда Казань прощалась с ним. Прошло еще не менее двадцати лет, прежде чем геометрия Лобачевского завоевала право гражданства в математике.

  2. (Слайд37) Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)

    Сценка:

    Девочка смотрит на стену, обклеенную газетами и страницами книг, на которых написаны математические формулы: “ Родители ждали сына, а родилась я, поэтому они меня не любят.

    Да и лицом я не вышла…. Вон маменька горничной говорит: “ Анну и Феденьку одеть красиво и вывести в столовую к гостям. А Сонечку не надо. Она в детской посидит. Она у нас домоседка”.


    22. Первая русская женщина – математик С. В. Ковалевская родилась в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке.

    (Слайд 38)

    Девочка росла разносторонне способной, но особенно ее увлекала математика. Ее первое знакомство с математикой произошло, когда ей было 8 лет. Во время ремонта не хватило обоев, и стены ее комнаты пришлось оклеить страницами из учебников высшей математики Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику,

    (Слайд 39)

    впоследствии став академиком и членом-корреспондентом Петербуржской академии наук.

    (Слайд 40)

    Учитель:Один из биографов Ковалевской пишет: "Профессора восторгались ее способностью схватывать и усваивать материал на лету.












































ский доказал, что только ракета может стать межпланетным кораб­лем. Он предложил для космических ракет особое химическое топливо: сжиженные кислород и водород.

13.В других своих работах ученый писал: чтобы придать ракете нужную космическую скорость, необходимы «ракетные поезда». Теперь мы назы­ваем их многоступенчатыми ракета­ми. Когда израсходуется топливо пер­вой ступени ракеты, она отделяется и падает на Землю. Двигатели второй ступени разгоняют ракету дальше. К. Э. Циолковский предложил соз­дать в космосе крупные орбитальные станции, чтобы человек смог долгое время там жить и работать.






(Слайд 41) Норберт Винер (1894-1964)

23. Жизнь Винера известна в подробностях благодаря его автобиографическим книгам «Бывший вундер-кинд» и «Я - математик».

В школу поступил в 9 лет, но уровень его знаний уже тогда соответствовал знаниям выпускных классов. В 14 лет окончил колледж, а в 18 лет получил степень доктора философии за диссертацию по математической логике.

(Слайд 42) Родоначальник кибернетики. В 1948 г. вышла в свет его книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», и ее тираж быстро разошелся. Имя создателя новой науки стало широко известным.


(Слайд 43) Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987)

24 В 2013 году ему исполнится 110 лет. Он окончил школу с золотой медалью, в 28 лет стал профессором МГУ. Он работал в разных областях математики: тригонометрия, теория множеств и др.

(Слайд 44)

Радость своих первых математических «открытий» познал рано. Еще в детстве в возрасте 5-6 лет он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Вот одно из «открытий» шестилетнего Колмогорова, он заметил, что 12=1, 22=1+3, 32=1+3+5, 42 =1+3+5+7

V. Заключительное слово учителя.

Дорогие ребята! Наша “Встреча с великими математиками” подошла к концу. Конечно, мы сегодня рассказали лишь о некоторых из них. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед.

Благодарю за внимание. До свидания, до следующих встреч.







































1. Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику, 
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Встреча с математиками посвящается!

2. Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

3. Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

4. Велик и ныне Чебышев –титан,
А Софья Ковалевская – чудесная “русалка”,
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“Наука математика – царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

6. Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и ученым, 
И будешь честно Родине служить!

7. Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!


  • Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейдах в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж,

Ах, если б смерть – лихую гостью-

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели – число!





























А

рхимед



Ц

иолковский К.Э.


Ломоносов М.В.



  • Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейдах в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж,

Ах, если б смерть – лихую гостью-

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели – число!


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!