Урок «Великие математики» (к неделе «Математики») 4 класс
Учитель: Борисенко В.Я.
Цели:
Развитие познавательного интереса к предмету;
Развитие интереса к истории математики;
Расширение кругозора учащихся.
Оборудование:
1.Презентация
2. Высказывания великих людей о математике
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)
Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
3. Выставка книг о математике
Ход мероприятия
I. Монтаж. ( Слайд1)
1. Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Встреча с математиками посвящается!
2. Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
3. Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
4. Велик и ныне Чебышев –титан,
А Софья Ковалевская – чудесная “русалка”,
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“Наука математика – царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
6. Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить!
7. Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!
II. Слово учителя.
“Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению
III. Встреча с великими математиками.
Живая картинка: сидит Архимед и чертит цилиндр и вписанный в него шар.
Четверо ведущих (в древнегреческих одеждах) рассказывают биографию Архимеда и показывают иллюстрации на экран с помощью проектора (презентация).
Архимед (около 287 — 212 до н. э.)
(Слайд 3)
1. Архимед был одним из самых замечательных ученых Древней Греции. Наверное, вы слышали легенду о том, как был открыт один из законов физики.
Однажды, погрузившись в ванну в купальне, Архимед заметил, что своим телом он вытеснил часть воды и она выплеснулась, а при этом вода его как бы поддерживала.
(Слайд 4)
Ученый сразу понял, что здесь и заключается решение мучавшей его проблемы. С криком «Эврика!» (Нашел!») он выскочил из купальни и помчался по улице: ему не терпелось сделать вычисления. Так был открыт знаменитый архимедов закон выталкивающей силы.
(Слайд 5)
2. Этот человек соорудил невиданные до той поры метательные военные машины для обороны города Сиракузы на острове Сицилия (где он родился и жил), которые сеяли панику и ужас в рядах римских легионеров и обращали их в бегство. Придумал он и способ поджигать вражеские корабли — с помощью тысячи больших зеркал, которые держали в руках воины осажденного города. Этими зеркалами солнечные зайчики были сфокусированы в единый луч, который и воспламенил суда неприятеля.
(Слайд 6)
Теория простых механизмов, разработанная великим ученым, привела к развитию важных разделов механики. Огромный (по тем временам) корабль «Сиракосия» был спущен на воду с помощью системы блоков, которой управлял один воин.
(Слайд7)
Архимедово правило рычага и сейчас называют иногда золотым правилом механики. И именно ему легенда приписывает слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!»
3 Несколько менее известно, что Архимед был не только замечательным механиком и физиком, но и гениальным математиком. Что же сделал он в этой области знания, какие его мысли и теории вошли сегодня в золотой фонд науки?
(Слайд8)
4 Существует предание, что римский воин-завоеватель наступил ногой на чертежи, которые Архимед делал на влажном песке. «Не смей трогать мои чертежи!» — воскликнул ученый. Римскому воину было невдомек, что перед ним гений, слава которого переживет тысячелетия. Он пронзил ученого мечом.
Обливаясь кровью, упал Архимед на свои чертежи, возможно заключавшие новое открытие.
Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейдах в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж,
Ах, если б смерть – лихую гостью-
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели – число!
(Слайд 9) Пифагор (6-й в. до н. э.)
(Слайд 10)
5. Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал.
(Слайд 11)
Жил в Египте, Вавилоне, совершил путешествие в Индию. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз — общество философов.
(Слайд 12)
6. Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора. Пифагорейцы придавали числам очень большое значение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разнообразными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 — холод, 7 — разум, здоровье и свет, 8 — любовь и дружбу и т. д. Большое внимание пифагорейцы уделяли также физическим упражнениям, а сам Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою.
(Слайд13) Ньютон Исаак (1643—1727)
(Слайд 14)
7. Исаака Ньютона, великого английского ученого, математики считают математиком, физики — физиком, а астрономы — астрономом.
(Слайд 15)
Родился он в местечке Вулсторп, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нем развилась фантазия экспериментатора.
Здесь он научился читать, писать и считать. В 12 лет его отправили учиться в город Грантем в королевскую школу. До наших дней на одном из зданий Грантема сохранились сделанные им солнечные часы.
8. Также он любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы.
В то же время мальчик увлекался решением сложных математических задач.
(Слайд 16)
Это увлечение склонило родственников Ньютона к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. Ньютон поступает в Кембриджский университет, в самый престижный его колледж — Тринити-колледж.
9. В течение двух лет Ньютон изучал математику, геометрию, тригонометрию, древние языки (латинский, греческий и еврейский), а также богословие. В историю Ньютон вошел как гениальный ученый — математик и физик.
(Слайд 17)
Рассказывают, что идея закона всемирного тяготения пришла к Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но Ньютон догадался, что и яблоко также притягивает Землю, но с силой во столько раз меньшей, во сколько раз масса яблока меньше массы Земли. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов вогнутое зеркало, и сам его построил.
(Слайд 18)
10. Много лет он преподавал в Кембриджском университете, став там профессором. Затем был назначен директором Монетного двора, где провел несколько важных реформ, в частности ввел насечку на ребре монеты. Последние 25 лет жизни Ньютон был президентом Лондонского королевского общества — английской академии наук, где многое сделал для развития науки.
(Слайд19) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
11 Великий немецкий ученый. Философ, математик, физик, юрист, языковед. Создатель (наряду с Ньютоном) математического анализа. Основоположник большой математической школы. Идеи Лейбница оказали значительное влияние на развитие математической логики.
(Слайд20)
В 1673 году изобрел первую счетную машину – арифмометр, который выполнял все 4 арифметические операции.
(Слайд21)
Предложил несколько математических знаков, например «=» (равно) и « » (умножение).
(Слайд22) Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Учитель: Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин
(Слайд23) 12.Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. Мальчик рано научился читать.
(Слайд24) Ему страстно хотелось учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы.
В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым.
(Слайд 25)
13. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в самых разных областях знания, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова — поэт и химик. Но это был один и тот же человек. И еще Михаил Ломоносов был физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем.
(Слайд 26)
Учитель: Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
(Слайд 27)
14. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например картину знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I.
(Слайд 28)
Немало сил стоило Михаилу Васильевичу добиться открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве, который теперь с гордостью носит имя М. В. Ломоносова.
(Слайд 29)
Учитель: И сейчас не забыты заслуги великого Ломоносова, на его Родине в Архангельске создан музей, (Слайд30)
его память увековечена в памятниках.
(Слайд 31) Гаус.
15 В истории Европы начало 19в вошло как эпоха Наполеона. В истории Европейской математики- как эпоха Гауса. Великий немецкий математик, астроном и физик родился в Брауншвейге- столице одного из многочисленных Германских герцогств, княжеств и королевств того времени. Его отец садовник славился искусством быстро и легко считать. Эта способность перешла к сыну, говорившему позднее, что он «умел считать раньше, чем говорить». Первый успех пришел к Гауссу в 9 лет. Школьный учитель велел ученикам найти сумму чисел от 1 до 40. Он рассчитывал надолго занять учеников этой задачей.
(Слайд 32)
Но Гаусс мгновенно сообразил как сгруппировать слагаемые, и выдал ответ: 1+40+2+39+…+20+21=41*20=820.
Учитель: Карл Фридрих Гаусс считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков»
Совместно с Вебером Гаусс сконструировал первый примитивный электрический телеграф.
«королём математиков»
Совместно с Вебером Гаусс сконструировал первый примитивный электрический телеграф.
Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935)
11. Имя Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника космонавтики, известно во всем мире. Родился К. Э. Циолковский в селе Ижевском под Рязанью. Его отец был лесничим. После перенесенной в детстве скарлатины Константин Эдуардович почти полностью потерял слух. Из-за глухоты мальчик не смог учиться в гимназии и занимался самостоятельно. Став взрослым, он сдал экзамены на звание учителя и начал работать сначала в Калужской губернии, а затем в одном из училищ
города Калуги. Здесь, в Калуге, школьный учитель физики и математики написал свои работы по воздухоплаванию, авиации и космонавтике.
12. Большая семья Циолковских жила очень скромно. В доме-музее К. Э. Циолковского в Калуге посетители увидят веранду-мастерскую, где ученый своими руками изготовил множество моделей и приборов.
(Слайд 33) Эварист Галуа (1811-1832)
16. Он прожил 20 лет, всего 5 из них занимался математикой. Его труды занимают чуть более 60 страниц, но они обессмертили его имя.
В 15 лет Галуа открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, «был одержим демоном математики». Юноша отличался неукротимым темпераментом, что постоянно приводило его к конфликтам с окружающими.
17. Ему не было полных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. И в те же годы Галуа два раза подряд не удается сдать экзамены в Политехническую школу, самое престижное заведение того времени. В 1830 г. Он был принят в привилегированную Высшую нормальную школу, готовившую преподавателей. За год учебы в школе Галуа написал несколько работ, одна из них посвящена теории чисел, представляла исключительный интерес.
Политика отняла у науки гениального математика. Он был смертельно ранен на дуэли и умер так и не понятый современниками.
(Слайд 34) Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
Учитель: - Математика - это язык, на котором говорят все точные науки.
- Только с алгеброй начинается строгое математическое учение
(Слайд 35)
19. С 14 лет жизнь Н. И. Лобачевского связана с Казанским университетом. В 22 года стал профессором, деканом физико-математического факультета. Читал лекции по математике, физике, астрономии, заведовал обсерваторией, возглавлял библиотеку.
Доказал, что всё в природе подлежит измерению, всё может быть сосчитано.
20. 19 лет был ректором Казанского университета. В течение 30 лет он продолжает развивать свою геометрию – геометрию Лобачевского. Построение которой основано на отрицании 5-го постулата Евклида. Развивая свою геометрию, пытается делать изложение доступным, публикует работы по-французски и по-немецки.
(Слайд 36)
Лобачевский дослужился до высоких чинов, был награжден большим числом орденов, пользовался уважением окружающих, но о его геометрии предпочитали не говорить, даже в те дни, когда Казань прощалась с ним. Прошло еще не менее двадцати лет, прежде чем геометрия Лобачевского завоевала право гражданства в математике.
(Слайд37) Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)
Сценка:
Девочка смотрит на стену, обклеенную газетами и страницами книг, на которых написаны математические формулы: “ Родители ждали сына, а родилась я, поэтому они меня не любят.
Да и лицом я не вышла…. Вон маменька горничной говорит: “ Анну и Феденьку одеть красиво и вывести в столовую к гостям. А Сонечку не надо. Она в детской посидит. Она у нас домоседка”.
22. Первая русская женщина – математик С. В. Ковалевская родилась в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке.
(Слайд 38)
Девочка росла разносторонне способной, но особенно ее увлекала математика. Ее первое знакомство с математикой произошло, когда ей было 8 лет. Во время ремонта не хватило обоев, и стены ее комнаты пришлось оклеить страницами из учебников высшей математики Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику,
(Слайд 39)
впоследствии став академиком и членом-корреспондентом Петербуржской академии наук.
(Слайд 40)
Учитель:Один из биографов Ковалевской пишет: "Профессора восторгались ее способностью схватывать и усваивать материал на лету.
ский доказал, что только ракета может стать межпланетным кораблем. Он предложил для космических ракет особое химическое топливо: сжиженные кислород и водород.
13.В других своих работах ученый писал: чтобы придать ракете нужную космическую скорость, необходимы «ракетные поезда». Теперь мы называем их многоступенчатыми ракетами. Когда израсходуется топливо первой ступени ракеты, она отделяется и падает на Землю. Двигатели второй ступени разгоняют ракету дальше. К. Э. Циолковский предложил создать в космосе крупные орбитальные станции, чтобы человек смог долгое время там жить и работать.
(Слайд 41) Норберт Винер (1894-1964)
23. Жизнь Винера известна в подробностях благодаря его автобиографическим книгам «Бывший вундер-кинд» и «Я - математик».
В школу поступил в 9 лет, но уровень его знаний уже тогда соответствовал знаниям выпускных классов. В 14 лет окончил колледж, а в 18 лет получил степень доктора философии за диссертацию по математической логике.
(Слайд 42) Родоначальник кибернетики. В 1948 г. вышла в свет его книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», и ее тираж быстро разошелся. Имя создателя новой науки стало широко известным.
(Слайд 43) Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987)
24 В 2013 году ему исполнится 110 лет. Он окончил школу с золотой медалью, в 28 лет стал профессором МГУ. Он работал в разных областях математики: тригонометрия, теория множеств и др.
(Слайд 44)
Радость своих первых математических «открытий» познал рано. Еще в детстве в возрасте 5-6 лет он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Вот одно из «открытий» шестилетнего Колмогорова, он заметил, что 12=1, 22=1+3, 32=1+3+5, 42 =1+3+5+7
V. Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Наша “Встреча с великими математиками” подошла к концу. Конечно, мы сегодня рассказали лишь о некоторых из них. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед.
Благодарю за внимание. До свидания, до следующих встреч.
1. Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Встреча с математиками посвящается!
2. Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
3. Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
4. Велик и ныне Чебышев –титан,
А Софья Ковалевская – чудесная “русалка”,
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“Наука математика – царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
6. Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить!
7. Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!
Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейдах в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж,
Ах, если б смерть – лихую гостью-
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели – число!
А
рхимед
Ц
иолковский К.Э.
Ломоносов М.В.
Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейдах в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж,
Ах, если б смерть – лихую гостью-
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели – число!
16