СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное тематическое мероприятие по химии "Вода - самое удивительное вещество на Земле"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное тематическое мероприятие по химии "Вода - самое удивительное вещество на Земле" проведено для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ города. К мероприятию были привлечены обучающиеся ОГКОУ "Родниковская коррекционная школа-интернат", что способствовало развитию профориентационной работы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное тематическое мероприятие по химии "Вода - самое удивительное вещество на Земле"»

23 апреля 2021 года


Внеклассное мероприятие по химии «Вода – самое удивительное вещество на Земле»


«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах,

Все: от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых».


С.Щипачев «Читая Менделеева»


На доске изображение, символизирующее земной шар, одна половина которого выполнена в мрачном цвете, другая – в светлом, праздничном, ярком.

Преподаватель:


«Солнечному миру – Да! Да! Да!

Ядерному взрыву – Нет! Нет! Нет!»


Эти слова – о нависшей над человечеством угрозой ядерной войны, тревоге за настоящее и будущее народов, за мир на планете.

Неужто завтра умрут моря?

Умолкнут птицы, застынут сосны?

Уже не сможет взойти заря,

И спросит небо: неужто поздно?


Так поклянемся, что мы спасем.

И это небо в надеждах звездных,

Спасем планету – наш добрый дом,

Пока не поздно, пока не поздно.


Да, людям всех стран нужна цветущая земля, чистые реки и моря, чистый воздух. Наукой установлено, что жизнь возникла в океане около 3,5 млрд. лет назад. Все первые этапы развития жизни протекали в водной стихии. Выход организмов на сушу осуществился примерно 2-2,5 млрд. лет назад. Этому способствовал важный ароморфоз у растений, образование органов и тканей, что имело решающее значение в эволюции растительного мира.


Архейская эра (самая древняя эра в истории Земли), ее продолжительность около 1000 млн. лет. Возраст – возможно, 3500 млн. лет. Во время этой эры следы жизни незначительны.


Протерозойская эра (эра ранней жизни), ее продолжительность свыше 2000 млн. лет. Возраст – 2700 млн. лет. Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых – подтипа бесчерепных.


Палеозойская эра (эра древней жизни), ее продолжительность 340 млн. лет. Возраст – возможно, 570 млн. лет. Ордовикский - 60; Кембрийский – 70 периоды. Процветают морские беспозвоночные.


Широкое распространение трилобитов, водорослей. Силурийский, 30. Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных – щитковых. Выход растений на сушу – псилофиты. Широкое распространение водорослей.

В условиях наземного существования растений дальнейшее развитие растительного мира было связано с другим крупным ароморфозом – переходом от размножения спорами к размножению семенами.

Многочисленные ароморфозы отмечены и в эволюции животных. Птицы и млекопитающие заняли господствующее положение среди наземных позвоночных. От животных предков ароморфная эволюция привела к возникновению человека.


Вода – это эликсир жизни. Вода – самое необыкновенное вещество в мире. Вода – это чудо природы. Поэтому о воде не случайно слагались стихи, песни, писались картины.


Продолжаем мероприятие проведением конкурса «Минутка» на знание стихов, пословиц, поговорок о воде.

Звучат строки:

«Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струя водопада и брызги фонтана.

И все это – только вода».


«Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода.

И топит, как будто играя,

Большие морские суда».


«В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода».


«В цветенье вешнем иль в снегу

Земля всегда красавица,

И за любовь она в долгу

Пред вами не останется».


Ребята друг другу загадывают загадки:

«Что видно, когда ничего не видно?» (туман);


«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут» (облака);


«Темным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком!» (зима);


«Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал» (дождь).


Рассказывая о нахождении воды в природе, преподаватель использует глобус, отмечая большую площадь голубого цвета рек, морей, океанов, озер.

В.И. Вернадский сказал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество ….. ею проникнуто и охвачено».

На доске таблица «Вода, вода, кругом вода», в которой указано, что кровь человека на 90% состоит из воды, мышцы – на 75%, кости – на 28%, стекловидное тело глаза – на 99%.

Вода – обязательный компонент каждой живой клетки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к гибели организма.

В организмах идет обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течение 28 лет, у черепахи – 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи – 30-50 дней.

Вода участвует и в растворении веществ, в образовании крахмала, сахара, жиров, в теплообмене организма. Вода – источник питания для растений, для получения теплоты и энергии, а реки, моря, океаны – средство передвижения водного транспорта и перевозки грузов.

Говоря о столь важном значении воды, нельзя не затронуть вопрос экономического ее расходования и бережного отношения к ней.

А знаете ли вы о так называемой святой воде, о причинах ее чудесных свойств, о магических свойствах серебряной воды, об использовании древними египтянами серебряных пластинок, талисманов для быстрого заживления ран?


Как известно, абсолютно нерастворимых веществ в природе нет, правда, одни вещества растворяются хорошо, другие – хуже, третьи же, на первый взгляд, кажутся совсем нерастворимыми. Но так только кажется. Вещество, которое мы считаем нерастворимым, при более тщательном изучении обладает очень малой растворимостью. Такой малой растворимостью обладает и серебро. В отличие от других металлов, незначительные, буквально невесомые количества растворенного серебра способны убивать микроорганизмы, находящиеся в воде. Среди них, конечно, могут быть и те, которые являются причиной желудочно-кишечных заболеваний. Поэтому вода, хранящаяся в серебряном сосуде, долгое время не портится. Растворившееся серебро убивает микроорганизмы, размножающиеся при гниении. Достаточно несколько миллиардных долей грамма серебра, чтобы обезвредить литр воды. Для придания воде бактерицидных свойств достаточно кратковременного контакта с серебром.

Возможно, что подобного рода наблюдения над своеобразными свойствами серебра привели еще раньше жителей древнего Египта (2500 лет до н.э. у них серебро ценилось дороже золота) к оригинальному способу лечения открытых ран: на раны накладывали серебряные пластинки.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – живая вода. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, трижды погружаемся в купель. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов, жилых домов, построек, любого бытового предмета. Крещенская вода принимается верующими только натощак. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой, и неизлечимая болезнь отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая по его словам, «сама все освящает».

Освящение воды было принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Но не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда на земле все было чисто и свято. Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божьим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Но человек сам через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания. Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым.

Вода, ставшая стоком нечистот, стала заразительной, опасной и теперь в руках Правосудия Божьего стала выступать орудием наказания нечестивых. Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное пространство и сделать его источником освящения для человека. Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена Крещением Самого Сына Божьего?

Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божьею, люди, всегда носим в себе семя древней греховной нечистоты, и поэтому всегда будем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир тление. Поэтому Церковь молитвой освещает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в этом мире.


Вода, в которой протий (обычный водород) заменен дейтерием (второй, тяжелый водород), называется тяжелой. Она отличается от обычной своими свойствами. Так, тяжелая вода замерзает не при 00С, как обычная, а при +3,80С кипит не при 1000С, а при 101,40С, имеет большую плотность (1,1056), чем обычная; в тяжелой воде невозможная жизнь. В обычной воде всегда содержится примесь тяжелой. Количество ее невелико и составляет 0,02% от веса каждой капли. Однако, собранная со всего земного шара, она могла бы наполнить водоем, равный по величине объему Черного моря.

Тяжелая вода используется при получении атомной энергии в ядерных реакторах в качестве вещества, замедляющего нейтроны.


Когда-то людей, которые занимались химией, называли волшебниками, чернокнижниками. В наш век химия может объяснить любые чудеса. А сейчас я покажу вам несколько фокусов.


Фокус с превращением «воды» в «молоко»


В одном стакане растворить небольшое количество ВаСl2, а в другом – Н2SO4 (разб.раствор). Полученные растворы будут прозрачными, и на вид ничем от воды отличаться не будут. Растворы слить вместе, получите жидкость молочного цвета. Раствор после выполнения опыта надо убрать, потому что осадок вскоре опуститься на дно, и ребята увидят, что это никакое не молоко.


Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду


В одном стакане приготовить раствор СаСl2, в другом – столько же раствора Na2CO3, (объем раствора не должен превышать 1/3 стакана). Полученные растворы на вид ничем от воды отличаться не будут. Слейте оба раствора – и получите жидкость белого цвета, как молоко. Сразу же добавьте к жидкости раствор НСl в избытке – «молоко» мгновенно закипит и станет вновь «водой».


Фокус с превращением «воды» в «кровь»


Налейте в большой стакан чистой воды. В другом стакане приготовьте раствор уксусной кислоты (его для себя отметьте каким-либо образом). В следующем (третьем стакане) приготовьте раствор Na2CO3, в четвертом – раствор фенолфталеина. Сухие реактивы заливайте малым количеством воды и размешивайте до полного растворения! Все полученные растворы по виду ничем не будут отличаться от воды. Теперь приступим к опыту.

В начале надо убедить ребят, что в стаканах налита чистая вода. Для этого можно отпить несколько глотков из стакана с водой. Затем перелейте всю воду из двух стаканов в большой стакан (кроме стакана с уксусной кислотой!). На глазах ребят жидкость станет красной, как кровь! Добавьте к полученной «крови» раствор уксусной кислоты – жидкость обесцветиться, «кровь» вновь стала «водой».


Фокус с «кровавой раной»


Приготовьте 2 разбавленных раствора – FeCl3 и KNCS. Для опыта понадобиться пластмассовый ножик. Вызвать ученика. Промойте ладонь ватой, обильно смоченной раствором FeCl3, а раствором KNCS смочите ножик. После этого проведите ножом по ладони, потечет «кровь». «Кровь» с ладони смойте ватой, смоченной раствором NaF. «Кровь» при этом превратиться в «воду».

Спасибо за внимание!




Преподаватель химии Марина Владимировна Шляпкина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!